Презентация, доклад по экологии на тему Экология организмов

Содержание

Задачи урока Закрепить знания о четырех средах обитания и их характерных особенностях;Раскрыть закономерности действия экологических факторов в природе;Познакомиться с основными экологическими типами живых организмов.

Слайд 1Экология организмов

Экология организмов

Слайд 2 Задачи урока
Закрепить знания о четырех средах обитания и их характерных

особенностях;
Раскрыть закономерности действия экологических факторов в природе;
Познакомиться с основными экологическими типами живых организмов.

Задачи урока Закрепить знания о четырех средах обитания и их характерных особенностях;Раскрыть закономерности действия экологических факторов

Слайд 3Среда обитания – это все, что окружает особь (популяцию, сообщество) и

воздействует на нее.


Среда обитания – это все, что окружает особь (популяцию, сообщество) и воздействует на нее.

Слайд 5Водная среда
В водной среде большое значение имеют такие факторы, как солевой

режим, плотность воды, скорость течения, насыщенность кислородом, свойства грунта. Обитателей водоемов называют гидробионтами, среди них различают:
нейстон – организмы, обитающие у поверхностной пленки воды;
планктон (фитопланктон и зоопланктон) - взвешенные, "парящие" в воде организму;
нектон – хорошо плавающие обитатели толщи воды;
бентос - донные организмы.

Водная средаВ водной среде большое значение имеют такие факторы, как солевой режим, плотность воды, скорость течения, насыщенность

Слайд 6Живой организм
Для жизнедеятельности паразитов важно обилие пищи и пребывание в организме

определенного вида-хозяина.

Живой организмДля жизнедеятельности паразитов важно обилие пищи и пребывание в организме определенного вида-хозяина.

Слайд 7Наземно-воздушная среда
Для обитателей наземно-воздушной среды особенно важны: температура, влажность, содержание кислорода,

освещенность.

Наземно-воздушная средаДля обитателей наземно-воздушной среды особенно важны: температура, влажность, содержание кислорода, освещенность.

Слайд 8Наземно-воздушная среда
является газообразной (ее воздушная часть) и твердой (наземная часть)
аэробная среда
живут

птицы, многие виды членистоногих, млекопитающие, покрытосеменные
Наземно-воздушная средаявляется газообразной (ее воздушная часть) и твердой (наземная часть)аэробная средаживут птицы, многие виды членистоногих, млекопитающие, покрытосеменные

Слайд 9Почвенная среда
Обитателей почв называют эдафобионтами, или геобионтами, для них большое значение

имеют структура, химический состав и влажность почвы.

Почвенная средаОбитателей почв называют эдафобионтами, или геобионтами, для них большое значение имеют структура, химический состав и влажность

Слайд 10


Экологический фактор – это элемент среды, способный оказывать прямое или косвенное влияние на

живые организмы хотя бы на протяжении одной из фаз индивидуального развития

Экологический фактор – это элемент среды, способный оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы хотя бы

Слайд 12 Абиотические факторы - это комплекс условий окружающей среды, влияющих на

живой организм (температура, давление, радиационный фон, влажность, состав атмосферы, морских и пресных вод, донных отложений, почвы и др.)
Абиотические факторы - это комплекс условий окружающей среды, влияющих на живой организм (температура, давление, радиационный фон,

Слайд 13 Биотические факторы - это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на

другие (конкуренция, хищничество, паразитизм и другие).
Биотические факторы - это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие (конкуренция, хищничество, паразитизм и другие).

Слайд 14 Антропогенные факторы - это совокупность влияний деятельности человека на окружающую

среду (выбросы вредных веществ в атмосферу, разрушение почвенного слоя, нарушение природных ландшафтов и др.)
Антропогенные факторы - это совокупность влияний деятельности человека на окружающую среду (выбросы вредных веществ в атмосферу,

Слайд 15 Ряд авторов (И.Н. Пономарева и др.) предлагают более детальную классификацию указанных

групп факторов

Классификация экологических факторов

Ряд авторов (И.Н. Пономарева и др.) предлагают более детальную классификацию указанных групп факторовКлассификация экологических факторов

Слайд 16Климатические (свет, температура, воздух, ветер, снег);
Эдафические, т.е. почвенные и грунтовые (механический,

химический состав, влагоемкость, воздухо-непроницаемость, окраска);
Орографические (рельеф, экспозиция);
Химические (газовый состав, солевой состав страны);
Физические (магнетизм, шум, теплопроводность, радиоактивность и др.).

Абиотические факторы

Климатические (свет, температура, воздух, ветер, снег);Эдафические, т.е. почвенные и грунтовые (механический, химический состав, влагоемкость, воздухо-непроницаемость, окраска);Орографические (рельеф,

Слайд 17Фитогенные (всевозможное влияние растений);
Зоогенные (всевозможное влияние животных);
Биотические факторы

Фитогенные (всевозможное влияние растений);Зоогенные (всевозможное влияние животных);Биотические факторы

Слайд 18Плановое (осознанное) влияние человека, общества;
Непредвиденное (случайное) влияние человека, общества;
Влияние, обусловленное жизнедеятельностью

человека как живого организма;
Влияние результатами социокультурной деятельности человека.

Антропогенные факторы

Плановое (осознанное) влияние человека, общества;Непредвиденное (случайное) влияние человека, общества;Влияние, обусловленное жизнедеятельностью человека как живого организма;Влияние результатами социокультурной

Слайд 19Комплекс факторов, под действием которых осуществляются все основные жизненные процессы организмов,

включая нормальное развитие и размножение, называются условиями жизни.
Комплекс факторов, под действием которых осуществляются все основные жизненные процессы организмов, включая нормальное развитие и размножение, называются

Слайд 20Адаптация
- различные приспособление к среде обитания

Адаптация- различные приспособление к среде обитания

Слайд 21Основные пути адаптации
Активный путь – усиление сопротивляемости, развитие регуляторных процессов, позволяющих

осуществлять все жизненные функции организмов.

Пассивный путь – подчинение жизненных функций организма изменению факторов среды.

Избегание неблагоприятных воздействий – выработка организмом таких жизненных циклов и поведения, которые позволяют избежать неблагоприятных воздействий.
Основные пути адаптацииАктивный путь – усиление сопротивляемости, развитие регуляторных процессов, позволяющих осуществлять все жизненные функции организмов.Пассивный путь

Слайд 22Адаптации могут быть морфологическими, физиологическими и поведенческими.

Адаптации могут быть морфологическими, физиологическими и поведенческими.

Слайд 23Морфологические адаптации
Морфологические адаптации проявляются в изменении формы и строения организмов.
Например,

развитие густого и длинного меха у млекопитающих при их выращивании при низких температурах; мимикрия – подражание одних видов другим в окраске и форме.
Часто общими чертами строения наделены организмы с различным эволюционным происхождением.
Конвергенция - сближение признаков (сходство в строении), возникшее под влиянием относительно одинаковых условий существования у разных организмов. Например, форма тела и конечности у акулы и дельфина.

Морфологические адаптацииМорфологические адаптации проявляются в изменении формы и строения организмов. Например, развитие густого и длинного меха у

Слайд 24Физиологические адаптации
Физиологические адаптации проявляются в изменении процессов жизнедеятельности организма, например, способность

к терморегуляции у теплокровных животных, которые способны получать тепло за счет биохимических реакций

Физиологические адаптацииФизиологические адаптации проявляются в изменении процессов жизнедеятельности организма, например, способность к терморегуляции у теплокровных животных, которые

Слайд 25Поведенческие адаптации
Поведенческие адаптации часто связаны с физиологическими, например анабиоз, миграции.

Поведенческие адаптацииПоведенческие адаптации часто связаны с физиологическими, например анабиоз, миграции.

Слайд 26Закономерности действия экологических факторов

Закономерности действия экологических факторов

Слайд 27Закон оптимума

Закон оптимума

Слайд 28Оптимум – интенсивность экологического фактора, наиболее благоприятная для жизнедеятельности организма.
Пессимум –

интенсивность экологического фактора, при котором жизнедеятельность организма максимально угнетена.
Оптимум – интенсивность экологического фактора, наиболее благоприятная для жизнедеятельности организма.Пессимум – интенсивность экологического фактора, при котором жизнедеятельность

Слайд 29Предел толерантности
весь интервал воздействия экологического фактора ( от минимума до максимума

воздействия), при котором возможен рост и развитие организма.
Предел толерантностивесь интервал воздействия экологического фактора ( от минимума до максимума воздействия), при котором возможен рост и

Слайд 30Экологическая пластичность (валентность)
свойство видов адаптироваться к тому или иному диапазону факторов

среды.


Чем шире диапазон колебаний экологического фактора, в пределах которого данный вид может существовать, тем больше его экологическая пластичность.
Экологическая пластичность (валентность)свойство видов адаптироваться к тому или иному диапазону факторов среды.Чем шире диапазон колебаний экологического фактора,

Слайд 31Синергизм – совместное действие экологических факторов
Правило взаимодействия экологических факторов :
Одни

факторы могут усиливать или смягчать силу действия других факторов.
Синергизм – совместное действие экологических факторовПравило взаимодействия экологических факторов : Одни факторы могут усиливать или смягчать силу

Слайд 32Лимитирующие факторы.
Фактор, уровень которого в качественном или количественном отношении (недостаток или

избыток) оказывается близким к пределам выносливости данного организма.
Лимитирующие факторы.Фактор, уровень которого в качественном или количественном отношении (недостаток или избыток) оказывается близким к пределам выносливости

Слайд 33Законы действия экологических факторов

Законы действия экологических факторов

Слайд 34Законы действия экологических факторов

Законы действия экологических факторов

Слайд 35Питание
- Процесс потребления вещества и энергии извне

Питание- Процесс потребления вещества и энергии извне

Слайд 37Автотрофы
Организмы, способные самостоятельно вырабатывать необходимые органические вещества
«авто» - «сам»
«трофос» - «питание»

АвтотрофыОрганизмы, способные самостоятельно вырабатывать необходимые органические вещества«авто» - «сам»«трофос» - «питание»

Слайд 38Автотрофы
Фотоавтотрофы
Организмы, вырабатывающие органические вещества за счёт энергии света
Зеленые растения; цианобактерии; зеленые

и пурпурные бактерии

«фотос» - «свет»

АвтотрофыФотоавтотрофыОрганизмы, вырабатывающие органические вещества за счёт энергии светаЗеленые растения; цианобактерии; зеленые и пурпурные бактерии«фотос» - «свет»

Слайд 39Автотрофы
Хемоавтотрофы
Организмы, вырабатывающие органические вещества за счёт энергии химических реакций окисления
Серобактерии, железобактерии,

нитрифицирующие бактерии

Все хемотрофы нуждаются в кислороде!

«хемос» - «химия»

АвтотрофыХемоавтотрофыОрганизмы, вырабатывающие органические вещества за счёт энергии химических реакций окисленияСеробактерии, железобактерии, нитрифицирующие бактерииВсе хемотрофы нуждаются в кислороде!«хемос»

Слайд 40Гетеротрофы
Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами
«гетерос» - «разный»
«трофос» - «питание»

ГетеротрофыОрганизмы, питающиеся готовыми органическими веществами«гетерос» - «разный»«трофос» - «питание»

Слайд 41Гетеротрофы
Сапротрофы
Организмы, питающиеся гниющими или разлагающимися органическими веществами
Плесневые грибки, бактерии гниения и

брожения

«сапрос» - «гнилой»

ГетеротрофыСапротрофыОрганизмы, питающиеся гниющими или разлагающимися органическими веществамиПлесневые грибки, бактерии гниения и брожения«сапрос» - «гнилой»

Слайд 42Гетеротрофы
Паразиты
Организмы, живущие внутри или на поверхности других организмов, питающиеся за их

счёт и приносящие вред
Болезнетворные бактерии, гельминты, некоторые простейшие, некоторые растения и т.д.

«паразитос» - «нахлебник»

ГетеротрофыПаразитыОрганизмы, живущие внутри или на поверхности других организмов, питающиеся за их счёт и приносящие вредБолезнетворные бактерии, гельминты,

Слайд 43Гетеротрофы
Симбионты
Организмы, живущие внутри или на поверхности других организмов, питающиеся за их

счёт, но приносящие пользу
Микрофлора, клубеньковые бактерии, некоторые простейшие и т.д.

«сим» - «вместе»

«биос» - «жизнь»

ГетеротрофыСимбионтыОрганизмы, живущие внутри или на поверхности других организмов, питающиеся за их счёт, но приносящие пользуМикрофлора, клубеньковые бактерии,

Слайд 44Гетеротрофы
Голозои
Сложные многоклеточные организмы с развитой пищеварительной системой, у которых функция пищеварения

разделена на механическую обработку, переваривание и всасывание
Многоклеточные животные


«голо» - «полный»


«зоон» - «животное»

ГетеротрофыГолозоиСложные многоклеточные организмы с развитой пищеварительной системой, у которых функция пищеварения разделена на механическую обработку, переваривание и

Слайд 45Гетеротрофы Голозои
Всеядные
Растительноядные
Плотоядные

Гетеротрофы ГолозоиВсеядныеРастительноядныеПлотоядные

Слайд 46Выводы
Питание – неотъемлемая часть процесса жизнедеятельности любого организма
Пища – источник энергии

и строительного материала
Пищеварение – процесс механической и химической обработки пищи
По типу питания все живые организмы делятся на группы – автотрофы и гетеротрофы
Все живые организмы зависят от зелёных растений, так как именно они являются первичными продуцентами органического вещества на планете Земля
У растений есть процесс фотосинтеза, который имеет огромное значение для всех живых организмов.
ВыводыПитание – неотъемлемая часть процесса жизнедеятельности любого организмаПища – источник энергии и строительного материалаПищеварение – процесс механической

Слайд 47Основные среды жизни


1 Очень высокая, высокая, средняя, низкая;
2. Высокая, средняя, низкая,

отсутствует;
3. Высокие, средние, слабые;
4. Много, умеренно, мало;
5. Много, умеренно, мало, очень мало.

Выберите из предлагаемого ниже списка, соответствующее значение той или иной среды.

Основные среды жизни1 Очень высокая, высокая, средняя, низкая;2. Высокая, средняя, низкая, отсутствует;3. Высокие, средние, слабые; 4. Много,

Слайд 48Решение задачи №1
Критерии оценки. Оценка выводится по каждому столбцу таблицы:
5 правильных

ответа – оценка 5; Итоговая оценка ставиться по
4 правильных ответа – оценка 4; среднему арифметическому
3 правильных ответа – оценка 3; значению



Решение задачи №1Критерии оценки. Оценка выводится по каждому столбцу таблицы:5 правильных ответа – оценка 5;

Слайд 49Распределите животных по группам по отношению к свету
Орел, летучая мышь,

дождевой червь, ласточка, антилопа, жираф, сова, крот, тигр, попугай, койот, колибри
Распределите животных по группам по отношению к свету Орел, летучая мышь, дождевой червь, ласточка, антилопа, жираф, сова,

Слайд 50Решение задачи №2

Решение задачи №2

Слайд 51Изучение различных сред обитания организмов
Аскарида, дельфин, чайка, страус, акула, береза, орел,

ворона, карась, комар, корень дерева, овод, ламинария, крот, медуза, дождевой червь, личинка майского жука, ряска, постельный клоп, бабочка, олень, клубеньковые бактерии, волк, свиной цепень, щука, человек, трясогузка, гидра, клещ собачий.

Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка.

Изучение различных сред обитания организмовАскарида, дельфин, чайка, страус, акула, береза, орел, ворона, карась, комар, корень дерева, овод,

Слайд 52Решение задачи № 3
Критерии оценки.
1-2 ошибки – оценка 5;
3-4

ошибки – оценка 4;
5-8 ошибок – оценка 3;

Решение задачи № 3Критерии оценки. 1-2 ошибки – оценка 5; 3-4 ошибки – оценка 4;

Слайд 53Домашнее задание
Учебник С.И. Колесников «Экологические основы природопользования»
с. 13-20

Домашнее задание Учебник С.И. Колесников «Экологические основы природопользования» с. 13-20

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть