Презентация, доклад на тему Значение русского народного творчества для воспитания духовно-нравственной личности

Содержание

«Уклад слагается, формируется и закрепляется, прежде всего, и больше всего – в детстве». И. А. Ильин Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую

Слайд 1«ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ»

«ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА  ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ»

Слайд 2«Уклад слагается, формируется и закрепляется, прежде всего, и больше всего –

в детстве». И. А. Ильин

Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность.

«Уклад слагается, формируется и закрепляется, прежде всего, и больше всего – в детстве». И. А. Ильин

Слайд 3Цели и задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников
Главной целью духовно-нравственного воспитания

является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям православной культуры.

К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
познание и прививание православной культуры и традиций;
раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
одухотворение жизненного пространства ребенка;
защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников  Главной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному

Слайд 4Методы и приемы духовно-нравственного воспитания дошкольников
Наглядно-действенный метод:
-

рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях; -  экскурсии, целевые прогулки.
- показ сказок (педагогом, детьми);










Методы и приемы духовно-нравственного воспитания дошкольников    Наглядно-действенный метод:- рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;- проведение дидактических

Слайд 5 Словесно-образный метод: 
чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- загадывание

и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя; - чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией; - ответы на вопросы педагога, детей; - проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); - сообщения дополнительного материала воспитателем;
-  рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; - разбор  житейских ситуаций; -  проведение  викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Словесно-образный метод:  чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;- загадывание и отгадывание загадок;- рассматривание наглядного материала;-

Слайд 6Практический метод :
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
-  проведение  игр: со

строительным материалом («Ступеньки к  Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.; - изготовление кукол к сказкам; - организация  постановки пьес, сказок, литературных произведений; - проведение  экскурсий различной направленности; - организация  вечеров с родителями, для родителей; - изготовление с детьми наглядных пособий; - организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)
Практический метод :- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.-  проведение  игр: со строительным материалом («Ступеньки к  Храму»), дидактических

Слайд 7Таким образом, роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего

развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
Таким образом, роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное

Слайд 8
Устное народное творчество
Праздники и обряды
Декоративно- прикладное искусство
Виды народного творчества

Устное народное творчествоПраздники и обрядыДекоративно- прикладное искусствоВиды народного творчества

Слайд 11
Нравственная оценка народом всех случаев жизни. В пословицах сформированы основные нравственные

принципы народа: любовь к родине, уважительное отношение к старшим, любовь детей к родителям и родителей к детям, оберегание чести, созидание добра и непримиримость к злу и др.

Не трудиться- хлеба
не добиться!

Кто родителей почитает,
тот вовеки не погибает!

Бить баклуши.

Пословицы и поговорки. –

Нравственная оценка народом всех случаев жизни. В пословицах сформированы основные нравственные принципы народа: любовь к родине, уважительное

Слайд 13Загадки –
оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Они

развивают мышление детей, приучают анализировать предметы и явления. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Разноцветное коромысло
Через реку повисло.



Загадки – оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Они развивают мышление детей, приучают анализировать предметы

Слайд 16
Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Красота

и добро в песне выступают в единстве. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы.
Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т.п. Красота поэтических форм песен, сочетается с красотой их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению. Народные песни - это целый поэтический и философский мир. В них – душа народа.

Песня.

Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в

Слайд 18Народные сказки как средство духовно- нравственного воспитания ребенка.

Сказки русского народа

К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. По мнению Ушинского, природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, инстинктивно понимали воспитательное значение сказки. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В сказках отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи определенных нравственных ценностей из поколения в поколение
Народные сказки как средство духовно- нравственного воспитания ребенка. Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной

Слайд 21Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности.

Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и эстетическое отношение к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. В процессе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством у детей воспитываются и нравственно – волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При  создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласовано, помогать другим. 
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит

Слайд 22Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она не только

среда обитания, но и родная сторона, Родина .Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Народное художественное творчество непосредственно связано с красотой окружающей природы, которая воспета в произведениях НХТ.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона,

Слайд 23
Игра


Прямо и непосредственно связана с воспитанием, В играх тесно связаны

слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр - в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры готовили детей к труду, ко взрослой жизни. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. И что еще очень важно - в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание.
Игра Прямо и непосредственно связана с воспитанием, В играх тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль

Слайд 24Народные игры

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них

отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром.
По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Народные игрыНародные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд,

Слайд 25
Праздники и обряды
Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда

и быта русского народа, дети получают возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.
Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники, со всеми относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. В народных праздниках есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предание и сказание, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть.
Народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».
Праздники и обрядыЗнакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, дети получают

Слайд 26тоже являются формой и средством народной педагогики. Они как бы организуют

связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции.

Традиции народа


тоже являются формой и средством народной педагогики. Они как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная

Слайд 28          Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного

человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.



вывод

          Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского

Слайд 29

«…..и осталась

старуха у разбитого корыта»
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»
«Кому велено чирикать, не мурлыкайте»
К.И. Чуковский «Путаница»
«А воз и ныне там»
И.Л. Крылов «Лебедь, рак и щука»

ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ!

ОТКУДА ЭТИ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

«…..и осталась старуха у разбитого корыта»А.С. Пушкин «Сказка

Слайд 30

Кукушка кукушонку


Купила капюшон Она красива и мила
Как в капюшоне он смешон А имя ей от слова «зола»




Раз,два,три, четыре
Кошку грамоте учили
Не читать, не писать
Мышек по углам искать.

Ленка-пенка
Голая коленка
Пошла через мостик
Потеряла хвостик.

Определите малый жанр фольклора

Кукушка кукушонку

Слайд 32 Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в

реку, реки- в море, моря в океан- добра.
Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки- в море, моря в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть