Слайд 1ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ
УРОК 2
Слайд 2В изучении природы большое значение имеет научный метод познания.
Он включает в
себя:
наблюдение;
создание модели изучаемого явления;
выдвижение гипотезы о законах;
проведение эксперимента
Слайд 3Уровни познания
ЭМПИРИЧЕСКИЙ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
Слайд 4ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ
Происходит накопление научных фактов путем наблюдений и экспериментов
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
ПОЗНАНИЯ
Происходит осмысление полученных экспериментальных фактов, разработка и обоснование гипотез, подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез, выявление закономерностей, формулирование законов, построение теории.
Слайд 5Ценность конечного результата научного познания определяется его предсказательной силой
Слайд 6НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ
Наблюдательность – одно из качеств,
присущее многим людям. Ученый должен владеть в совершенстве методом наблюдения, уметь отмечать общие и особенные черты тех явлений, которые являются предметом его изучения
Слайд 7НАБЛЮДЕНИЕ – это целенаправленный процесс восприятия объектов действительности для выявления их
существенных свойств
Слайд 8Наблюдение позволяет накапливать информации об окружающем мире, систематизировать ее. Наблюдение проводят
для того, чтобы найти закономерности в полученной из наблюдений информации.
Наблюдение как метод научного познания будет плодотворным, если наблюдатель очертит себе круг задач, которые станет последовательно выполнять.
Слайд 9НАБЛЮДЕНИЕ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ – те или иные свойства тел или явления воспринимаются непосредственно
органами чувств
ОПОСРЕДОВАННОЕ – наблюдение проводится с использованием приборов: звездное небо наблюдают с помощью телескопов, микроорганизмы – с помощью оптических микроскопов и т.д
Слайд 10В процессе наблюдения складываются представления о материальном мире, о происходящих в
нем явлениях и свойствах объектов материального мира
Слайд 11ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТ – это метод познания, который используется
для исследования объектов и явлений в специально созданных для этого условиях
Слайд 12Эксперимент отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый процесс, воздействием на него,
при этом наблюдение может являться частью эксперимента
Слайд 13ЭКСПЕРИМЕНТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ПРОВЕРОЧНЫЙ
Слайд 14ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Цель – выявление различных закономерностей, свойств объектов, зависимостей между величинами.
Пример:
опыты Кулона, закон Ома, опыты Менделя, эксперименты Бекетова
Слайд 15ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Примеры – опыты Ампера по взаимодействию проводников с током, опыт
Эрстеда по взаимодействию проводника с током и магнитной стрелки, опыты Фарадея по электромагнитной индукции и т.д.
Слайд 16ГИПОТЕЗА
Гипотеза в переводе с греческого означает предположение. Для проверки гипотезы исследователь
проводит эксперимент. Если эксперимент подтверждает гипотезу, то она принимается, если нет – она считается ложной и отбрасывается.
В любом случае эксперимент является критерием истинности исходного знания.
Слайд 17ПРОВЕРОЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Пример: гипотеза о существовании особой всепроникающей среды, заполняющей пустоты между
атомами и ответственной за распространение света, появилась еще в античные времена и была сформулирована в 1618 году Декартом. В дальнейшем она совершенствовалась. Результаты опытов Майкельсона и Морли показали, что скорость света от этих факторов не зависит. Так, эксперимент ученых изначально ставившийся с целью подтвердить гипотезу о существовании мирового эфира, опроверг ее.
Слайд 18МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК НАУЧНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
Некоторые наблюдения неудобно или невозможно проводить непосредственно
в природе, тогда используют МОДЕЛЬ.
Слайд 19МОДЕЛИРОВАНИЕ – это метод научного познания, заключающийся в создании и исследовании
моделей реальных объектов