Презентация, доклад на тему Формирование метапредметных компетенций исследовательской деятельности учащихся Особенности сопровождения исследовательской работы учащихся по математике

Содержание

Как организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность в школеСодержательные линии междисциплинарной учебной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» в рамках ФГОС ОООАлексей Юшков, кандидат психологических наук, доцент ВШЭ СПб, эксперт Программы «Школьная лига РОСНАНО»г. Санкт-Петербург;Михаил Эпштейн, кандидат

Слайд 1Формирование метапредметных компетенций исследовательской деятельности учащихся

Особенности сопровождения исследовательской работы учащихся по

математике
Формирование метапредметных компетенций исследовательской деятельности учащихсяОсобенности сопровождения исследовательской работы учащихся по математике

Слайд 2Как организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность в школе
Содержательные линии междисциплинарной учебной

программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» в рамках ФГОС ООО
Алексей Юшков, кандидат психологических наук, доцент ВШЭ СПб, эксперт Программы «Школьная лига РОСНАНО»г. Санкт-Петербург;
Михаил Эпштейн, кандидат педагогических наук, директор частной школы, г. Санкт-Петербург
«Учительская газета» от 16.10.2014
Блок «Проекты и стратегии»
http://www.ug.ru/appreciator/58
Как организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность в школеСодержательные линии междисциплинарной учебной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Слайд 3Учебное исследование или учебный проект?
Учебно-исследовательская деятельность школьников - деятельность, связанная с

поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Проектная деятельность – это деятельность, ориентированная на заранее известный, планируемый результат, отличается от исследования именно запрограммированностью на создание заранее известного продукта, имеющего социальную или практическую значимость.
Учебное исследование или учебный проект?Учебно-исследовательская деятельность школьников - деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу

Слайд 4Исследовательский проект?
«Исследовательский проект» в науке
– это форма подачи заявки в

грантовые центры на финансирование исследования.
Никакого другого содержательного смысла этот термин, на наш взгляд, в себе не несет.
Исследовательский проект?«Исследовательский проект» в науке – это форма подачи заявки в грантовые центры на финансирование исследования.Никакого другого

Слайд 5Учебно-исследовательская деятельность во время урочной деятельности
Исследовательский метод обучения возник и

применялся еще в 20-х годах прошлого века.
Организация учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной деятельности - один из наиболее сложных вопросов.
В ходе урочной деятельности принципиально одновременное решение двух образовательных задач – освоение норм исследовательской деятельности и освоение предметного материала.
Учебно-исследовательская деятельность во время урочной деятельности Исследовательский метод обучения возник и применялся еще в 20-х годах прошлого

Слайд 6Учебно-исследовательская деятельность во время урочной деятельности
Учебных исследований, причем организованных на

уроках и направленных на освоение предметного материала крайне мало.
Если исключить из этого «перечня» уроки, выстроенных в логике технологии «проблемного обучения» и «критического мышления», таких уроков-исследований станет еще меньше.
Анализ представленных в сети Интернет уроков, обозначенных как «уроки-исследования» показывает, что многие из них не соответствуют своему названию.
Учебно-исследовательская деятельность во время урочной деятельности Учебных исследований, причем организованных на уроках и направленных на освоение предметного

Слайд 7Учебно-исследовательская деятельность во внеурочной деятельности
Программы дополнительного образования
1) Леонтович А.В., Саввичев А.С.

Выполнение индивидуальных исследовательских работ школьников: методические рекомендации / А.В. Леонтович, А.С. Саввичев // Образовательные программы дополнительного образования детей (приложение к журналу «Дополнительное образование и воспитание»).- 2012.-№6.-С.2-91.
2) Леонтович А.В. Программа профессионального дополнительного образования «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей» (Организация исследовательского обучения); М.: 2005
Учебно-исследовательская деятельность во внеурочной деятельностиПрограммы дополнительного образования1) Леонтович А.В., Саввичев А.С. Выполнение индивидуальных исследовательских работ школьников: методические

Слайд 8Учебно-исследовательская деятельность во внеурочной деятельности
1) Бронников А.А., Иванова Е.Ю., Михайловский Н.А.

Математика. Вторая ступень: образовательная программа дополнительного образования детей / А.А. Бронников, Е.Ю. Иванова, Н.А. Михайловский // Образовательные программы дополнительного образования детей (приложение к журналу «Дополнительное образование и воспитание»).- 2012.-№4.-С.5-26.
2) Бронников А.А., Иванова Е.Ю., Михайловский Н.А. Математика. Третья ступень: образовательная программа дополнительного образования детей / А.А. Бронников, Е.Ю. Иванова, Н.А. Михайловский // Образовательные программы дополнительного образования детей (приложение к журналу «Дополнительное образование и воспитание»).- 2012.-№4.-С.27-43.
Учебно-исследовательская деятельность во внеурочной деятельности1) Бронников А.А., Иванова Е.Ю., Михайловский Н.А. Математика. Вторая ступень: образовательная программа дополнительного

Слайд 9Об исследовательских работах по математике
А.Б. Скопенков. Размышления об исследовательских задачах для

школьников / Математическое просвещение. 2008. № 12. С. 23-32 (http://www.mccme.ru/circles/oim/issl.pdf)
А.И. Сгибнев. Что такое исследовательская работа школьника по математике? http://www.mccme.ru/nir/uir/vern.pdf
Семинар учебно-исследовательских работ школьников по математике : портал. http://www.mccme.ru/nir/uir/
Бусев В.М. Новые педагогические культы и будущее школьной математики // Полином. 2009. № 1. С. 68–84.
А.И. Сгибнев. Исследовательские задачи для начинающих. Издательство: МЦНМО. 2013.
Об исследовательских работах по математикеА.Б. Скопенков. Размышления об исследовательских задачах для школьников / Математическое просвещение. 2008. №

Слайд 10Содержание исследовательской работы по математике
Изучение математики в школе предполагает специально организованную

деятельность по решению задач.
При выполнении исследовательской работы дети должны решать задачи по математике.
Важно, какие задачи они решают и как решают при выполнении работы.
В любом случае : если дети при выполнении работы не решают задач, то математики в работе нет.
Содержание исследовательской работы по математикеИзучение математики в школе предполагает специально организованную деятельность по решению задач. При выполнении

Слайд 11КАК НАЙТИ ЗАДАЧУ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ?
Исследовательские задачи должны, с одной стороны, быть

доступны для решения, понятны и интересны школьнику, а, с другой стороны, быть математически содержательными.

Желательно, чтобы задачу поставил школьнику человек, имеющий представление о какой-нибудь актуальной области математики, опыт собственной научной работы и вкус к просто формулируемым задачам.
КАК НАЙТИ ЗАДАЧУ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ?Исследовательские задачи должны, с одной стороны, быть доступны для решения, понятны и интересны

Слайд 12Формулировка и постановка задачи
 хорошая задача для начинающих – та, в которой есть естественный параметр, по

которому можно двигаться в исследовании, т.е. легко выделяемая последовательность частных случаев, так что в каждый момент ученик сам понимает, что можно делать дальше. И совсем хороша та задача, где и к идее доказательства можно прийти, последовательно двигаясь по этому параметру.
Формулировка и постановка задачи хорошая задача для начинающих – та, в которой есть естественный параметр, по которому можно двигаться в исследовании, т.е.

Слайд 13Формулировка и постановка задачи
 Хорошая задача для опытных исследователей – та, в которой есть большой простор

для продвижений, уточнений, вспомогательных задач, обобщений, а при доказательстве используются разнообразные методы. Отлично, если задача развивает научный вкус и имеет в перспективе выходы на идеи и методы «большой» математики.
Формулировка и постановка задачи Хорошая задача для опытных исследователей – та, в которой есть большой простор для продвижений, уточнений, вспомогательных задач, обобщений,

Слайд 14Формулировка и постановка задачи
Всякую содержательную олимпиадную задачу можно рассматривать как «кусочек»,

вырезанный из какой-то исследовательской темы (часто для её решения достаточно восстановить контекст).
Формулировка и постановка задачиВсякую содержательную олимпиадную задачу можно рассматривать как «кусочек», вырезанный из какой-то исследовательской темы (часто для её

Слайд 15О новизне работ
 Что никакой объективной новизны от работы школьника не требуется. Результат должен

быть субъективно новым – школьник открывает то, чего не знал (и чего нельзя узнать из всем известной книги или найти, набрав ключевое слово в интернетовском поисковике).
Конечно, сильный школьник при хорошем руководителе и удачно поставленной задаче иногда может получить объективно новый результат, и это здорово.
О новизне работ Что никакой объективной новизны от работы школьника не требуется. Результат должен быть субъективно новым – школьник открывает то, чего

Слайд 16О новизне работ
 Цель исследовательской работы не в том, чтобы получить чемпионский

результат, а в том, чтобы делать математические открытия на уровне, доступном ученику. Более-менее содержательные субъективные открытия доступны почти всем.
О новизне работ Цель исследовательской работы не в том, чтобы получить чемпионский результат, а в том, чтобы делать математические

Слайд 17Требования к исследовательской работе или наукообразность?
1) Актуальность
2) Новизна
3) Научная и практическая значимость

4)

Цели
5) Методы
6) Выводы

7) Гипотеза
Требования к исследовательской работе или наукообразность?1) Актуальность2) Новизна3) Научная и практическая значимость4) Цели5) Методы6) Выводы7) Гипотеза

Слайд 18Примеры тем «исследовательских» работ
Симметрия в науках и архитектуре
Удивительная симметрия
Золотое сечение в

поэзии и архитектуре
Оптические иллюзии
Математика и музыка

Применение метода … для решения задач
Построение графиков функций с помощью …
Задачи на проценты

Примеры тем «исследовательских» работСимметрия в науках и архитектуреУдивительная симметрияЗолотое сечение в поэзии и архитектуреОптические иллюзииМатематика и музыкаПрименение

Слайд 19Выбор содержания и темы работы

Задача – частный случай известной научной проблемы

или научного направления современной математики
Задача – обобщение (расширение) задачи (темы) из курса математики основной школы
Задача на основе нестандартных, олимпиадных задач и головоломок
Выбор содержания и темы работыЗадача – частный случай известной научной проблемы или научного направления современной математикиЗадача –

Слайд 20Возможен ли эксперимент при выполнении исследовательской работы по математике?
В простейших случаях

(при малых значениях ведущего параметра) ситуация может быть исследована простым перебором вариантов – вручную или с помощью несложной компьютерной программы.
Такая заложенная в проект возможность проведения численных экспериментов дает школьнику «методику блуждания в поле исследования».
Возможен ли эксперимент при выполнении исследовательской работы по математике?В простейших случаях (при малых значениях ведущего параметра) ситуация

Слайд 21Выбор содержания и темы работы
Научная проблема:
раскраска графов, нахождение хроматического числа

Тема:
Нахождение хроматического

числа некоторых графов
Выбор содержания и темы работыНаучная проблема:раскраска графов, нахождение хроматического числаТема:Нахождение хроматического числа некоторых графов

Слайд 22Выбор содержания и темы работы
Обобщение (расширение) задачи (темы) из курса математики

основной школы:
1) расширение применения рекуррентных соотношений;
2) расширение понятий теории вероятностей;
3) расширение методов решения комбинаторных задач;
Темы:
1) Исследование решения вероятностной задачи с помощью рекуррентного соотношения
2) Комбинаторная задача о числе точек пересечения прямых
Выбор содержания и темы работыОбобщение (расширение) задачи (темы) из курса математики основной школы:1) расширение применения рекуррентных соотношений;2)

Слайд 23Выбор содержания и темы работы
Задача на основе нестандартных, олимпиадных задач и

головоломок

Темы:
1) Формула Пика для многоугольника с дырками
2) Задачи на разрезание квадрата: некоторые обобщения
3) Исследования ломанных на клетчатой бумаге
Выбор содержания и темы работыЗадача на основе нестандартных, олимпиадных задач и головоломокТемы:1) Формула Пика для многоугольника с

Слайд 24Неудачное исследование – удачный проект
1) «Применение…»
2) «Методы решения …»


Неудачное исследование –  удачный проект1) «Применение…»2) «Методы решения …»

Слайд 25О проблемах
Уровень математической подготовки учителя, его кругозор, повышение квалификации
Требования и положения

конкурсов
Эксперты и жюри
«Разбор полётов»
О проблемахУровень математической подготовки учителя, его кругозор, повышение квалификацииТребования и положения конкурсовЭксперты и жюри«Разбор полётов»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть