Слайд 1Выявление и развитие способностей обучающихся младшего школьного возраста
Выполнила: Пятница Елена Вячеславовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы
Слайд 2Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к
овладению определенными видами деятельности и к их успешному
осуществлению
Слайд 3С.Л.Рубенштейн
«Закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков,
способности – результаты закрепления не способов действия, а психических процессов , посредством которых действия и деятельности регулируются»
СПОСОБНОСТЬ
К.К.Платонов
«Качество личности, определяющее успешность овладения определенной деятельностью и совершенствование в ней. Способности – подструктура личности, наложенная на ее остальные основные подструктуры»
А.В.Петровский
«Это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся»
Ю.Б.Гиппенрейтер
«Индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению»
В.Э.Чудновский
«Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности»
Различные подходы к определению способностей
Слайд 4
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуальные психологические предпосылки
для развития и формирования способностей
Основанием развития способностей являются задатки
Слайд 5
Классификация способностей
Общие способности
Специальные способности
определяют успехи человека в самых различных видах деятельности
и общения (умственные способности, развитые память и речь, творческие способности и т.д.). Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, называют одаренностью.
определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Эти способности могут дополнять и обогащать друг друга.
Слайд 6
Уровни развития способностей
Одаренность
Талант
Одаренным называется человек который с рождения обладает хорошими задатками
к развитию способностей
Талантливый – человек который благодаря своим высокоразвитым способностям может добиться (и реально добивается) высоких результатов в том или ином виде деятельности
Гениальный – человек, уже добившийся выдающихся, признанных успехов в определенном виде деятельности
Гениальность
Слайд 7
Признаки наличия способностей к какому-либо
виду деятельности
Высокий темп обучения соответствующей деятельности
Широта
переноса навыка, которая состоит в том, что обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить ее в других аналогичных ситуациях
Энергетическая экономность выполнения данной деятельности
Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности
Высокая мотивация, стремление к этой деятельности,
иногда вопреки обстоятельствам
Слайд 8
Условия успешного развития способностей
Раннее и полное выявление всех задатков, с рождения
ребенка
Активное включение ребенка в те виды деятельности, в которых соответствующие способности формируются и развиваются
Включение ребенка в разноплановые виды деятельности для развития разных способностей
Наличие психологически и педагогически подготовленных учителей
Использование современных развивающих методов и средств обучения
Стимулирование развития способностей
Слайд 9Интеллект (Векслер) – это общая способность человека.
Интеллектуальные способности – это способности,
которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.
Интеллектуальные способности
Слайд 10
Под интеллектуальными способностями
понимается
восприятие
внимание
память
мышление
воображение
речь
Слайд 11
Развитие способностей реализуется через следующие формы
Урок
Внеурочная деятельность
Занятия внеурочной деятельности ненавязчиво,
но, в то же время, увлекательно продолжают (или завершают) задуманное на уроках, позволяют провести диагностику, выявить те или иные способности детей, развивают любознательность и дают возможность для самовыражения, благотворно влияют на личностно – мотивационную сферу.
Слайд 12Урочная деятельность
Математика
1. Зайди закономерность, продолжи ряд чисел
7, 11, 9, 12,
18, ______________________________________
19, 15, 17, 13, 15, 14, _________________________________
0, 2, 5, 9, 14,20, ______________________________________
3, 6, 4, 8, 6, 12, 10, 20, 18, ______________________________
10, 11, 9, 12, 8, 13, 7, 14, 6, 15, 5, ________________________
2. Реши задачи:
Маша намного слабее, чем Лиза. Маша намного сильнее, чем Нина. Кто слабее всех?
Вера намного темнее, чем Люба. Вера намного светлее, чем Катя. Кто светлее всех?
Через 5 лет Пете будет столько же лет, сколько Диме сейчас. Кто из мальчиков старше?
Через 6 лет Свете будет столько же лет, сколько Вале сейчас. Кто из девочек моложе?
Слайд 13
Урочная деятельность
Математика
3.Составь из этих условий и вопросов как можно больше задач.
Запиши парами номера подходящих друг другу условий и вопросов.
Слайд 14Кружок «Подумаем вместе:
от математики
до финансовой грамотности»
(общеинтеллектуальное направление)
На занятиях внеурочной деятельности учащиеся в непринуждённой обстановке выполняют поисковые, пробные или тренировочные упражнения, наблюдают, обсуждают, обобщают, учатся решать логические и олимпиадные задачи.
Задания подбираются в зависимости от уровня подготовленности обучающихся, их индивидуальных возрастных особенностей, почти всегда носят занимательный характер, требуют от ученика умения применять знакомые ему мыслительные операции, поэтому привлекают даже тех, кто не любит математику.
Во 2-3-4 классах вводится раздел «Экономическая игротека на уроках математики». Занятия из этого раздела ориентированы на подготовку школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. На занятиях детям объясняются доступные для понимания в этом возрасте экономические взаимосвязи, основные экономические принципы и законы.
Слайд 15 Умственное развитие, развитие мышления являются важной стороной в становлении личности младших
школьников.
Формирование самостоятельности в мышлении, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач, имеющих иногда несколько способов решения.
Возникновение познавательных интересов, их формирование на уроках и в условиях внеклассной работы при решении нестандартных задач очень ценно для развития личности учащихся.
Мир логики
Слайд 16Мир
логики
Логические
задачи
Логические
примеры
Слайд 17 1.Лена и Нина завтракали. Одна из них пила кофе с молоком,
а другая – чай без молока. У Нины в напитке было молоко.
Что пила Лена?
Внеурочная деятельность
Решение логических задач
Слайд 182.Пирамидка состоит из трёх колец разного цвета. Сколькими способами можно раскрасить
пирамидку?
Внеурочная деятельность
Решение логических задач
Слайд 19 3. В теремок пришли жить звери: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка и Зайчик-попрыгайчик. Узнай,
кто за кем пришёл, если Лягушка пришла не первой, а Зайчик пришёл после Мышки и Лягушки.
Внеурочная деятельность
Решение логических задач
Слайд 201) 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2=38
22+2+2+2+2+2+2+2+=38
Внеурочная
деятельность
Решение логических математических выражений
2)3 3 3 3 3 3 3 3 3 3=57
33+3+3+3+3+3+3+3++3=57
Слайд 21В каждой полоске одного ряда цифры расположены в определённой закономерности.
Найди правило
и, используя его, определи пропущенные числа (кликни мышкой).
Внеурочная деятельность
Найди закономерность
Слайд 22Под геометрическими фигурами спрятаны три разных числа. Найди эти числа.
Внеурочная деятельность
Найди три числа
3 + 3 = 6
3 + 2 = 5
5 + 2 = 7
5 + 5 = 10
Слайд 23Числа расположены в определённой последовательности.
Какое число пропущено? Кликни мышкой.
Внеурочная деятельность
Найди пропущенные числа
Слайд 24Как разделить по линиям квадрат так, чтобы все части были одинаковыми
и на каждой росло по одной ели?
Внеурочная деятельность
Раздели на части
Слайд 25Разделить на 4 части так, чтобы каждая часть содержала все фигуры.
Слайд 26Используя только четыре указанных числа, с помощью любых действий (сложение, вычитание,
умножение, деление) составь математическое выражение, которое равняется 37.
1 7 5 25
ОТВЕТ: 37=(1х7)+5+25
Внеурочная деятельность
Состаление математических выражений
Слайд 27Кружок «Тико - моделирование»
(общеинтеллектуальное направление)
Цель занятий: формирование способности и готовности
к созидательному творчеству в окружающем мире.
Девиз и структура занятий: играю-думаю-учусь действовать самостоятельно-проектирую.
Модули программы: «Плоскостное моделирование», «Объёмное моделирование»
Что развивает Трансформируемый Игровой Конструктор для Объёмного моделирования (ТИКО)?
Т – ТВОРЧЕСКИЕ способности
И – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ способности
К – КОММУНИКАТИВНЫЕ умения
О – ОРГАНИЗАТОРСКИЕ и ОЦЕНОЧНЫЕ умения
Слайд 28
1.Подчеркни фразы, наиболее близкие по смыслу.
а)вымыть посуду б) жизнь продолжается
передохнуть
взвесить все “за” и “против”
справиться с напряжением тянуть лямку
находиться в отпуске учесть прошлый опыт
2. Соедини стрелками устаревшие слова в левой колонке с современными синонимами из правой колонки:
очи губы
чело глаза
ланиты лоб
уста палец
перст щёки
3. Отгадай шараду.
в) Корень извлечь из “начинки” несложно,
Приставка в “сосуде” хранится надежно,
Суффикс в “гудении” ясно услышишь,
Вместе – на темы различны пишешь.
4.Прочитай и запиши слова. Подчеркни “лишнее” слово.
настачй ______ мучезанный ______
лодевой ______ горазвор ________
Урочная деятельность. Русский язык
Слайд 29Занятия внеурочной деятельности «Хочу всё знать способствуют развитию речи ребёнка и
формируют умение работать с тренажёрами. Предлагаемые тренажёры отражают содержание нескольких учебных предметов: литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира. Задания к каждому тексту имеют разные уровни сложности. Они направлены на формирование умения работать с предъявленной информацией, выделять главную мысль, понимать скрытый смысл текстов, составлять план к рассказу, соотносить сведения, содержащиеся в рассказах с таблицами и диаграммами, отвечать на вопросы Регулярная работа с тренажёрами
позволяет диагностировать и
своевременно устранять пробелы
в знаниях обучающихся.
Кружок «Хочу всё знать»
(общеинтеллектуальное направление)
Слайд 30Внеурочная деятельность
Развитие речи
1. Синтез.
Прочитай текст. Укажи знаком «+» его тему:
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
О природе ______ О березе______ О лете ______
2. Логика.
Прочитай слова. В каждой из двух групп слов определи «лишнее» и подчеркни его.
Песть песиет
Мезойн ретенеч
Сенойл нетемет
Левоной тылёжй
Слайд 31Внеурочная деятельность
Развитие речи
3. Анализ.
Прочитай текст. Раздели его на смысловые части.
Купание медвежат
Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной воды и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.
Слайд 32Внеурочная деятельность
Развитие речи
4. Сравнение.
Сравни два текста. Отметь знаком «+» справочную
статью.
Дядя Федор спрашивает: «Как тебя зовут?»
Кот говорит: « И не знаю как. И Барсиком меня звали, и Пушком, и Оболтусом. И даже Кис Кисычем я был. Только мне все не нравится. Я хочу фамилию иметь».
Краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни, называется басней.
Слайд 33
Осенние изменения в природе
По вертикали:
1. Первый осенний месяц.
3. Смена шерсти у
зверей осенью.
4.Процесс сбрасывания листвы деревьями и кустарниками.
6. Эта птица запасает на зиму жёлуди.
7. Перед зимней спячкой этот крупный зверь усиленно питается и накапливает жир.
8. Этот зверёк хранит собранные на зиму запасы в дуплах или закапывает в землю.
9. Тонкий слой мелких кристалликов льда, покрывающий поверхность предметов при их резком охлаждении
По горизонтали:
2. Процесс установления сплошного ледяного покрова на реках и озёрах.
5.Понижение температуры воздуха ниже нуля градусов в приземном слое воздуха или на почве вечером или ночью при положительной температуре воздуха днём.
8. Этот маленький зверёк с полосками на спинке запасает на зиму семена и кедровые орешки.
Внеурочная деятельность
Работа с кроссвордами
Слайд 34
Зимние изменения в природе
По горизонтали:
1. Выпадение снега из облаков.
2. Второй
месяц зимы по календарю.
3. Самая маленькая птичка России, зимой сбивается в стайки вместе с мелкими синицами.
4. Наметённая ветром большая куча снега.
5. Эта птица умеет передвигаться по дереву вверх и вниз головой.
6. Способ охоты этого зверя за мышами получил название «мышкование».
7. Сильный ветер со снегом, вьюга.
По вертикали:
1. Эта птичка иногда падает в обморок.
Слайд 35Весенние изменения в природе
1. Как называются птицы, которые возвращаются к нам
весной из теплых стран?
2. К маме-речке я бегу и молчать не могу.
Я её сын родной, а родился — весной.
3. Какое лиственное дерево зацветает первым?
4. Какая птица вьёт гнёзда под крышами домов?
5. Как называется весеннее движение льдин на реках и озёрах?
6. Как называется весеннее падение капель оттаявшего снега с крыш домов?
7. Какое дерево «делится» весной с людьми своим соком?
Ключевое слово ______________________
Слайд 36
Летние изменения в природе
По горизонтали:
1. Атмосферное явление, при котором внутри облаков
или между облаком и землёй возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом.
4. Разноцветная дугообразная полоса на небосводе.
6. Не растит своих птенцов.
8. Это дерево, цветущее летом, особенно любимо пчёлами.
Про вертикали:
2. Мелкие капли воды, оседающие на растениях при наступлении утренней или вечерней прохлады.
3. Осадки в виде частиц льда.
5. Последний месяц лета по календарю.
7. Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками...
Слайд 38
Растения
По горизонтали:
1. Растение, у которого один одревесневший стебель — ствол.
5. В
народе этот кустарник называют дикой розой.
По вертикали:
2. Дерево с белой корой.
3. Дерево с оранжево-красными ягодами, собранными в пучок.
4. Этот кустарник называется лещина или …
6. Вечнозелёное хвойное дерево.
7. Это травянистое растение с синими цветочками встречается чаще всего в посевах зерновых культур.
Слайд 40Солнечная система
По вертикали:
1. Самая большая планета Солнечной системы
2. Её называют красной
планетой.
3. Эта планета расположена между Сатурном и Нептуном
5. Планета, на которой мы живём.
По горизонтали:
2. Самая маленькая планета Солнечной системы.
4. Планета, расположенная дальше всего от Солнца.
6. Её соседи — Меркурий и Земля.
7. Вокруг этой планеты расположено большое кольцо.
Слайд 41Методики. Результаты диагностики
Методика определения умственного развития детей (7-9 лет) Замбацявичене
Э. Ф.
Шкала Станфорд-Бине и/или тест Слоссона и/или тест "WPPSI” для измерение умственных способностей обучающихся (определение «умственного возраста» (МА) и IQ)
Векслеровская шкала интеллекта(WPPSI) (для младших школьников)
Слайд 42
Кружок «Умелые ручки»
(общекультурное направление)
Художественно-конструкторская деятельность – идеальное средство, способное обеспечить
высокий уровень обучения и общего развития ребёнка. Занятия позволяют развивать творческие способности ребёнка, сделать ум ребёнка живым, гибким, изобретательным и не обременяют его память формальными знаниями.
Слайд 43
Кружки: «Юный художник»
«Юный дизайнер»
(общекультурное направление)
На занятиях внеурочной деятельности дети развивают
свои творческие и художественные способности, учатся рисовать, создавать собственные дизайнерские проекты.
Слайд 44Кружок: «Юные поварята»
(общекультурное направление)
Цель занятий: приобщить учеников начальной школы к азам
кулинарии, дать начальные знания о рациональном питании и правилах гигиены, заинтересовать кулинарным искусством, способствовать всестороннему развитию личности ребёнка.
Слайд 45Кружки: «Весёлые нотки»
«Юный актёр»
(общекультурное направление)
Основная цель занятий: раскрытие и развитие творческих
способностей ребенка при помощи театральной и музыкальной деятельности.
Слайд 46
Кружок «Если хочешь быть здоров»
(спортивно-оздоровительное направление)
Здоровые дети - это благополучие
общества.
Программа внеурочной деятельности направлена на обучение учащихся грамотной заботе о своём здоровье, на мотивацию их к здоровому образу жизни, на предупреждение вредных привычек, на развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья. Занятия способствуют физическому, познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Слайд 47Подводим итоги
Проект «Вверх по радуге»