Презентация, доклад на тему Экосистемный подход в экологическом образовании

Содержание

План1. Формирование экологических знаний и культура человека с раннего возраста.2. Экологическая культура как основа обучения и воспитания каждого человека.3. Проблема школьного образования.4. Реализация экосистемного подхода в процессе экскурсии по экологической тропе.5. Экосистемный подход.

Слайд 1Экосистемный подход в экологическом образовании

Экосистемный подход в экологическом образовании

Слайд 2План
1. Формирование экологических знаний и культура человека с раннего возраста.
2. Экологическая

культура как основа обучения и воспитания каждого человека.
3. Проблема школьного образования.
4. Реализация экосистемного подхода в процессе экскурсии по экологической тропе.
5. Экосистемный подход.


План1. Формирование экологических знаний и культура человека с раннего возраста.2. Экологическая культура как основа обучения и воспитания

Слайд 3Введение
Перестройка биосферы и грядущее становление ноосферы ставит перед человечеством нелегкие задачи.

Прежде всего, это рациональное управление биосферой для удовлетворения насущных потребностей человечества.
У экологических проблем современности есть отличительные признаки, которые придают им масштаб глобальности. Прежде всего, это их общечеловеческая значимость. Основные проблемы современной биосферы, так или иначе, связаны с техногенной деятельностью человека.

















Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого - развитие экологической культуры каждого члена общества. По признанию отечественной и мировой общественности центральным фактором в решении названной проблемы становиться не техника или технология, а образование в широком понимании этого слова. Само образование следует рассматривать не просто как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, а как создание и сохранение единого образовательного пространства.

ВведениеПерестройка биосферы и грядущее становление ноосферы ставит перед человечеством нелегкие задачи. Прежде всего, это рациональное управление биосферой

Слайд 4Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста.
В

этом процессе велико значение экологического образования школьников.

Экологическое образование и воспитание, непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на их основе экологической этики и культуры - есть условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения. Оно должно формироваться у человека с самых ранних лет, в качестве умения и жизненной потребности воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни. С самого рождения ребенка окружает объективный мир, созданный людьми. Постепенно он познает этот мир.[6] Всякое познание начинается с живого созерцания, т.е. с непосредственных ощущений и восприятий. Непосредственное восприятие окружающего мира имеет большое значение в познавательной деятельности школьника. Оно создает основу и является движущей силой умственного развития ребенка. Именно первые наблюдения в природе дают материал сознанию для определения сходства и различия, дают начало понятиям, суждениям и умозаключениям. 

Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. В этом процессе велико значение экологического образования

Слайд 5Экологическая культура должна стать основой обучения и воспитания каждого человека, а

подрастающего поколения в особенности.

В настоящее время ситуация в школе такова, что в основном среднестатистические городские дети не знают практически ничего о природе своей местности и своей страны. Школьники не могут сопоставить те знания, которые они получают в школе, в классе, с тем окружающим миром, который они видят из окна машины, приезжая на дачу или выходя на природу. Проблема школьного образования еще и в том, что учащиеся во многих вещах не видят смысла, практического применения, а потому в памяти знания задерживаются недолго. Учащимся трудно запомнить, что такое экологические отношения между организмами, какие животные и растения обитают вокруг, как ориентироваться на местности, ведь они никогда не пробовали применить это знание в жизни. Все эти знания можно получить и применить только в процессе экологических экскурсий. И какие бы хорошие учебники у нас ни были, все равно без непосредственного живого знакомства с природой ничего не получается.[6]

Экологическая культура должна стать основой обучения и воспитания каждого человека, а подрастающего поколения в особенности.В настоящее время

Слайд 6Все эти знания можно получить и применить только в процессе экологических

экскурсий. И какие бы хорошие учебники у нас ни были, все равно без непосредственного живого знакомства с природой ничего не получается.

Проблема школьного образования в том, что учащиеся во многих вещах не видят смысла, практического применения, а потому в памяти знания задерживаются недолго. Учащимся трудно запомнить, что такое экологические отношения между организмами, какие животные и растения обитают вокруг, как ориентироваться на местности, ведь они никогда не пробовали применить это знание в жизни.

Все эти знания можно получить и применить только в процессе экологических экскурсий. И какие бы хорошие учебники

Слайд 7Один из главных пробелов экологического образования учащихся заключается также в неумении

характеризовать пищевые взаимосвязи между обитателями экосистемы, составлять так называемые цепи питания организмов. Наиболее распространенная схема питания, которую можно встретить в экологических источниках это - продуценты - консументы - редуценты. Или, если использовать терминологию, используемую на начальной ступени экологического образования Растение - растительноядное животное - хищник - организмы, питающиеся мертвым и тканями [1]. 

Рис. 1. Пищевые взаимосвязи организмов в биогеоценозе (по И. Н. Пономаревой, 1978)

Один из главных пробелов экологического образования учащихся заключается также в неумении характеризовать пищевые взаимосвязи между обитателями экосистемы,

Слайд 8Наиболее действенной частью в подаче знаний о природе при проведении экологических

экскурсий служит экологический принцип, реализующий экосистемный подход и играющий большую роль в формировании экологической картины мира школьников.

Он может применяться как при знакомстве или изучении природных объектов, и явлений на экскурсиях, так и при организации исследовательских работ.
Суть его заключалась в знакомстве или изучении интересующих природных объектов и явлений в рамках какой-либо экосистемы (лес, река, болото и др.), с выяснением всех взаимосвязей между объектами живой природы и окружающей их средой. [2]
В начальной школе экосистемный подход наиболее легко реализовать в процессе экскурсии по экологической тропе. 

Подразумевалось, что такая тропа - это место, где «мы изучаем природу» или где «природа нас учит».

Наиболее действенной частью в подаче знаний о природе при проведении экологических экскурсий служит экологический принцип, реализующий экосистемный

Слайд 9Наибольшее значение в реализации экосистемного подхода имеют учебные экологические тропы. Это

специализированные маршруты для экологического образования. Их протяжённость редко превышает два километра, поскольку считается, что учебная экскурсия не должна занимать более трех часов. Такие тропы рассчитаны в первую очередь на учащихся школ, лицеев, студентов различных вузов, в том числе педагогических.

Наряду с решением задач просвещения, обучения и воспитания, экологические тропы способствуют и охране природы. Они являются своего рода регулятором потока посетителей, распределяя его в относительно безопасных для природы направлениях.

В.П. Чижова классифицирует тропы природы по их назначению:
на познавательно-прогулочные, познавательно-туристские и собственно учебные экологические [5,36].

Наибольшее значение в реализации экосистемного подхода имеют учебные экологические тропы. Это специализированные маршруты для экологического образования. Их

Слайд 10Естественно, что протяженность маршрута для школьников должна быть гораздо меньше соответствовать

их физическим возможностям.[3] Как правило, группа идет по маршруту под руководством проводника-экскурсовода, а чаще всего школьного учителя.
Естественно, что протяженность маршрута для школьников должна быть гораздо меньше соответствовать их физическим возможностям.[3] Как правило, группа

Слайд 11В настоящее время большая часть экологических троп создаются на охраняемых заповедных

территориях. Однако учебные экологические тропы необходимо создавать в каждом городе и населенном пункте. Практически нет такого населенного пункта, в котором отсутствовали бы парки, скверы и просто зеленые оазисы среди городского пейзажа. Любой такой уголок при ближайшем рассмотрении даст множество возможностей для демонстрации школьникам тонких взаимосвязей между растениями, животными и их средой обитания. В результате такого пристального изучения учащиеся высказывают крайнее удивление многообразию природных объектов, которые до этого момента совсем не замечали. [5]
В настоящее время большая часть экологических троп создаются на охраняемых заповедных территориях. Однако учебные экологические тропы необходимо

Слайд 12Важным является вопрос о том, что же должно составлять содержание наблюдения;

перечисление предметов, их описание или интерпретирование, в каком направлении должно двигаться наблюдение - от недифференцированного целого к отдельным частям или, наоборот, от отдельных и разрозненных деталей к единому и целому. Наблюдения могут быть проведены на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время работы на земельном участке, в уголке природы, в процессе экспериментально-опытнической деятельности. Необходимо руководить процессом наблюдений. [6]

Руководство наблюдениями в процессе экологических экскурсий дает возможность научить ребенка ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе, устанавливать причинно-следственные связи. [4]

Важным является вопрос о том, что же должно составлять содержание наблюдения; перечисление предметов, их описание или интерпретирование,

Слайд 13Экосистемный подход
Под экосистемой понимают совокупность организмов и неживых компонентов, связанных в

единое целое потоками вещества и энергии. Среди организмов, входящих в одну экосистему, есть как продуценты, создающие сложное органическое вещество из простых минеральных, так и редуценты, разрушающие это вещество до простых компонентов.

Последние, в свою очередь, могут быть потреблены продуцентами. Часто выделяется ещё и группа консументов, но, по сути дела, это те же редуценты, но более крупные по размеру и потребляющие не только уже отмершее органическое вещество, но и живые ткани растений и животных. Началом, объединяющим различные живые и неживые компоненты в единую экосистему, является некий более или менее замкнутый цикл какого-нибудь биогенного элемента, например, углерода, азота или фосфора. [7]

Экосистемный подходПод экосистемой понимают совокупность организмов и неживых компонентов, связанных в единое целое потоками вещества и энергии.

Слайд 14На практике выделение экосистемы по замкнутым циклам биогенов оказывается непростым делом,

прежде всего потому, что круговороты разных элементов происходят с разной скоростью и в пределах участков, очень разных по своим размерам. Экосистемный подход направлен на описание структур и процессов, имеющих отношение к трансформации вещества и энергии с участием организмов.

Получение обобщённых количественных оценок происходящих в экосистеме процессов возможно только потому, что жизнь, будучи чрезвычайно разнообразной морфологически, в функциональных проявлениях гораздо однообразнее. Число основных типов «биогеохимических ролей», существующих в биосфере, довольно ограниченно.

Например, какими разнообразными по размерам, форме и жизненным циклам не были бы покрывающие нашу планету зелёные растения, все они от крошечной протококковой водоросли до громадной секвойи, обладают способностью к фотосинтезу. Соответственно результаты этого процесса могут быть суммированы, а первичная продукция может быть выражена в одних и тех же единицах.

Рис. 2. Структура биогеоценоза и схема взаимодействия между компонентами (по В.Н. Сукачеву, 1940)

На практике выделение экосистемы по замкнутым циклам биогенов оказывается непростым делом, прежде всего потому, что круговороты разных

Слайд 15При изучении экосистем чрезвычайно важно учитывать тесное взаимодействие биологических, физических и

химических процессов. [7]

Например, кислород, растворённый в воде, может поступать туда как в результате фотосинтеза растений, так и в результате диффузии из атмосферы.

При изучении экосистем чрезвычайно важно учитывать тесное взаимодействие биологических, физических и химических процессов. [7]Например, кислород, растворённый в

Слайд 16Задачи, которые решает экосистемный подход различны, как различны и используемые при

этом методы. Хотя прямым продолжением экосистемного подхода является подход биосферный, затрагивающий проблемы глобальные, профессионалы-экологи не меньше внимания уделяют и популяционным исследованиям. Учёные стремятся охватить чрезвычайное разнообразие организмов и конкретных ситуаций, надеясь понять общие принципы организации популяции и сообществ.
Задачи, которые решает экосистемный подход различны, как различны и используемые при этом методы. Хотя прямым продолжением экосистемного

Слайд 171. Боголюбов А.С. Полевая экология: ее место и роль в экологическом

образовании школьников (в России и за рубежом). 2002. 13 с.
2. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 575 с.
3. Методические рекомендации по оформлению экологических и научных троп на ООПТ г. Москвы. М.: Изд-во Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, 2004.
4. Чижова В.П. План-проспект буклета по экологической тропе. Методические рекомендации // Заповедные территории и люди. Формы и методы работы. Вып. III. М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 2001. С. 33-34.
5. Чижова В.П. Как себя вести наедине с природой // Заповедные территории и люди. Формы и методы работы. Вып. III. М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 2001. С. 35-37.
6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naturalisticheskiy-i-ekosistemnyy-podhody-v-ekologicheskom-obrazovanii-mladshih-shkolnikov
7.URL: https://studopedia.org/1-113004.html

Список используемой литературы

1. Боголюбов А.С. Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть