Слайд 1Живи, родник, живи!
Проект выполнила: ученица 3 Б класса МБОУ «Джалильская
гимназия»
Сармановского муниципального района РТ
Зиннатуллина Диана Маратовна
Руководители: Зиннатуллина Л. Р.
2018 год
II Республиканская научно-практическая конференция
«Эколого-географические особенности Республики Татарстан»
Слайд 2Содержание
Введение.
Основная часть.
Песня серебряных родников.
Родниковая вода.
Экологическая проблема.
Как сохранить родники?
Операция “Родник”.
Заключение.
Список использованной литературы
Слайд 3Родник
Как соловей на берег родника
Приходит, чтоб испить воды приветной,
Так ты ко
мне, красива и легка,
Мой соловей, приходишь в час рассветный.
Не скрою я, что ты в моей судьбе
Всегда большое место занимала.
И самые нежнейшие тебе
Дарил я песни — и дарил немало,
Когда пройдет, как песня, жизнь моя,
Когда замолкну, близких покидая,
Не думайте, что умер я, друзья,—
В сердцах мильонов буду жить всегда я.
Родник в земле похоронить нельзя,
Частицей станет он морской стихии.
Я буду улыбаться вам, друзья,
И петь вам буду, люди дорогие!
Слайд 7Определение слова «родник»
Кто так красиво обустроил родники и всегда ли они
были такими красивыми?
Каково качество родниковой воды в местах добычи «черного золота»?
Нужны ли людям родники?
Какие есть родники в окрестностях поселка Джалиль?
В поисках ответов на эти вопросы мы и решили начать наши изыскания
?
?
?
Слайд 8Гипотеза: если вода в роднике соответствует необходимым нормам, то она приносит
пользу людям.
Цель проекта: сохранение родников,
формирование экологической культуры среди учеников гимназии через реализацию проекта «Живи, родник, живи!» Определить, является ли родник источником питьевой воды.
Исходя из вышеперечисленной цели, я поставила перед собой следующие задачи:
собрать общие сведения о родниках;
взять воду из родника для исследования и опытным путем определить качество воды;
провести анкетирование среди начальных классов;
воспитать бережное отношение к родникам и проявить интерес к экологической ситуации родного края среди учащихся гимназии.
Слайд 9Объектом исследования проекта являются родники.
Методы работы: наблюдение, обобщение, исследование, поиск, анализ,
выводы.
Слайд 10Актуальность темы исследования в том, что никто не может жить без
воды. Она нужна нам всегда. Однако, мы не только должны ею пользоваться, но и беречь её.
С каждым годом питьевой воды становится всё меньше.
На земле есть места, где люди мучаются от нехватки воды.
В последние годы на проблему загрязнения воды обратило внимание и государство.
Слайд 12Родни́к (исто́чник, ключ, крини́ца) — это естественный выход подземных вод на
земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).
Слайд 13Открытие Ромашкинского нефтяного месторождения в 1950-х годах
За полвека было добыто более
2-х миллиардов тонн нефти, что не могло не сказаться на природе
Слайд 14Из-за засоленности подземных вод, пресные воды в недрах земли изменили свой
путь, многие родники высохли и исчезли.
Слайд 15Из-за проблем с питьевой родниковой водой, люди стали пить плохо очищенную
воду с Камского водозабора, что привело к увеличению болезней среди населения.
Слайд 17Были проведены химические составы воды. Химический анализ воды позволил проектировщикам выявить:
Результат сравнения
Из данных анализов следует, что родниковая вода по всем показателям более пригодна для использования человеком.
водопроводная
норма
родниковая
водопроводная
норма
родниковая
Слайд 18 Заинтересовавшись этой информацией, я тоже решила в домашних
условиях провести опыт.
Для этого, я набрала родниковую воду на роднике «Кызыл Бакча», находящийся в пос. Джалиль.
Этот родник является истоком реки Мензеля. Вода спокойно вытекает из пасти сказочного дракона.
Для подсчёта дебита, т.е. количества выходящей воды, под источник надо подставить ведро или канистру, засечь время и когда сосуд наполнится, опять засечь время. Разница между вторым и первым отсчетами укажет время заполнения сосуда водой. Затем при помощи литровой банки измерить количество воды в посуде. Мы узнаём, что за t сек. источник дал V л. воды.
Вычисляем дебит в литрах в секунду: V (л/с) =V/t (с).
Дебит источника можно вычислить за сутки, месяц, год.
Слайд 19Определение физических свойств родниковой воды (температура, прозрачность, цвет, запах, вкусовые качества,
жесткость).
- Температуру воды, взятой из источника, определяла погружением термометра. Термометр должен находиться в воде 10 минут. Температура воды равна +5ºС.
- Прозрачность. Для определения прозрачности берётся вода в стакан и просматривается на свет. Она может быть: прозрачная, слегка мутная, мутная, сильно мутная. Прозрачность определила, налив воду в плоскодонный стакан. Установив стакан на печатный текст, вливала воду, следя за тем, чтобы можно было читать.
- Цвет воды определяла рассматривая, сравнивая стаканы на фоне листа белой бумаги при дневном освещении, сбоку, затем сверху, подложив лист белой бумаги под дно стакана.
- Запах исследовала следующим образом: родниковую и водопроводную воду налила в бутылку, закрыла, резко встряхнула и понюхала.
Слайд 20- Вкус и привкус воды определила следующим методом. (Четыре основных вкуса:
солёный, кислый, сладкий, горький, другие виды вкусовых ощущении называются привкусами) - вкус или привкус различала по ощущениям, набирая воду в рот малыми порциями, не проглатывая, задерживая ее во рту на 3-5 сек.
- Жесткость воды определяется по омылению. В бутылку с водой добавляют немного мыльного раствора, затем взбалтывают; в жёсткой воде мыльная пена почти не образуется, а в мягкой - будет много.
- Свойства воды при длительном хранении (2 недели при комнатной температуре).
Итак, родниковая вода действительно более полезная, чистая и приятная на вкус!!!
Слайд 21В окрестностях пос. Джалиль имеются несколько родников: “Ташлыяр” - “Аулия”, “Пар
чишма”, ”Кызыл бакча”, “Тырыш”.
Родники очень красочно оформлены, укреплены, обложены камнями, обнесены забором, имеются мостики и дорожки.
Слайд 22Посетив некоторые из них, увидели и неприятную картину - это неприбранный
за собой мусор, бутылки, бумажки. От увиденного просто сердце щемит в груди-так и хочется закричать: «Люди, вы что делаете?» На этих местах мы повесили объявления о необходимости соблюдения чистоты и порядка.
Слайд 23Среди учеников начальных классов мы провели анкетирование на тему «Что надо
сделать, чтобы сохранить наши родники?»
1) Пользуется ли Ваша семья водой из какого-либо родника?
а) пользуемся часто б) иногда в) не пользуемся
2) Чем полезна родниковая вода?
а) без хлора б) полезна для здоровья в) холодная
3) Удовлетворены ли Вы состоянием родников, которыми пользуетесь или о которых знаете?
а) удовлетворены б) не удовлетворены в) затрудняюсь ответить
4) Кто загрязняет наши родники?
а) дети б) взрослые б) затрудняюсь ответить
5) От кого, по Вашему мнению, зависит состояние родников и их благоустройство?
а) от самих людей, которые пользуются родником
б) от администрации поселка и района
в) затрудняюсь ответить
6) Следует ли уделять особое внимание природным водным источникам или человек не должен изменять то, что создано природой?
а) следует уделять особое внимание состоянию родников
б) не следует вмешиваться в природу
7) Какие меры, по Вашему мнению, следует предпринять,
чтобы сохранить наши родники?
а) следить за чистотой, не мусорить
б) проводить экологические субботники
в) формирование экологического мировоззрения
г) другое.
8) Приняли бы Вы участие в экологическом субботнике по очистке территории вокруг родника?
а) да б) подумаю в) нет
Слайд 24Всего на вопросы анкеты ответили 90 человек. Сравнительный анализ представлен в
Слайд 25Анализируя данные из анкет, можно сделать следующие выводы:
- Каждый
год проводить операции «Родник», «Чистота»,
«Экологическая тропа»
Организовать экологические отряды, проводить регулярные рейды по родникам.
Привлечь к ответственности вредителей экологии.
Весной участвовать в субботниках по очистке родников
Установить информационные стенды по пропаганде
сохранения чистоты и порядка на территории родников.
Слайд 26 Проведенный анализ общественного мнения по исследуемому вопросу наглядно
показал значимость и важность рассматриваемой в проекте проблемы сохранения природного богатства Родного края.
Многое из вышеперечисленного уже проводится в нашей гимназии. Каждый год ученики выходят на экологические субботники по очистке территории родников, обновляют покраску сооружений, сажают деревья. Регулярно проводятся экскурсии в целях ознакомления учеников с родниками, их историей, величием и красотой в целях экологического воспитания подрастающего поколения.
Работу по охране родников мы собираемся продолжать, ну а в ближайших планах - составление «Красной книги» пос. Джалиль
Слайд 27Вывод!
В заключение, хочется сделать кое-какие выводы:
- современные люди тяготеют к
науке, технике, техническому прогрессу, но все же человек неотделим от природы и он должен жить в гармонии с ней, не причиняя друг другу вред и беспокойство.
Природные богатства небезграничны. Пока еще не поздно задуматься о защите природы
Что касается родников - созданное тяжелым трудом людей нынешнее их великолепие необходимо сохранить и для этого нужны наши общие усилия.
Вода - символ чистоты и целомудрия. Влияние человека на природу очень существенно. Природа начинает задыхаться от нашего бесхозяйственного воздействия. Чтобы не было необратимых процессов, надо охранять нетронутые территории, создавать природные заповедники, чтобы охранять родники с чистыми водами. Пусть наши потомки будут вспоминать нас только добрым словом и наши родники не высохнут и не зарастет к ним народная тропа. Пусть долго живут родники и люди которые пьют из них!
Защита родников - наша святая обязанность! Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду - это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы!
Слайд 28Свою работу хочу закончить стихотворением:
Живой родник, с живой
водою
Природой нам подарен он,
И мы сберечь должны с тобою,
И людям тем большой поклон,
Кто родники оберегает,
И чтит природные дары,
От всех невзгод родник спасает.
Как светлый лучик доброты.
Слайд 29Список использованной литературы:
Галиев Р. Экологические проблемы ХХI века. – Казань, 2007.
-54 с.
Киссин И.Г. Вода под землёй. - М.: Наука, 1976. - 224 с.
Кошель П. Большая школьная энциклопедия. - М.: Олма - Пресс, 2006.
Наземные и водные экосистемы. — Горький: изд. Горьковского ун-та, 1981.
Новиков Ю.В., Сайфутдинов М.М. Вода и жизнь на Земле. - М.: Наука, 1981. - 184 с.
«Основы экологии», Н.М. Чернова, В.М. Ралушкин, В.М. Констатинов, «Просвещение», 1997 год.
“Песня серебряных родников”. Альметьевск, “Рухият“,
1998.
Широкова В. "Что есть что? Вода" Издательство: Слово. 2001г.