Презентация, доклад на тему Технология адаптации учебного материала по естествознанию для детей с ограниченными возможностями здоровья

Содержание

Цель исследования: рассмотреть технологию адаптации учебного материала по естествознанию для детей с ограниченными возможностями здоровья.Объект исследования – обучение детей с ограниченными возможностями здоровья .Предмет – адаптация материала для обучения детей с ОВЗ на уроках естествознания. Задачи

Слайд 1Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников

образования» Технология адаптации учебного материала по естествознанию для детей с ограниченными возможностями здоровья

Итоговая аттестационная работа
по дополнительной профессиональной программе
профессиональной переподготовки
«Теория и методика преподавания естествознания»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»  Технология адаптации

Слайд 2Цель исследования: рассмотреть технологию адаптации учебного материала по естествознанию для детей

с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования – обучение детей с ограниченными возможностями здоровья .
Предмет – адаптация материала для обучения детей с ОВЗ на уроках естествознания.
Задачи исследования:
- изучить теоритические основы обучение детей с особыми возможностью здоровья.
- рассмотреть технологию адаптации учебного материала по естествознанию;
- провести диагностику технологии адаптации учебного материала по естествознанию для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- разработать совершенствование технологии учебного материала по естествознанию для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза исследования: совершенствование технологии адаптации учебного материала для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует лучшему обучению естествознания.

Цель исследования: рассмотреть технологию адаптации учебного материала по естествознанию для детей с ограниченными возможностями здоровья.Объект исследования –

Слайд 3Естественнонаучное образование предполагает передачу подрастающему поколению эмпирического опыта познания мира, формирование

представлений о естественнонаучной картине мира как глобальной модели природы, отражающей целостность и многообразие мира в соответствии с основными концепциями естествознания, понимание принципов преемственности в изучении природы.

ПОНЯТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Естественнонаучное образование предполагает передачу подрастающему поколению эмпирического опыта познания мира, формирование представлений о естественнонаучной картине мира как

Слайд 4ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Цели и задачи курса естествознания должны обеспечить,

прежде всего, овладение учащимися естественнонаучных знаний, представлений и понятий, лежащих в основе формирования целостной картины мира и места человека в нем.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯЦели и задачи курса естествознания должны обеспечить, прежде всего, овладение учащимися естественнонаучных знаний,

Слайд 5АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Методы компенсирующего обучения

включают следующие специальные приемы:
•  тренинг вычислительных навыков, включающий материал начальной школы;
•  упражнения на развитие памяти;
•  уменьшение (а не укрупнение) дидактических единиц;
•  опора на наглядно-образную педагогику, восхождение от конкретного к абстрактному.
•  опоры различного типа (от плаката-примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы);

АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗМетоды компенсирующего обучения включают следующие специальные приемы:•  тренинг вычислительных навыков,

Слайд 6АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Методы компенсирующего обучения

включают следующие специальные приемы:
•  алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы);
•  указание типа, закона, правила;
•  подсказка (намек, ассоциация) идеи, направления мысли;
•  предупреждение о возможных ошибках;
•  разделение сложного задания на составляющие.

АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗМетоды компенсирующего обучения включают следующие специальные приемы:•  алгоритмы решения задачи или

Слайд 7ТЕХНОЛОГИИ ЭКСКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
На сегодняшний день, различными исследователями, выделены следующие технологии адаптации

учебного материала по естествознанию для детей с ограниченными возможностями – работа с текстами, ассоциации (Окорокова Е.А.), игры (Никитина Е.О.), рисование, лепка, изготовлений коллекций, изготовление плакатов (Гаязова Г.А.).
ТЕХНОЛОГИИ ЭКСКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.На сегодняшний день, различными исследователями, выделены следующие технологии адаптации учебного материала по естествознанию для детей

Слайд 8ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАГНОСТИКИ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Число

испытуемых: 20 человек (5 класс).

Было проведено тестирование в начале эксперимента и в конце.


Вопросы:
1. как дышат рыбы?
2. как дышат растения под водой?
3.что называют процессом фотосинтеза?
4. как подразделяться животные по способу питания?
5. приспособления медведя к зиме?
6.самый большой континент Земли?
7.что такое симбиоз?
8.самое большое животное планеты?
9. назовите 3-х представителей отряда голосеменных?
10.назовите 3-х представителей отряда покрытосеменных?

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАГНОСТИКИ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗЧисло испытуемых: 20 человек (5 класс).Было проведено

Слайд 9Результаты тестирования в начале эксперимента:
- 5 детей имеют отличный уровень знаний

учебного материала по естествознанию;
- 13 детей имеют хороший уровень знаний учебного материала по естествознанию;
- 2 детей с ограниченными возможностями здоровья имеют плохой уровень знаний учебного материала по естествознанию.

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАГНОСТИКИ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Результаты тестирования в начале эксперимента:- 5 детей имеют отличный уровень знаний учебного материала по естествознанию;- 13 детей

Слайд 10СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Слайд 11СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
1

урок – предполагает использование экскурсии по результатам которой детям задают домашнее задание нарисовать то, что запомнилось больше всего.
План.
Тема урока – изучение природы и ее явлений.
Цель занятия – изучить природу и ее явление на практике.
Предметы из цикла «Естествознание», то есть природу, нельзя изучать, исключительно слушая теорию и глядя на экспонаты. Чтобы понять, какие физические процессы происходят при возникновении тех или иных явлений или проявлении свойств веществ, необходимо изучить их практически. Такую возможность детям с ограниченными возможностями здоровья представляет посещение: океанариума; музеи:
1.Выставочный зал «Аквариум».
Адрес: г.Челябинск, улица 60 лет Октября, д.11
Детям интересно посмотреть и изучить подводный мир. Кроме того, они могут покормить рыбок.

2. музей леса
Адрес: г.Челябинск, Варнавская 1 – А
При посещении данного музея дети могут познакомиться с жителями леса.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ1 урок – предполагает использование экскурсии по

Слайд 12Выполнение домашнего задания после посещения экскурсии

Выполнение домашнего задания после посещения экскурсии

Слайд 13СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

2

урок - использование семинара.
Тема – Земля наш дом
Цель урока – ознакомить детей со строением Земли.
Детям предложено подготовить доклады на тему «Земля – наш дом», проиллюстрировав свой доклад. По итогам занятия выбирается лучшая работа.
Итоги занятия
Домашнее задание. Изготовить макет Земли.

3 урок - использование ролевой игры.
Тема – жители леса
Цель урока – ознакомить детей с жителями леса
Детям предложено разбиться на группы по 5 человек и подготовить сценку отражающую жизнь данного животного, а так же прочитать стихотворение о себе и загадать загадку другим детям о том, кого они представляют.
Итоги занятия
Домашнее задание.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ2 урок - использование семинара. Тема –

Слайд 14Выполнение домашнего после семинара

Выполнение домашнего после семинара

Слайд 15СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
4

урок - использование киноурока
Тема – морские жители
Цель урока – ознакомить детей с подводным миром
Детям демонстрируются следующие фильмы:
- тайны океанов (продолжительность 12 мин. 50 сек.);
- морские обитатели (продолжительность 5 мин. 33 сек.);
- дьяволы морских глубин (продолжительность 13 мин. 30 сек.)
Итоги занятия
Домашнее задание. Нарисовать и подготовить доклад о морском обитатели, которое понравилось больше всего.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ4 урок - использование киноурокаТема – морские

Слайд 16Пример выполнения домашнего задания после киноурока

Пример выполнения домашнего задания после киноурока

Слайд 17СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
5

урок - проведение урока с использованием интернет – ресурсов
Тема – растения
Цель – ознакомить детей с растениями.
Учитель читает детям лекцию о растениях, используя подготовленную презентацию.
Итоги занятия
Домашнее задание. Подготовить презентацию и доклад о любом растении.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ5 урок - проведение урока с использованием

Слайд 18ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАГНОСТИКИ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Результаты

тестирования в конце эксперимента:
- 11 детей имеют отличный уровень восприятия учебного материала по естествознанию;
- 7 детей имеют хороший уровень восприятия учебного материала по естествознанию.
2 детей с ограниченными возможностями здоровья адаптации учебного материала по естествознанию.
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАГНОСТИКИ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗРезультаты тестирования в конце эксперимента:- 11 детей

Слайд 19СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ОВЗ, ПОЛУЧЕННЫЕ В НАЧАЛЕ И В КОНЦЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

В конце эксперименте, число детей имеющих отличный уровень восприятия учебного материала по естествознанию увеличился на 6 человек, число детей, имеющих хороший уровень, увеличилось на 2 человека, число детей, имеющих плохой уровень, сократилось на 2 человек. Полученные данные позволяют констатировать целесообразность совершенствования технологии адаптации учебного материала по естествознанию для детей с ограниченными возможностями, разработанные во второй главе данной работы.

СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ПОЛУЧЕННЫЕ В НАЧАЛЕ И

Слайд 20ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Естественнонаучное образование предполагает передачу подрастающему поколению эмпирического опыта познания мира,

формирование представлений о естественнонаучной картине мира как глобальной модели природы, отражающей целостность и многообразие мира в соответствии с основными концепциями естествознания, понимание принципов преемственности в изучении природы;
Цели и задачи курса естествознания должны обеспечить, прежде всего, овладение учащимися естественнонаучных знаний, представлений и понятий, лежащих в основе формирования целостной картины мира и места человека в нем;
На сегодняшний день, различными исследователями, выделены следующие технологии адаптации учебного материала по естествознанию для детей с ограниченными возможностями – работа с текстами, ассоциации, игры, рисование, лепка, изготовлений коллекций, изготовление плакатов .
Основываясь на полученные данные диагностики, разработана программа совершенствования технологии адаптации учебного материала по естествознанию для детей с ограниченными возможностями, которая включает: использование экскурсии + рисование; использование семинара+рисование+ изготовление макета; использование ролевой игры; использование киноурока+рисование; проведение урока с использованием интернет – ресурсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Естественнонаучное образование предполагает передачу подрастающему поколению эмпирического опыта познания мира, формирование представлений о естественнонаучной картине мира

Слайд 21Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников

образования» Технология адаптации учебного материала по естествознанию для детей с ограниченными возможностями здоровья

Итоговая аттестационная работа
по дополнительной профессиональной программе
профессиональной переподготовки
«Теория и методика преподавания естествознания»

Научный руководитель:
старший преподаватель кафедры
естественно – математических дисциплин

Челябинск, 2017

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»  Технология адаптации

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть