Слайд 1Загадки
2 класс
Учитель начальных классов Пьянова Н. С.
МБОУ СОШ № 3
г. Чита 2019 г.
Слайд 2
Исторические корни загадок
Слово «загадка» – древнего происхождения. В древнерусском языке
слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.
Слайд 3
Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок,
отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.
Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов.
Слайд 4
Какими бывают загадки
1. Загадки, в которых дается описание предметов или явления
путем перечисления различных его признаков, например
Он и сочен, и душист, а снаружи золотист
Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.
(апельсин)
Растет у окошка в глиняной плошке
Зеленый ежик без головы и без ножек.
(кактус)
Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.
(арбуз)
Слайд 5
2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления.
Голубая простыня
весь свет одевает.
(небо)
В поле серёжки на одной ножке.
(овёс)
Один костёр весь мир согревает.
(солнце)
Между веток новый дом, нету двери в доме том.
Только круглое окошко – не пролезет даже кошка.
(скворечник)
Слайд 6
3. В загадку включено отрицательное сравнение
Не зверь, не птица, а нос
как спица.
(комар)
Есть панцирь, не черепаха, живёт на ветке, а не птаха.
(орех)
Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.
(ветер)
Слайд 7
3. Загадки, описании которых использованы
метафоры (употребление слова в переносном
значении
на основании сходства).
На пяти проводах отдыхает стая птах.
(ноты)
Дали братьям тёплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно
поселился.
(рукавица)
Слайд 8
4. «Загадки - складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ
напрашивается
сам собой в рифму.
Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,
Дружно капли заплясали. Это значит …
(дождик)
На дворе в кадушке заквакали подружки,
Потом прыг из ушата… Кто же это ?
(лягушата)
Слайд 9
Чему учат загадки?
1. Тренируют смекалку, учат логически мыслить.
2. У всех народов
загадка была показателем
мудрости.
А человек, который умел отгадывать или
придумывать загадки, считался мудрецом.
3. Отгадывание загадок развивает
сообразительность, умение сопоставлять, сравнивать предметы или явления и находить в них общее.
4. Многие психологи считают, что полезно не только разгадывать загадки, но и придумывать их.
Слайд 10
Загадка
Услышав, как звенит звонок,
Спешат ребята на урок,
Узнать, что дважды два –
четыре,
Что значит «уже», а что «шире»,
Узнать откуда взялся снег,
Что означает слово «смех».
Учить их будет не любитель,
А добрый, ласковый …
(Учитель)