Слайд 1Челябинский государственный университет
Институт экономики отраслей бизнеса и администрирования
Кафедра «Экономика отраслей
и рынков»
Предмет:
«Планирование на предприятии»
Преподаватель:
доктор экономических наук,
профессор кафедры экономики
отраслей и рынков
КАЛЕДИН Сергей Викторович
http://www.famous-scientists.ru/15303/
https://glasstree.com/shop/
Слайд 2Лекция 11
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Слайд 3СОДЕРЖАНИЕ
Организация службы планирования на предприятии;
Анализ и оценка качества планов.
Слайд 4
1. Организация службы планирования на предприятии
Организация планово-экономической работы во многом зависит
от размера и типа предприятия.
На малых предприятиях обычно не существует глубокого разделения управленческих функций, и высшие руководители самостоятельно определяют все детали планирования и организации производства.
На крупных и средних предприятиях разработка стратегических, тактических и календарных планов производится децентрализованно, с учетом принятой организационной структуры, распределения обязанностей между коллективами различных служб, соподчинения управляющих, контроля и координации всех функций организации как единого целого.
Слайд 5На практике применяют три схемы организации работ по составлению планов:
1.
сверху вниз,
2. снизу вверх по иерархической структуре предприятия и
3. круговой способ (встречное планирование).
Слайд 6Планирование сверху вниз
Организационно централизованное планирование на большинстве крупных и средних предприятий
осуществляется сверху вниз. При таком подходе плановые стратегии разрабатываются на высшем уровне управления, где определяются цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития предприятия, и проводится взаимоувязка всех плановых предложений и механизма их реализации.
Слайд 7Планирование снизу вверх
Планирование снизу вверх осуществляется от планов на местах через
планы подразделений к общему плану путем согласований, объединений и корректировок. При этом участки, цехи составляют подробные планы, которые объединяются на верхней ступени, образуя в итоге общий единый план предприятия.
Слайд 8Встречное планирование
Встречное планирование объединяет оба предыдущих способа. Такая организация планирования имеет
два существенных преимущества:
устраняется порочный круг: не зная вышестоящих целей, нельзя принимать обоснованные решения по нижестоящим целям, планам и альтернативным вариантам действий;
вклад в планирование производится всеми подразделениями объекта и требует знания общего плана по предприятию в целом.
Слайд 11Структурные подразделения ПЭО
В состав планово-экономического отдела могут входить следующие структурные подразделения
(секторы, бюро, группы):
технико-экономического планирования;
себестоимости;
цен;
экономического анализа;
учета и статистики;
калькуляции;
нормативов и др.
Слайд 12
Основные функции ПЭО:
1. В области планирования
1.1. Организация и общее руководство разработкой
проектов перспективных и текущих планов предприятия:
• подготовка предложений для утверждения руководством предприятия о порядке, сроках и участниках разработки проектов планов;
• распределение производственной программы между цехами и службами предприятия;
• рассмотрение обоснований и расчетов к проектам планов структурных подразделений предприятия;
• обеспечение согласованности и взаимной увязки планов цехов и служб предприятия;
• разработка планов предприятия в целом.
Слайд 13
Основные функции ПЭО:
1. В области планирования
1.2. Планирование производственно-хозяйственной деятельности структурных подразделений
предприятия:
• доведение годовых и квартальных заданий цехам и службам по установленному перечню показателей;
• участие в разработке годовых, квартальных и месячных программ вспомогательных и непроизводственных цехов;
• рассмотрение цеховых планов, их проверка, внесение необходимых корректировок.
1.3. Внесение соответствующих корректировок в планы предприятия и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации.
Слайд 14Основные функции ПЭО:
2. В области организации планово-экономической работы
2.1. Подготовка необходимых материалов
для рассмотрения проектов планов, итогов работы предприятия и цехов в различных органах управления предприятием.
2.2. Организация хозрасчета на предприятии:
• разработка системы хозрасчетных показателей цехов и служб в соответствии со спецификой их работы;
• контроль за внедрением и совершенствованием хозрасчета в подразделениях предприятия;
• участие в разработке положений по материальному стимулированию.
Слайд 15Основные функции ПЭО:
2. В области организации планово-экономической работы
2.3. Организация работы по
нормированию и ценообразованию на предприятии:
• систематизация нормативных затрат на изготовление продукции;
• составление нормативных калькуляций, контроль за внесением в них всех текущих изменений;
• участие в разработке прогрессивных плановых технико-экономических норм и нормативов и доведение их до цехов, отделов и служб предприятия;
Слайд 16Основные функции ПЭО:
• разработка совместно с другими службами предприятия, в соответствии
с действующим законодательством, проектов оптовых и розничных цен и тарифов и представление их на утверждение;
• разработка и представление на утверждение внутризаводских цен;
• подготовка заключений по проектам оптовых цен на поставляемую продукцию предприятию;
• разработка ценников, применяемых при планировании и учёте;
• анализ цен, выявление убыточных и высокорентабельных изделий, разработка мероприятий по ликвидации убыточности, в случае необходимости – внесение предложений о пересмотре цен на высоко рентабельные изделия, подготовка и представление для утверждения новых цен всех необходимых материалов.
Слайд 17Основные функции ПЭО:
2. В области организации планово-экономической работы
2.4. Организация разработки мероприятий
по эффективному использованию производственных мощностей основных и оборотных фондов, материальных и трудовых ресурсов, по использованию всех резервов производства.
2.5. Организация разработки мероприятий по выполнению и перевыполнению установленных плановых заданий.
Слайд 18Основные функции ПЭО:
3. В области анализа и оперативно-статистического учета
3.1. Контроль за
выполнением цехами и службами предприятия годовых, квартальных, месячных, декадных и суточных планов и заданий.
3.2. Организация и руководство работой по комплексному экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
3.3. Представление необходимых обобщающих материалов и справок по результатам анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Слайд 19Основные функции ПЭО:
3. В области анализа и оперативно-статистического учета
3.4. Контроль за
правильностью производимых соответствующими службами и цехами предприятия расчетов экономической эффективности внедрения новой техники, рационализаторских предложений и других организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности производства, надежности и качества продукции, развитие специализации и кооперирования, механизацию инженерного и управленческого труда.
Слайд 20Основные функции ПЭО:
3. В области анализа и оперативно-статистического учета
3.5. Организация
статистической отчетности предприятия:
• сбор необходимых материалов, обобщение, подготовка и представление статистической отчетности в сроки и по формам, установленным директивными органами;
• контроль за качеством статистической отчетности на предприятии;
• систематизация статистических материалов и составление правок по статистической отчетности.
Слайд 21Основные функции ПЭО:
4. В области методологической работы
4.1. Методическое руководство, разработка форм
и документации, порядка и сроков проведения работ по следующим направлениям:
• технико-экономическому планированию;
• оперативно-производственному планированию (совместно с производственно-диспетчерскими службами предприятия);
• хозяйственному внутризаводскому расчету (совместно с главной бухгалтерией);
• учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности (совместно с главной бухгалтерией);
Слайд 22Основные функции ПЭО:
4. В области методологической работы
4.1. Методическое руководство, разработка форм
и документации, порядка и сроков проведения работ по следующим направлениям:
• расчетам экономической эффективности;
• статистической отчетности.
4.2. Изучение и распределение передового опыта планово-экономической работы, оперативного учета и анализа хозяйственной деятельности цехов и служб предприятия.
Слайд 23
2. Анализ и оценка качества планов
Конечные результаты всякой плановой деятельности во
многом определяются двумя взаимосвязанными факторами:
1) качеством составления экономистами-менеджерами первоначальных плановых показателей социально-экономической деятельности предприятия;
2) уровнем выполнения принятых высшим руководством предприятия первоначальных планов всеми категориями персонала.
Слайд 24В ходе внутрифирменного планирования и в процессе выполнения плановых показателей возникает
необходимость не только оценки правильного выбора основной цели развития того или иного подразделения предприятия, но и степени достижения запланированной цели.
Для оценки качества планов необходимо иметь систему показателей, характеризующих их реальность и напряженность, обоснованность и оптимальность, степень точности и уровень риска и т. д.
Слайд 25Реальность планов означает возможность их осуществления в ближайший отрезок времени. Критерий
реальности планов может быть установлен на основе анализа действительного положения хозяйства и возможностей его стихийного развития, с одной стороны, и анализа имеющихся объективных средств воздействия на этот ход развития, с другой. Реальность планов является выражением желательных результатов хозяйственного строительства в пределах имеющихся возможностей их достижения.
В конечном счете, первым признаком реальности планов может служить уровень их фактического выполнения в конкретных внешних и внутренних условиях.
Слайд 26Важным оценочным показателем качества разрабатываемых на предприятии планов служит уровень их
напряженности. Данный показатель является универсальным и может применяться для оценки качества планов на всех этапах их существования.
Напряженность планов служит одной из основных характеристик степени рационального использования планируемых экономических ресурсов в процессе производства продукции и услуг.
Слайд 27Коэффициент напряженности планов
кн = апп / аэ ,
где:
Кн –
коэффициент напряженности плана;
Апп – планируемый или фактический показатель;
Аэ – эталонный или нормативный показатель.
Приведенный способ расчета коэффициентов напряженности планов может быть использован для оценки разнообразных разделов или показателей планов: производства продукции, потребности ресурсов, продажи товаров, получения доходов, распределения прибыли и т. п.
Слайд 28Степень риска в условиях рыночной неопределенности можно оценить как:
нормальную при отклонении
фактических данных от запланированных показателей до 10%,
высокую – до 20%,
чрезмерную – до 40% и
недопустимую – свыше 50%. Если фактические показатели коэффициентов напряженности или риска находятся в пределах так называемого нормального коридора, то это служит признаком соответствующего уровня качества планов.
Слайд 29
Контрольные вопросы
1. Какие основные компоненты входят в состав автоматизированных систем плановых
расчетов?
2. Как можно оценить уровень качества планов на стадии их составления?
3. Какие показатели можно применять для оценки качества разработанных планов?
4. Что в общем виде показывает коэффициент напряженности планов?
5. Что означает равная напряженность планов?
Слайд 30
Контрольные вопросы
6. Какие коэффициенты напряженности используются для оценки выполнения планов?
7. Что
характеризует так называемый коридор оценочных плановых показателей?
8. Как связаны коэффициенты напряженности с показателями степени риска?
9. Какие показатели могут быть использованы для оценки степени риска?