Презентация, доклад на тему Мировоззрение Древней и современной Индии

Содержание

Исторические периодыДревнейшая высокоразвитая индская, или харрапская культура VII тыс. до н.э.Город Мохенджо-Даро (100 тыс. жителей)Образцы найденных статуэтокБытовая жизнь

Слайд 1Мировоззрение Древней и современной Индии

Мировоззрение  Древней  и современной  Индии

Слайд 2Исторические периоды
Древнейшая высокоразвитая индская, или харрапская культура VII тыс. до н.э.
Город

Мохенджо-Даро
(100 тыс. жителей)

Образцы найденных статуэток

Бытовая жизнь

Исторические периодыДревнейшая высокоразвитая индская, или харрапская культура VII тыс. до н.э.Город Мохенджо-Даро (100 тыс. жителей)Образцы найденных статуэтокБытовая

Слайд 3Арийский или Ведийский период – VI -II тысячелетие до н.э. –

период распространения «священного знания» Вед.
Арий – благородный. Северный, белокожий народ полярной Гипербореи, заселивший северную Бахарату (Индию).

Источники арийского (ведического) знания
о мироустроустве, назначении человека, устроении общества и отношений между царствами природы:
ЗАКОНЫ МАНУ И ВЕДЫ.
(Ману - прародитель народа, Ман – человек, разум)
Арийский или Ведийский период – VI -II тысячелетие до н.э. – период распространения «священного знания» Вед. Арий

Слайд 4Законы Ману предписывают
ВАРНОВУЮ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА,
отвечающую единственно правильному миропорядку (гл.10):



















Варна –

в переводе означает – качество, цвет, категория.
Варны – естественное мироустройство не тел и личностей, но Душ человеческих,
они отражают иерархичность Жизни, естественный ход вещей
и распределение функций в едином организме общества.
Позже варны формализовались и превратились в жесткую систему каст.



Законы Ману предписываютВАРНОВУЮ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА, отвечающую единственно правильному миропорядку (гл.10):Варна – в переводе означает – качество, цвет,

Слайд 5Страница из Вед
Написана особым письмом дивангари на языке санскрит

Страница из ВедНаписана особым письмом дивангари на языке санскрит

Слайд 6Каждая Веда состоит из трёх отделов: Самхиты, Брахманы и Сутры.
1) Самхиты - это та часть вед, которая

содержит собрания гимнов, молитв и жертвенных формул ведической религии,
2) Брахманы – раскрывают смысл обрядов.
3) Сутры - книги о правилах проведения ритуалов и обрядов.


Каждая Веда состоит из трёх отделов: Самхиты, Брахманы и Сутры.1) Самхиты - это та часть вед, которая содержит собрания гимнов, молитв и жертвенных

Слайд 7Текст из Ригведы
I, 82. К Индре 1. Прислушайся внимательно к (нашим) хвалебным

песням, О щедрый, не (будь) как тот, кто несогласен! Когда ты хочешь сделать нас Счастливыми, стремись к этой (самой) цели! Запрягай же, Индра, пару твоих буланых коней! 2. Они уже насытились (и) опьянились. Милые (друзья) стряхнули нам вниз (блага). Обладающие собственным блеском, вдохновенные Прославлены самой новой молитвой. Запрягай же, Индра, пару твоих буланых коней! 3. Тебя, прекрасного на вид, мы Хотим прославить, о щедрый. Возвеличенный, выезжай сейчас вперед по своему желанию С сиденьем колесницы, полным (добра)! Запрягай же, Индра, пару твоих буланых коней!
Текст из РигведыI, 82. К Индре  1. Прислушайся внимательно к (нашим) хвалебным песням, О щедрый, не

Слайд 8Текст Самаведы
Шанти-патха Самаведы

Ом, да станут сильными мои части тела, речь,

прана, глаз, ухо также сильными (да станут) все способы восприятия!
Да не буду я разделён с Благом (Брахмой) (описанном в) Брахма-упанишаде!
Да не будет разделено Благо (Брахма) со мной! Нераздельность да будет! Нераздельность со мной да будет! 
Когда Тот Атман удовлетворён, что (описан в Упанишаде), добродетели (дхармы) те – во мне да станут, они – во мне да станут!
Ом! Спокойствие, невозмутимость, тишина! Да будет ОМ – для Хари (Вишну)!

Текст СамаведыШанти-патха Самаведы Ом, да станут сильными мои части тела, речь, прана, глаз, ухо также сильными (да

Слайд 9Брахманический период – I тысячелетие до н.э. – власть брахманов.
главное учение

индийской философии

УПАНИШАДЫ (книги о мироздании, «у ног Учителя» - рациональное представление о Вселенной, богах, дэвах, асурах, духах, человеке, законах познания, уме, логике).

Упанишады и философские школы

Брахманический период – I тысячелетие до н.э. – власть брахманов.главное учение индийской философииУПАНИШАДЫ (книги о мироздании, «у

Слайд 10ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ БРАХМАНИЗМА:

1. Учение о Брахмане и Атмане
В мире - два

начала:

Брахман – универсальная, безличная мировая душа (основа бытия), объективное духовное начало, из которого возникает весь мир с его элементами;

Атман – индивидуальная душа человека («Я»), субъективное духовное начало.

Они противоположны друг другу (как объект и субъект) и одновременно тождественны (слитны, едины) на высшем уровне развития субъективного «Я».
ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ БРАХМАНИЗМА:1. Учение о Брахмане и АтманеВ мире - два начала:Брахман – универсальная, безличная мировая душа (основа бытия), объективное духовное начало, из

Слайд 112. Учение о Сансаре и Карме

Сансара (круговорот жизни) - человеческая жизнь бесконечно

перерождается. Новое рождение индивида обуславливается (определяется) законом Кармы (закон воздаяния за содеянное).

Будущее человека (его новое состояние и сословие (варна)) определяется его поступками в прошлых жизнях.
При плохих поступках он не только переходит в низшую касту, но его душа может переселиться даже в животного.
То есть, судьба человека зависит от его поведения. Это обычный для людей путь – «путь отцов» (питръяна).

Другой путь – истинный, это «путь Богов» (деваяна). При этом душа человека (Атман) освобождается от бесконечного перерождения (сансары), сливается с Брахманом и остается в нем навсегда, освобождаясь от влияния Кармы (воздаяния).
Это достигается при помощи постоянного нравственного совершенствования, аскетизма, освобождения от страстей (мокша), осознании своего тождества с миром.
2. Учение о Сансаре и КармеСансара (круговорот жизни) - человеческая жизнь бесконечно перерождается. Новое рождение индивида обуславливается (определяется) законом

Слайд 12Философские школы
1 – НЬЯЯ – система логики, правильной аргументации,
2 – ВАЙШЕШИКА

– система достижения освобождения через понимание сути существования природных стихий, пространства, времени, души и ума,
3 – САНКХЬЯ – система опоры на категории существования
Саттва-гуна («гуна благости»)
Раджо-гуна («гуна страсти»)
Тамо-гуна («гуна невежества»)

4 – ЙОГА – система практического осуществления достижения освобождения через гармонию тела и духа.
5 – МИМАНСА – система достижения освобождения на основе правильного соблюдения ведических ритуалов,
6 – ВЕДАНТА – система достижения освобождения путём осознавания своего единства с Брахманом – единство Духа и Материи в человеке и мире.
Философские школы1 – НЬЯЯ – система логики, правильной аргументации, 2 – ВАЙШЕШИКА – система достижения освобождения через

Слайд 15Тапас – основа духовной практики
Добровольное принятие обета или
подвига (физического, умственного,
для

преодоления своей
физической (животной) природы
и постижения внутреннего
Атмана)

Индуизм, йога, джайнизм,
буддизм
Тапас – основа духовной практикиДобровольное принятие обета илиподвига (физического, умственного, для преодоления своей физической (животной) природы и

Слайд 16Джайнизм

Вселенная состоит из живого («Джива») и неживого
(«Аджива»). При этом как

Вселенная, так и Дхарма
(следование нормам и правилам, необходимых для того,
чтобы не нарушать космический порядок) бесконечны. Правда, все процессы в них происходят в циклическом порядке, повторяясь через какие-то временные промежутки

Абсолютно все живое обладает душой.

Каждая душа священна, поэтому безгранично ценна. Ко всему живому следует относиться трепетно, ни в коем случае не вредить никому.

Душа мирянина принимает разные формы жизни в разное время (из-за того, что во Вселенной все происходит циклично) – человек, «недочеловек» (животные, растения и др.), сверхчеловек и существа ада.

Душа сама отвечает за свою жизнь как в настоящем, так и будущем. И когда она освобождается от сансары, становится свободной. При этом душа приобретает чистое сознание, восприятие, счастье.

Основная цель джайнизма – освободить душу от негатива, возникающего в результате неправильных мыслей, речей и действий. Этого можно достичь, руководствуясь принципами «Трех драгоценностей джайнизма»: Совершенное знание, Совершенное воззрение, Совершенное поведение.
ДжайнизмВселенная состоит из живого («Джива») и неживого («Аджива»). При этом как Вселенная, так и Дхарма (следование нормам

Слайд 17БУДДИЗМ в VI веке до н.э. основателем учения считается
Гаутама Будда

(Сидхардха Шакьямуни) (563-483гг. до н.э.).
Он не был ни богом, ни сыном бога, ни пророком.
Сидхардха Гаутама родился в королевской семье, в полном достатке. Но после 3-х встреч:
с больным человеком;
с похоронной процессией;
с аскетом.
Осознал, что жизнь человека полна страданий. И чтобы избавить человечество от этого ушел из дворца, в поисках ответа и выхода из круга сансары.

Зная с детства роскошь и довольство, пройдя самостоятельно опыт аскезы и нищеты, оно осознал, что крайности не спасают человека.
В возрасте 35 лет он испытал нечто неизменное и вневременное.
Он пережил прямой опыт природы ума, бесконечно богатой и неразрушимой.
БУДДИЗМ в VI веке до н.э.  основателем учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563-483гг. до н.э.).Он

Слайд 18Будда осознал, что его ум способен на все, что у ума

нет границ. Ум может все знать и понимать, он вне времени и пространства. Ум не является вещью. Он не сложен из химических элементов, ум – это не то же самое, что мозг.
Поэтому ум невозможно нащупать, найти или исследовать с помощью приборов. Его также нельзя назвать особым чувственным аспектом, таким как душа.

Ум неличностный, то есть не «принадлежит тебе или мне», и его суть не может быть передана словами.

Когда Сиддхартха познал природу ума, которой наделен человек, его стали называть Буддой, что означает «просветленный».

Затем в течение 45 лет Будда передавал свой опыт многим людям, помогая им прийти к тому же самому состоянию.

Потому его и считают выдающимся мудрецом, уникальной фигурой в истории религии и философии.

Будда осознал, что его ум способен на все, что у ума нет границ. Ум может все знать

Слайд 19Принципы буддизма
В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

Жизнь человека

– есть страдание.
Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.

2. Причина страдания – желание.
Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.

3. Есть пусть избавления от страдания.
Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.

4. Восьмеричный путь
Именно этот путь, позволяющий избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей – «срединный путь» - ни аскеза, ни излишество.
Принципы буддизмаВ буддизме есть основные истины, открытые Буддой:ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫЖизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны

Слайд 20Восьмеричный путь спасения предполагает:

правильное понимание – самое главное, что нужно сделать,

это осознать, что мир полон страданий и скорби;
правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.
Восьмеричный путь спасения предполагает:правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий

Слайд 21Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости.

Три

последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила).

Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).

Основная идея буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него.
Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников. 

Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного

Слайд 22Современный буддизм
В настоящее время во всём мире около 2 миллиардов человек

считают себя буддистами, при этом регулярно посещают храм и участвуют в религиозной жизни около 300 млн последователей.
Значительная их часть проживает в странах Центральной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, однако буддийские общины имеются в большинстве стран Европы и Америки.

В различных странах мира существуют буддийские университеты.
Современный буддизмВ настоящее время во всём мире около 2 миллиардов человек считают себя буддистами, при этом регулярно

Слайд 23Дала́й-ла́ма  — линия передачи, восходящая корнями к 1391 году.
По представлениям тибетского буддизма, Далай-лама

является воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары , бодхисаттвы сострадания.
Начиная с XVII века вплоть до 1959 года Далай-ламы были теократическими правителями Тибета, руководя страной из тибетской столицы Лхасы. В связи с этим и теперь Далай-лама рассматривается как духовный лидер тибетского народа.
«Далай» означает «океан» — в значении «Великий«лама» в тибетском эквивалентно санскритскому слову «гуру» и имеет значение «учитель».

Далай-лама XIV, Тэнцзин Гьямцхо,
является духовным лидером тибетского народа. 

Дала́й-ла́ма  — линия передачи, восходящая корнями к 1391 году. По представлениям тибетского буддизма, Далай-лама является воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары , бодхисаттвы сострадания. Начиная с XVII века вплоть до 1959 года Далай-ламы

Слайд 24В отличие от монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам), в буддизме нет

всемогущего Бога-творца или Бога-личности,
сотворения мира, мир

считается «никем не созданным и никем не управляемым»; в то же время вопрос о том, есть ли у мира начало, считается «не имеющим ответа»,
вечной души,
искупления грехов,
безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы
абсолютной преданности,
религиозной организации, аналогичной церкви
ересей,
общих и непререкаемых для всех школ догматов.
единственного мироздания, число миров считается бесконечным[111],
провидения,
непременного отказа последователя от других религий. Последователь буддизма может быть одновременно последователем синтоизма, даосизма и «любой другой религии», при этом не нарушая основ буддийского учения, что является одним из проявлений 
жёсткого разделения на верных и неверных, избранных и язычников
притязаний на монопольную истину.

В отличие от монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам), в буддизме нетвсемогущего Бога-творца или Бога-личности,сотворения мира, мир считается «никем не созданным и никем

Слайд 25Домашнее задание
Общие представления о религии и философии Древней и современной Индии.
Отличие

мировоззрения Востока и Запада.
Основные идеи и мировоззрения в индуизме.
Назовите философские школы брахманизма и их идеи.
Принципы и суть буддизма.

Домашнее заданиеОбщие представления о религии и философии Древней и современной Индии.Отличие мировоззрения Востока и Запада.Основные идеи и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть