Слайд 1Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе
ФГОС ООО
Выступление Шебановой Е.А. на
ШМО
Слайд 2Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело
использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Ю.А. Конаржевский
Слайд 3Основа Стандарта второго поколения - системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ФГОС ООО
Слайд 4В жизни нам постоянно приходится решать проблемы!
А учит ли этому
школа?
Решение проблем в жизни
Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения.
Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Слайд 5Новая дидактическая модель образования
При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий
в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:
быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
ФГОС ООО
Слайд 6Инновационное образовательное пространство урока
Сотрудничество
Слайд 7ФГОС: что оценивается как результат образования?
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:
умение решать учебные задачи на
основе сформированных предметных и универсальных способов действий (умения, а не знания!)
умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задач
прогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции)
Слайд 9 Проблемно-диалогический урок
1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
2.Актуализация
учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4.Выражение решения,
5. Применение знаний учениками
Проблемно-диалогическая технология
Цель - обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие знаний вместе с детьми
Слайд 10Пример проблемной ситуации через противоречие двух мнений
1 ученик:
На юге
жарко.
2 ученик:
А как же Южный полюс?
Сравните два утверждения – в чем противоречие?
Какой возникает вопрос?
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Где на Земле тепло, а где - холодно?
РЕШЕНИЕ: Все зависит от того, прямые или косые лучи солнца падают на поверхность Земли
Слайд 11Какие образовательные результаты обеспечивает проблемный диалог?
Регулятивные – умение решать проблемы
Коммуникативные
– вести диалог
Познавательная – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
Личностные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Слайд 12
ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ :
1. Даёт прочные знания.
2. Стимулирует интеллектуальное развитие.
3. Воспитывает
активную личность.
Слайд 131. Технология развития критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию
с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Исходные научные идеи: Критическое мышление:
Способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
Облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
Позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Слайд 14Методика личностно-ориентированного обучения
Как обучать всех по-разному?
Слайд 15Исходная позиция – каждый ученик индивидуальность.
Учащийся - субъект своего образования.
Слайд 16Смысл и вектор образовательного движения иной – не к ученику, а
от него.
Слайд 17Но мало дать свободу детям,
надо научить их действовать.
Слайд 18Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика:
Смысл деятельности ( зачем я это
делаю);
Постановка личной цели ( предвосхищающий результат);
План деятельности;
Реализация плана;
Рефлексия ( осознание собственной деятельности);
Оценка;
Корректировка или переопределение целей.
Слайд 19Личностно-ориентированное образование- развитие и саморазвитие личности ученика исходя из его индивидуальных
особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Слайд 20ШКОЛЬНИК НОВОГО ТИПА –
внутренне свободный, любящий и умеющий творчески относиться
к действительности, к другим людям, способный не только решить старую, но и поставить новую проблему, способный делать осознанный выбор и самостоятельные решения
Слайд 22Современный урок в соответствии с ФГОС
« Урок – это зеркало общей
и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Слайд 23Что такое урок?
«Урок — святой путь к знанию, самосовершенствованию, интеллектуальному
общению, в котором обязательно должны присутствовать искра юмора, блеск таланта, изящное слово, великолепное обращение друг к другу»
(Потемкина О.Ф. Как сделать урок интересным для учителя и его учеников: Пособие для учителей и школьных психологов. М., 1993)
Слайд 24Системно-деятельнос-тный подход.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Слайд 25Учитель.
Слово-то какое!
«Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин
быть учителем».
Конфуций
Слайд 26Плюсы современного урока
Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
Использование
игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.
Планирование воспитательной функции урока.
Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
Слайд 27Плюсы современного урока
Опора на межпредметные связи с целью их использования для
формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
Знание разных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение.
Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.
Слайд 28Плюсы современного урока
Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
Осуществление дифференцированного
подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.
Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств).
Слайд 29Плюсы современного урока
Включение компьютеров в педагогические технологии.
Дифференциация домашних заданий.
Знание и применение
здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства.
Регулярный анализ полученных на уроках результатов обучения.
Четкое следование замыслу урока и готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебной ситуации.
Слайд 30"Знание только тогда знание, когда оно
приобретено усилиями своей мысли, а
не
памятью"- сказал Л.Н.Толстой.
Слайд 31 Самыми значимыми мыслительными операциями являются:
Анализ – это мысленное разделение предмета
или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.
Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.
Слайд 32Тема по самообразованию:
«Активизация мыслительной деятельности на уроках
в начальной школе»
«Деятельность формируется только в деятельности»
Л.С.Выготский
Слайд 33Активизация
мыслительной деятельности
на уроках математики.
Слайд 34Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе.
Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, полезно разнообразить воздействие на различные органы чувств обучающихся.
Слайд 35Активизация органов зрения:
карточки с цепочками примеров, которые демонстрирует учитель или ребята
определённое время (мелькающие карточки)
67 + □ = 90
х : 6 = 42
23 + 14 – 25 + 28 – 40 =
использование ИКТ;
демонстрация ярких таблиц, графиков, чертежей.
Слайд 36Активизация органов слуха:
выполнение заданий на слух (математические диктанты, блицтурниры);
учитель даёт
задания по вариантам разным голосом (тихим и громким, высоким и низким);
задания с дисков;
высказывания ответов на ушко.
Слайд 37Активизация моторики и двигательной активности:
выполнение чертежей, схем, таблиц;
моделирование из бумаги;
лепка из
пластичных материалов.
Задание способствует развитию наглядно-действенного мышления. Сначала учащиеся выполняют все действия практически, затем производят перестановку палочек мысленно. Постепенно количество палочек и перестановок увеличивается.
Переложить 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону:
Слайд 38 Активизации мыслительной деятельности обучающихся способствует применение учителем на уроках и
во внеурочной деятельности различных технологий.
Слайд 39Использование технологии проблемного обучения.
На этапе самоопределения
к деятельности учащиеся при решении предложенных заданий подходят к проблеме урока и пытаются найти возможные пути решения на основе уже имеющихся знаний, умений и универсальных учебных действий.
Слайд 40 – Из примеров на умножение составьте все возможные примеры
на деление.
4 • 7 = 28 6 • 1 = 6 8 • 0 = 8
– Какие примеры вы составили к первому выражению?
( 28 : 7 = 4 , 28 : 4 = 7 )
– Какие примеры вы составили ко второму выражению?
( 6 : 1 = 6 , 6 : 6 = 1 )
– Какие примеры вы составили к третьему выражению?
( 0 : 8 )
– Почему вы составили только один пример?
( На ноль делить нельзя)
– Почему вы не смогли вычислить ответ в примере 0 : 8 ?
(Не изучали правила деления нуля на число.)
– Сформулируйте тему и задачи урока.
( Умножение и деление с числами 1,0 . Деление нуля на число.
Научиться решить примеры и задачи по теме урока.)
Слайд 41Использование поискового метода.
Найти несколько решений одной задачи.
– Брат и сестра хотят
купить несколько карандашей по цене 3 р. за карандаш. У брата есть 6 р., а у сестры – 9 р. Сколько карандашей они могут купить на все деньги?
( (6 : 3) + ( 9 : 3 ) и (6 + 9) : 3 )
Найти периметр прямоугольника разными способами.
Найти сторону прямоугольника, зная периметр и длину второй стороны.
Слайд 42Использование метода сотрудничества.
Работа в парах;
Работа в группах;
Работа коллективная.
Слайд 43Форма организации деятельности учащихся на уроке.
Учитель
вместе с учениками обсуждает
общую для всех проблему изучаемого материала
формирует культуру слушания.
Дает возможность делиться мнениями, знаниями. Давать оценку анализу.
формирует умение опровергать, умение активизировать прежние знания.
позволяет одновременно решать проблему и индивидуальную работу с учащимися.
Фронтальная
Слайд 44Групповая
класс делится на несколько групп
(3 – 4 человека) для
выполнения определенного задания.
Каждая группа может получать общее задание для всех или же каждая свое задание.
Состав группы непостоянный.
Он подбирается таким образом,
чтобы с максимальной эффективностью могли реализовать способности каждого ученика.
В процессе работы со сверстниками происходит формирование таких действий, как контроль и оценка знаний, взаимоконтроль и взаимооценка,
кроме того в групповой форме работы формируются чувства коллективизма
Слайд 45Парная
Но чаще всего при работе в паре
каждый ученик выступает
в роли учителя.
Что способствует развитию мышления, речи,
взаимоуважения, умению говорить и слушать.
Сильный ученик помогает слабому в решении задач.
При этом сильный ученик показывает максимальную степень реализации и закрепления материала при объяснении своему товарищу.
Слайд 46Индивидуальная
учитель должен подбирать задания, которые будут и по силам и
в тоже время потребует непростого воспроизведения правил, формул, хода решения алгоритма, а работой с определенной долей творческой самостоятельности.
обеспечивает оптимальное развитие любого ученика в классе и слабого, и среднего, и сильного.
учитель должен изучать своих учеников для выявления:
а) внутренних и внешних сторон возможности ученика;
б) способность к обучению мышлению, запоминанию. Наличие знаний, умений и навыков, приобретенных в качестве предмета обучения;
в) наличие уровня работоспособности. Упорства;
г) наличие совокупности мотивов учения.
Слайд 47Самостоятельная
Самостоятельные работы бывают разных типов:
по характеру познавательной деятельности;
по новизне результатов
репродуктивной или творческой деятельности;
по оформлению: письменная, устная, практическая;
по охвату учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Самостоятельная работа считается одной из основных условий в развитии такого качества личности, как творческая самостоятельность.
Слайд 48Самостоятельная
Самостоятельные работы бывают разных типов:
по характеру познавательной деятельности;
по новизне результатов
репродуктивной или творческой деятельности;
по оформлению: письменная, устная, практическая;
по охвату учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Слайд 49Интегрированный подход к обучению
Интегрированный подход к обучению предполагает активное
использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится проект, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.
Слайд 50Приемы самостоятельной работы с учебником.
сформулировать вопросы друг к другу по прочитанному;;
составить
план прочитанного.
сформулировать основные мысли;
провести соревнование по рядам;
составить проблемную задачу;
внимательно прочитать новые термины, определения и попробовать их сформулировать
Слайд 51Использование игровых методов
Разнообразные игровые приёмы, при помощи которых решается та или
иная умственная задача, усиливают интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира, активизируют мыслительную деятельность обучающихся.
эффективны такие дидактические игры, как "Математическая рыбалка", "Лучший лётчик", "Самый лучший почтальон", "Математический футбол" ,«Кто быстрей", "Математическая эстафета".
"Определи маршрут самолета", "Путешествие по городам".
Исследовательские задания в игровой форме: фокусы с разгадыванием задуманных чисел; задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
Слайд 52 Особо интересны детям игры, связанные с двигательной активностью:
«Лови
мяч», «Передал - садись», «Мяч по кругу», «Решето».
Игра "Решето"
Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит,
т. е. остаётся в "решете"
Слайд 53Как и красивую иллюстрированную книгу хочется удержать в руках подольше, так
и урок, наполненный не только черно – белым цветом, больше привлекает внимание.
Художественное оформление урока.
Слайд 54
Это благоприятно действует на психику ребенка, а также позволяет более наглядно
рассмотреть, представить себе задачу
Сколько треугольников изображено на рисунке?
Слайд 55Использование метода проектов.
Проект: «Числа в загадках, стихах, пословицах и поговорках»
Проект: «
Весёлый счёт.»
Проект: «Узоры и орнаменты на посуде»
Проект: «Математическая сказка»,
«Меры длины», «Проектируем парк»
Проект «Мир в движении»
Слайд 56Использование нетрадиционных уроков
Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний
учащихся, закреплении и повторении изученного материала.
Слайд 57Урок-путешествие
Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки
по пути следования.
Слайд 58Активизация
мыслительной деятельности
на уроках ВНАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПОМОГАЕТ:
ФГОС ООО
Слайд 59быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
получать, использовать
и создавать разнообразную информацию;
принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
ФГОС ООО