Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
Проект
Сохраним лес от пожаров
Автор: Иванов Виталий,
ученик 6 класса
Руководитель: Сафронова И.Г.
с.Никольское, Рузский г/о
2019 год.
Слайд 2Цель проекта
Формирование экологической культуры
обучающихся посредством изучения леса, как
одному из условий жизни
на Земле.
У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа — леса!
Слайд 3Гипотеза
Мы полагаем, что существует различия по отношению к проблеме экологии, значит
и в экологии внутреннего мира.
Объекты и предмет исследования.
Данный проект предусматривает: изучение экологического состояния и недопущение пожароопасной обстановки лесопарковой зоны с. Никольское и школьного двора.
Новизна.
Человек порождает угрозы существованию природы и соответственно своему существованию. Задача нашего проекта показать, что экология человека тесно связана с экологией природы. Внешний и внутренний мир человека взаимосвязан.
Слайд 4К усадьбе ведет величественная сосновая аллея. Звездообразные аллеи из липы, вяза
и ясеня у дома переходят в свободно проложенные дорожки лесопарка с большими полянами и затем в дубово-липовый лес. Растения парка находятся в удовлетво¬рительном состоянии. Ассортимент насаждений состоит из 12 интродуцентов и восьми местных видов.
Хорошего развития достигли пихта сибирская (высота 26 м, диаметр ствола 53 см), лиственница сибирская (высота 28 м, диаметр ствола 75 см), сосна кедровая сибирская (высота 17 м, диаметр ствола 46 см) и тополь душистый (высота 22 м, диаметр ствола 58 см). Большим количеством экземпляров в парке представлены старые прекрасные деревья: березы плакучей (высота 25 м, диаметр ствола 41 см), ясеня высокого (высота 16 м, диаметр ствола 24 см), сосны обыкновенной (высота 26 м, диаметр ствола 100 см), липы мелколистной (высота 28 м, диаметр ствола 67 см) и вяза гладкого (высота 18 м, диаметр ствола 44 см). Обращают внимание посетителя парка одиночно встречающиеся крупные деревья клена остролистного (высота 17 м, диаметр ствола 55 см), ели обыкновенной (высота 28 м, диаметр ствола 55 см) и дуба черешчатого (высота 22 м, диаметр ствола 110 см).
Оригинальная планировка, величественные деревья интродуцированных и местных видов требуют реконструкции парка в плане восстановления первоначального варианта и охраны этого замечательного памятника садовой архитектуры.Парк, посаженный в конце 18 века известным мастером паркового искусства Болотовым, относится к пейзажным. Сохранились аллеи: сосновая - ведущая от главного здания к полю, липовая - от Никольского до д. Бороденки, дубовая - от Бороденок в сторону Дубнево и сосновая до с. Покровское. В парке растут вековые дубы, лиственницы, липы..
Слайд 6Наш школьный двор.
Наш школьный двор представлен разнообразием деревьев: здесь и
цветущие, весной яблони, и лиственницы, и клёны, и сосны, и берёзки, – и наша ответственность состоит в сохранении этого удивительного мира природы.
Мы стараемся преумножить богатство нашего двора, высаживая новые саженцы.
Слайд 9Введение
Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты.
Роль леса в жизни человека
очень велика.
Говоря о значении леса, прежде всего, необходимо отметить, что лес –
это источник жизни на земле. Почти все, что растет в лесу, и все, кто
живет в лесу, используются в пищу как человеком, так и представителями фауны леса – грибы, ягоды, орехи, листья, лесная дичь и животные. Лес богат лекарственными растениями, которые используются и животными и в практике народной медицины. Лес - одно из ценнейших природных богатств нашей страны. Это - «легкие» нашей планеты: около 60% кислорода поставляет он в земную атмосферу.
Дерево средней величины может за сутки восстановить столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек, а гектар лесонасаждений за это же время потребляет 24 кг углекислоты, которую выдыхают пять тысяч человек. За год только один гектар леса «отфильтровывает» 50-70 тонн пыли.
Лес - это зеленая кладовая, из которой черпают сырье почти все отрасли народного хозяйства.
Слайд 10Актуальность
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия
человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. Это формирует у них антропоцентрическое экологическое сознание. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей, что человек сам является частью природы.
После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки,мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на детях,так как дети в первую очередь берут пример с родителей.
Слайд 11Лес - это зеленая кладовая, из которой черпают сырье почти все
отрасли народного хозяйства.
Но у леса есть злейший враг - огонь. В огне может погибнуть все, что создано природой или посажено человеком за долгие годы. Лесной пожар страшен: красивейшие места отдыха превращаются в мертвые гари с обуглившимися стволами и бесформенными грудами повалившихся деревьев. Птице здесь негде свить гнездо, прочь уходит зверь.
Опасности подвергаются как отдельные люди, оказавшиеся в горящем лесу, так и целые населенные пункты, производственные объекты, линии электропередач, нефте и газопроводы.
Печальная статистика свидетельствует о том, что в девяти случаях из десяти причиной лесных пожаров являются люди. Наиболее частая причина бедствий – непотушенные костры, брошенные окурки, спички, сжигание сухой травы. В жаркую, сухую погоду искры достаточно, чтобы вспыхнул огонь, особенно в хвойном лесу.
Слайд 12Экологическое значение леса
Велико и экологическое значение леса. Деревья и
растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. С пребыванием человека в лесу связан и благотворный психофизиологический эффект, вызванный зеленым цветом, который является сильным успокаивающим средством. В медицине возникло новое направление –ландшафтотерапия, которому уделяется все большее внимание.
Это объясняется тем, что ощущаемому оздоровительному эффекту, наблюдаемому в лесу, способствует прохлада, тишина, мягкое освещение, гармония звуков и красок, приятный запах. Даже после несколько часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается, организм отдыхает, а стрессы уходят.
Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и
природоохранного сознания.
Причины этому следующие:
1. Экологическое образование и природоохранная деятельность
живущих на планете людей не является сегодня приоритетной.
2. Несформированность экоцентрического экологического
сознания у детей и родителей.
3. Отсутствие системы непосредственного общения с природой
(экскурсии, прогулки в природу).
Слайд 13Лес в опасности
Из года в год ущерб природе наносит сжигание по
весне сухой травы на лесных полянах, прогалинах, лугах и стерни на полях (в том числе проведение сельскохозяйственных палов), на землях государственного лесного фонда и на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесу, к защитным и озеленительным насаждениям, в пригородных парках и вдоль железнодорожного полотна.
Подражая взрослым, сухую, как порох, траву любят поджигать дети.
Пребывание в лесу взрослых и детей регламентируется требованиями пожарной безопасности в лесах. Они совсем не сложны, и выполнять их не составляет особого труда. Важно, чтобы люди не были беспечны и равнодушны к зеленому другу. Огонь шуток не любит и оплошностей не прощает.
Слайд 14Задачи проекта:
Проведение экологических субботников по очистке и благоустройству рекреационных мест,
экологических рейдов по сохранности лесных ресурсов;
1.Обучающиее:
Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе.
Познакомить с правилами поведения в природе.
Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу.
Учить детей замечать красоту окружающей природы.
Научить детей устанавливать и понимать причинно – следственные
связи в лесном сообществе.
Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.
2.Развивающие:
Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Развивать и поддерживать детскую инициативу и самостоятельность,
познавательную активность.
Слайд 15\3. Воспитательные:
Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и
взрослых.
Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
Формирование у детей культуры поведения,направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через
различные виды деятельности.
Слайд 16Сроки реализации: бессрочный
Ожидаемые результаты:
Расширение и закрепление знаний и представлений детей
о лесе и его обитателях;
Формирование понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.
Развитие умений и навыков исследования и наблюдения в процесс знакомство с деревьями и обитателями леса;
Активизация познавательного интереса к объектам природы - деревьям, жителям леса;
Совершенствование навыков эстетического восприятия, способности видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса.
Слайд 17
1. Конкурс плакатов «Запомнить нужно твёрдо нам – пожар не возникает
сам».
2. Месячник по противопожарной тематике
3. Распространение листовок, памяток «Как предотвратить пожар»
4. Видеолекторий «Лесной пожар».
5. Конкурс фоторабот «Сохраняя лес – сохраняем жизнь».
6. Инструктаж «Пожарная безопасность в лесу».
7. Целевая экскурсия в лес.
8. Участие в экологической акции «Посади дерево».
9.Проведение акции «Сохраняя леса, сохраняем Россию».
10. Участие в акции «Лес Победы».
11. Мероприятия по очистке леса от бытового мусора.
12. Участие в экологической акции «СохраниЛес» – сбор макулатуры.
Мероприятия проекта
Слайд 18Экскурсия в лесопарковую зону.
На этом этапе проекта
мы отправились на экскурсию в лес, где нас сопровождал мастер леса .Она рассказала детям о лесных пожарах, о естественном и искусственном восстановлении лесов после пожара и о том как нужно вести себя в лесу.
Ежегодно от халатного отношения людей выгорает миллионы гектаров лесов. Именно поэтому охрана лесов остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами
Для многих территорий основным источником пожаров являются отдыхающие и туристы, а также человеческая деятельность. В России люди вызывают примерно 90% природных пожаров. От огня чаще страдают наиболее привлекательные, а потому более посещаемые людьми места.
Следует отметить, что естественные пожары (вызванные молниями), отличаются от антропогенных (вызванных людьми) пожаров. Так, молнии, как правило, попадают в деревья на возвышенностях, и огонь, спускаясь по склону, продвигается медленно. При этом теряется сила пламени, и огонь редко распространяется на большие площади. Антропогенные же пожары чаще начинаются в низинах и распадках, что определяет более быстрое и опасное развитие.
Слайд 23Конкурс плакатов
«Запомнить нужно твёрдо нам – пожар не возникает сам».
Слайд 25 Конкурс фоторабот
«Сохраняя лес – сохраняем жизнь».
Слайд 26Весенние работы в школьном дворе
Слайд 27Распространение листовок, памяток «Как предотвратить пожар»
Слайд 28Мероприятия по очистке леса от бытового мусора.
Слайд 29А самое главное, лесопарковая зона – это наша зона здоровья.
Слайд 31
ПАМЯТКА
Правила личной безопасности в лесу
1. Не ходи в лес один!
2.Перед выходом
в лес предупреди родных,куда идёшь.
3.Идя в лес, возьми с собой средство от укусов насекомых, солнцезащитный крем для кожи, питьевую воду,минимальный запас еды(бутерброд и др.), нож, спички в сухой коробочке и часы. Возьми с собой сотовый
телефон, свисток, отражатель. Если у тебя есть хронические заболевания, возьми с собой необходимые лекарства.
4.Для похода в лес одежда и обувь должна быть удобной,
соответствовать погодным условиям.
5.Одежда должна быть яркого цвета, а ещё лучше наклеить на неё светоотражающие полоски или рисунки. . Не уходи с маршрута, не увлекайся прогулкой и не отходи далеко от натоптанных троп.
7. Если кто-то потерялся, сразу вызывайте спасателей.
8.С уважением относись к обитателям леса: не шуми, не рви цветы, не ломай ветви деревьев, не лови бабочек, не пугай диких животных
9.Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть даже от брошенной стекляшки.
Пожар лучше предотвратить, чем тушить
Будьте предельно осторожны с огнем на любой природной территории. Чтобы ваша неаккуратность не стала причиной больших проблем, выполняйте следующие правила:
никогда не поджигайте сухую траву на полях и полянах. Если вы увидите, как это делают другие, постарайтесь их остановить и объяснить, что травяные палы очень опасны;
никогда не разводите костер в сухом лесу или на торфянике. Прежде всего, убедитесь, что кострище располагается на минеральной почве (песке или глине). Прежде чем развести костер, сгребите лесную подстилку с кострища и вокруг нее в радиусе одного метра;
хорошо залейте костер перед уходом. После этого разгребите золу и убедитесь, что под ней не сохранилось тлеющих углей, если сохранились - то залейте еще раз. Не уходите от залитого костра, пока от него идет дым или пар. О том, чем заливать костер, позаботьтесь заранее;
никогда не бросайте непотушенные спички или сигареты, не пользуйтесь в лесу различными пиротехническими изделиями.
Верховой пожар - катастрофа для леса. В огне гибнет все живое, что находится над почвой и в ее верхнем слое. Но все же лес не исчезает безвозвратно и навсегда. Рано или поздно лесная растительность вновь возвращается на свое прежнее место. Процесс восстановления леса на пожарище, как правило, протекает успешно. Только продолжается он не один год и даже не один десяток лет, а значительно дольше. Общая схема развития растительного покрова на пожарищах такова. В первые годы поселяются и пышно развиваются специфические растения-пионеры, разрастаются некоторые светолюбивые лесные и луговые травы. Постепенно появляется самосев деревьев. Со временем его становится все больше, а деревца вырастают все крупнее. Через 10-15 лет начинает формироваться древесный ярус. Под пологом деревьев мало-помалу исчезают светолюбивые растения, несвойственные лесу. Типично лесные виды, напротив, сильно распространяются, начинают господствовать в напочвенном покрове. Спустя 80-100 лет может восстановиться лес, близкий к исходному типу, такой, какой был до пожара. Но может произойти и смена господствующих древесных пород. Например, на месте выгоревшего сосняка сформируется березняк, на месте ельника - осинник и т. д.
Слайд 33К чему приводит не соблюдение правил
Не оставляйте не затушенных костров –
это может привести к гибели всего леса.
Не поджигайте сами и не позволяйте поджигать малышам сухую траву и тополиный пух
Слайд 35Результаты проекта:
Дети:
Имеют элементарные представления о лесе, его обитателях.
Расширены и закреплены
знания и представления детей о лесе, как
одном из условий существования жизни на Земле;
Знают правила поведения в природе;
Сформировано понимание последствий экологически неграмотного
поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора
растений).
Проявляет познавательный интерес и любознательность в процессе
наблюдений за деревьями и обитателями леса, желание больше
узнать об особенностях своего края, леса.
Развита связная речь, обогащен словарь детей.
Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту
родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
Воспитывать убеждения о необходимости бережного и осознанного
отношения к природе, желании её беречь и охранять.
Слайд 36Родители:
Принимают активное участие в реализации проекта.
Повышен интерес к познанию
природы родного края;
Понимают важность бережного отношения к лесу.
Понимают необходимость формирования у детей правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного
отношения детей к окружающей природе.
Расширен кругозор экологических знаний.
Слайд 37Леса России
За доброту, терпение и мудрость
Поклон вам низкий, Русские Леса!
В тяжёлые
минуты испытаний
Я прихожу к вам, веря в чудеса.
Когда в моё трепещущее сердце
Вольётся свежий хвойный фимиам,
Затянутся любые злые раны—
Лес дарит нам врачующий бальзам.
Душою исцелясь от скверны будней,
И чистоту черпая у небес,
Я сознаю, что всем тебе обязаны.
И мы в ответе пред тобою, Лес!
Веселья мало видеть рядом
И серость свалки, и пятно костра…
Словно детской обиды рана
Рвёт сердце матери с потёмок до утра.
И чья же тут вина? Судите сами…
Но знаю точно: я, едва лишь повзрослев,
Вернусь сюда и сильными руками
Взращу я Новый Лес, всё-всё преодолев!
Слайд 38 ВЫВОД
Работая на данным социальным проектом,
мы убедились в правильности выбора темы. Ежегодно от халатного отношения людей выгорает миллионы гектаров лесов. Именно поэтому охрана лесов остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Как уже говорилось выше, правила по охране окружающей среды едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача педагогов и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями учителей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам бережного отношения к лесным богатствам.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения в лесу; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации проекта может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам.