Слайд 1Жо́стовская ро́спись — русский народный художественный промысел
Культурное наследие
Российской Федерации, объект № 5000833000
Выполнил студент 201 группы
Галинский
К.С.
Слайд 2В первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской
губернии — Жестово, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др.
Слайд 3заводы Демидовых
Деревня Жестово
Слайд 4Народный промысел - Жостово
Есть в Подмосковье деревня Жостово, жители которой уже
более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи - подноса. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения. Собранные в букеты или вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые и полевые цветы украшают поднос и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. Ведь вряд ли найдется человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключенной в них великой силе жизни. Эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом.
Слайд 5Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году)
откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.
Слайд 6В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов
сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.
Слайд 7Элементы жостовской росписи изображают
в несколько этапов:
- замалевок (начало и основа
композиции будущего узора, т.е. силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом);
- тенежка (слово «тенёжка» - созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений);
- прокладка (один из самых ответственных этапов росписи. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции);
- бликовка (наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным. Бликовка создает настроение и колорит).
- чертежка (это заключительная часть работы. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов);
- привязка (при помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном).
- уборка краёв подноса (украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным).
Это очень долгий и сложный процесс.
Слайд 8Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные
садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.
Слайд 10СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/zhostovskaja-rospis.html
http://www.liveinternet.ru/community/decor_rospis/post275480738
http://kladraz.ru/blogs/irina-yurevna-shakleina/master-klas-s-poshagovym-foto-yelementy-zhostovskoi-rospisi.html
Литература
Попова О. С., Каплан Н. И. «Русские
художественные промыслы». — Москва: «Знание», 1984.
Бардина Р. А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры». — Москва: «Высшая школа», 1977.
Орловский Э. И. «Изделия народных художественных промыслов». — Ленинград: «Лениздат», 1974.
Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. — Москва: «Советская энциклопедия», 1970—1978.