Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого - развитие экологической культуры каждого члена общества. По признанию отечественной и мировой общественности центральным фактором в решении названной проблемы становиться не техника или технология, а образование в широком понимании этого слова. Само образование следует рассматривать не просто как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, а как создание и сохранение единого образовательного пространства.
Экологическое образование и воспитание, непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на их основе экологической этики и культуры - есть условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения. Оно должно формироваться у человека с самых ранних лет, в качестве умения и жизненной потребности воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни. С самого рождения ребенка окружает объективный мир, созданный людьми. Постепенно он познает этот мир.[6] Всякое познание начинается с живого созерцания, т.е. с непосредственных ощущений и восприятий. Непосредственное восприятие окружающего мира имеет большое значение в познавательной деятельности школьника. Оно создает основу и является движущей силой умственного развития ребенка. Именно первые наблюдения в природе дают материал сознанию для определения сходства и различия, дают начало понятиям, суждениям и умозаключениям.
В настоящее время ситуация в школе такова, что в основном среднестатистические городские дети не знают практически ничего о природе своей местности и своей страны. Школьники не могут сопоставить те знания, которые они получают в школе, в классе, с тем окружающим миром, который они видят из окна машины, приезжая на дачу или выходя на природу. Проблема школьного образования еще и в том, что учащиеся во многих вещах не видят смысла, практического применения, а потому в памяти знания задерживаются недолго. Учащимся трудно запомнить, что такое экологические отношения между организмами, какие животные и растения обитают вокруг, как ориентироваться на местности, ведь они никогда не пробовали применить это знание в жизни. Все эти знания можно получить и применить только в процессе экологических экскурсий. И какие бы хорошие учебники у нас ни были, все равно без непосредственного живого знакомства с природой ничего не получается.[6]
Проблема школьного образования в том, что учащиеся во многих вещах не видят смысла, практического применения, а потому в памяти знания задерживаются недолго. Учащимся трудно запомнить, что такое экологические отношения между организмами, какие животные и растения обитают вокруг, как ориентироваться на местности, ведь они никогда не пробовали применить это знание в жизни.
Рис. 1. Пищевые взаимосвязи организмов в биогеоценозе
(по И. Н. Пономаревой, 1978)
Он может применяться как при знакомстве или изучении природных объектов, и явлений на экскурсиях, так и при организации исследовательских работ.
Суть его заключалась в знакомстве или изучении интересующих природных объектов и явлений в рамках какой-либо экосистемы (лес, река, болото и др.), с выяснением всех взаимосвязей между объектами живой природы и окружающей их средой. [2]
В начальной школе экосистемный подход наиболее легко реализовать в процессе экскурсии по экологической тропе.
Подразумевалось, что такая тропа - это место, где «мы изучаем природу» или где «природа нас учит».
Наряду с решением задач просвещения, обучения и воспитания, экологические тропы способствуют и охране природы. Они являются своего рода регулятором потока посетителей, распределяя его в относительно безопасных для природы направлениях.
В.П. Чижова классифицирует тропы природы по их назначению:
на познавательно-прогулочные, познавательно-туристские и собственно учебные экологические [5,36].
Руководство наблюдениями в процессе экологических экскурсий дает возможность научить ребенка ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе, устанавливать причинно-следственные связи. [4]
Последние, в свою очередь, могут быть потреблены продуцентами. Часто выделяется ещё и группа консументов, но, по сути дела, это те же редуценты, но более крупные по размеру и потребляющие не только уже отмершее органическое вещество, но и живые ткани растений и животных. Началом, объединяющим различные живые и неживые компоненты в единую экосистему, является некий более или менее замкнутый цикл какого-нибудь биогенного элемента, например, углерода, азота или фосфора. [7]
Получение обобщённых количественных оценок происходящих в экосистеме процессов возможно только потому, что жизнь, будучи чрезвычайно разнообразной морфологически, в функциональных проявлениях гораздо однообразнее. Число основных типов «биогеохимических ролей», существующих в биосфере, довольно ограниченно.
Например, какими разнообразными по размерам, форме и жизненным циклам не были бы покрывающие нашу планету зелёные растения, все они от крошечной протококковой водоросли до громадной секвойи, обладают способностью к фотосинтезу. Соответственно результаты этого процесса могут быть суммированы, а первичная продукция может быть выражена в одних и тех же единицах.
Рис. 2. Структура биогеоценоза и схема взаимодействия между компонентами (по В.Н. Сукачеву, 1940)
Например, кислород, растворённый в воде, может поступать туда как в результате фотосинтеза растений, так и в результате диффузии из атмосферы.
Список используемой литературы
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть