Слайд 1Здоровьесберегающие методы, формы и средства обучения на уроках русского языка
Разработала: Васильева
О.А.
Краснообская МБОУ СОШ № 1
с углубленным изучением
отдельных предметов
2019 г
Слайд 2 Здоровье – мудрых
гонорар…
ПЬЕР ЖАН БЕРАНЖЕ
Слайд 3Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики
– одной из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Слайд 5Русский язык в начальной школе – серьезный и сложный предмет. На
этом уроке учащимся приходится много писать, и поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Большое значение имеет психологический климат на уроке, так называемая мажорность урока. Учитель должен создать на своем уроке ситуацию успеха, тогда исчезнет излишняя тревожность учащихся. Учитель строит урок в соответсвии с динамикой внимания учащихся, темпом урока, чередует различные виды работ.
Слайд 6Методы здоровьесберегающих технологий
практический метод;
познавательная игра;
ситуационный метод;
игровой метод;
соревновательный метод;
активные методы обучения;
воспитательные, просветительские
и образовательные программы.
Слайд 7Формы здоровьесберегающей работы
Слайд 8Средства здоровьесбережения
1) средства двигательной направленности;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы;
4) факторы
становления ценностного отношения к здоровью.
Слайд 9Приёмы здоровьесбережения на уроках русского языка
- пальчиковые, дыхательные гимнастики,
- релаксация,
- гимнастики
для глаз,
- ситуация успеха,
- «минутка здоровья»,
- определение своего эмоционального состояния на начало и конец урока.
Слайд 10Приём пальчиковой гимнастики
В период обучения грамоте на уроках письма эффективна пальчиковая
гимнастика с предметами и без предметов.
Использование пальчиковой гимнастики обусловлено недостаточным развитием мелких групп мышц у школьников. В результате кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Функции руки оказывают большое стимулирующее влияние на деятельность детского мозга, психику первоклассников. Поэтому, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку ребенка к его дальнейшему обучению в школе.
Иногда пальчиковая гимнастика проводиться в рифмованной стихотворной форме и носит увлекательный характер. Дети с удовольствием запоминают и воспроизводят тексты гимнастики, развивая при этом не только речь, но и другие психические процессы (память, мышление, воображение).
Слайд 11Пример пальчикового упражнения с предметом (ручкой):
«Качели»
Исходное положение
Зажать ученическую ручку в горизонтальном
положении четырьмя пальцами.
Содержание упражнения
Попеременно нажимайте то указательным пальцем, то мизинцем на концы ученической ручки. Это напоминает катание на качелях , устроенных из длинной доски.
Дозировка: 2-3 раза.
Слайд 12Упражнения для глаз:
Особенно необходимо выполнение этих упражнений, например, после написания детьми
диктанта перед самопроверкой:
Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
- Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
- Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
- Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
Слайд 13Приёмы самомассажа, точечный массаж:
Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в
любое время.
лицо
Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.
голова
Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.
руки
Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и, более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.
ноги
Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.
Точечный массаж – простая
и безопасная терапия.
Массирование производится
надавливанием на определённые
точки. При простудных
заболеваниях и для повышения
иммунитета необходимо
массировать определённые
точки на лице
при головных болях рекомендуется
массировать височную область.
Слайд 14Словарная работа:
Вежливые слова и здоровье.
Учитель предлагает детям правильно списать с доски
написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.
- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: «Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:
- Я хочу быть здоровым!
- Я могу быть здоровым!
- Я буду здоровым!
Слайд 15Работа с пословицами:
Списывание предложений о здоровье.
Учитель предлагает учащимся правильно списать с
доски пословицы:
«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».
Или такой текст:
«Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».
Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.
После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её вслух всем вместе.
Слайд 16Разбор слова по составу:
Пясть- пястные кости- запястье.
Перст –
персты – перстень -перстенёк.
Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши.
Пальцы – пяльцы – пялить глаза.
Ухо – подушка – заушница – заушная область.
Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела. Пясть – это пять лучеобразно расположенных косточек, формирующих основу ладони. Кости пясти называются пястными. Запястье – часть кисти, соединяющая её с предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст».
Перст – старинное название пальца руки. «Перст» - корень слов второго ряда. «Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он» (А. С. Пушкин)
Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название.
Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово
«заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни – свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух. Кстати, можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять здоровье.
Слайд 17Групповые формы работы:
Применение такой формы работы вызывает у детей положительные эмоции,
формирует не только умение общаться, оказывать помощь друг другу, совместно решать учебные задачи, но и способствует развитии каждого ребёнка, осознанию собственной значимости в общем труде.
Групповая работа возможна на уроке на разных его этапах.
При проверке домашнего задания учащиеся задают учителю вопросы по домашнему заданию. Затем организуют проверку домашнего задания в группах (4 человека): учащиеся проверяют выполнение упражнения по кругу, вместе разбираются в трудных вопросах. Учитель может спросить любого из группы. Каждый ученик может дополнить высказывание своего товарища.
После объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.
Закрепляя изученное, группы составляют коллективный текст с использованием слов-исключений, вводных слов, обращений или пишут письмо соседней группе.
При обобщении материала каждая группа выполняет практическое задание на какое-то определенное правило, затем составляется коллективная таблица по данному правилу. Обобщение материала проводится также в форме соревнования знатоков. Каждая команда составляет 5 – 7 вопросов по изученному материалу и передает другой команде.
Интерес вызывает работа над ошибками. Каждой группе выдается текст диктанта с ошибками. Ребята должны найти все ошибки, исправить их, систематизировать.
Слайд 18Дидактическая физминутка
Определите часть речи
Учитель называет слова(вакцина, донор, закаляться, улыбается, радость,шутить, профилактика
и т.д.).Если слово является глаголом – дети хлопают, если именем существительным – топают.
Слайд 19Заключение:
На уроках нельзя забывать об эмоциональной разрядке – 2-3 минуты.
Для снижения уровня невротизма перед уроками контроля нужно проводить тщательную подготовку: перед контрольной работой разобрать подобную работу, перед контрольным диктантом – проанализировать орфограммы и пунктограммы из текста диктанта.
На уроках русского языка нужно строго дозировать объем домашней работы.
На уроках рекомендуется проводить небольшую глазную гимнастику (например, посмотрели в окно, увидели, что там идет снег, льет дождь и т.п.). обязательно нужно следить за позой учащихся во время урока. Хороший эффект дает расширение кругозора учащихся по данному предмету, формирование положительного отношения к этому предмету. Ведь доброжелательный и хороший эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Слайд 20Спасибо за внимание!Желаем всем здоровья!!!
Слайд 21Источники информации:
Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе / Павлова М.А., Гришанова
О.С., Серякина А.В. - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»(28.10.2013г. 18час23мин)
Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М., 2001.(28.10.2013г. 19час02мин)
Зайцев Г.К. Школьная валеология. – СПб, 1997.
, 2009. - 36 с.(28.10.2013г. 20час45мин)
http://tutti.edu.ru/attachments/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0.doc(28.10.2013г. 22час30мин)
Козлицкая И.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Из опыта работы.
http://www.openclass.ru/node/53973 (28.10.2013г.23час35мин)
Слайд 22Контакты:
Адрес электронной почты: vasile-1971@. mail.ru
Телефон: 8913713 84 05
Телефон Краснообской МБОУ-СОШ №1:
348 46 42 (приёмная)