Слайд 1Вьюнкова
Елена Васильевна
учитель
начальных классов
категория: первая
образование: высшее
стаж работы: 28 лет
МБОУ
«Средняя школа
№3
г. Навашино»
Слайд 2Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД
младших школьников на уроках
литературного чтения
Слайд 3Причины низкой читательской активности
усиление влияния средств массовой информации
резкое изменение общественной жизни
изменение
позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми
отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников
Слайд 5В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) обозначено,
что одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:
системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
умений учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
обобщённых способов деятельности;
коммуникативных и информационных умений.
Главным направлением стандарта является изменение уклада начальной ступени образования. Начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, раскрытия личностного потенциала на основе продуктивного обучения в условиях системно-деятельностного подхода.
Слайд 6Читать – это еще ничего не значит;
что читать и как
понимать – вот в чем главное дело.
К.Д. Ушинский
Слайд 7Технология
продуктивного чтения
– это образовательная технология, которая обеспечивает полноценное восприятие и
понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его
автору с помощью конкретных
приёмов чтения
Слайд 8 Эта технология направлена на формирование познавательных и коммуникативных универсальных
учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке
Слайд 9Цель:
формирование читательской компетенции школьника
Слайд 10Задачи:
формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста
одновременное
развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей, формирование эстетического вкуса
приобщение к литературе как к искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями
развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой, развитие творческих способностей детей
Слайд 12
Три этапа работы с любым текстом
До чтения текста:
-просмотровое чтение.
Результат:
предвосхищение чтения, создание мотива чтения
2) Во время чтения текста:
-изучающее чтение (диалог с автором, вычитывание подтекста)
Результат:
интерпретация текста
3) После чтения текста:
-рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.
Результат:
понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.
Слайд 131-й этап.
Работа с текстом до чтения
Цель: прогнозирование будущего чтения.
Задание: предположите,
о чем данный текст (его направленность) по:
названию
имени автора
иллюстрациям (перед текстом)
выделенным словам (просмотровое чтение)
- привлекая предшествующий читательский опыт
↓
мотивирование чтения
Слайд 142-й этап.
Работа с текстом во время чтения
Изучающее чтение (вслух /
про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)
ПРИЕМ: диалог с автором
Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые. Прогнозировать Ответы на эти вопросы
Проверять свои прогнозы, по ходу чтения
- Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.
Включать творческое воображение учащихся.
↓
интерпретация текста
Слайд 152-й этап.
Работа с текстом во время чтения
Изучающее чтение (вслух /
про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)
ПРИЕМ: комментированное чтение
Озвучивают текст дети, а комментирует учитель
Суждения детей не оставлять без внимания
Комментарий краткий и динамичный
Комментарий не должен превращаться в беседу
Комментируется текст в том месте, где это действительно необходимо
Слайд 162-й этап.
Работа с текстом во время чтения
Изучающее чтение (вслух /
про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)
ПРИЕМ: способ прерывания чтения
рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком)
- включение воображения детей
- сам вопрос, который максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно…»)
Слайд 173-й этап.
Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
- Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
- Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов
↓
корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом
Слайд 18Модель - описание
Белка
Волк
злой
глупый
сонный
хвост опущен
большой
добрая
хитрая
веселая
хвост поднят
маленькая
Слайд 19Кластер
Работа в группах. Найдите в тексте словосочетания и предложения, характеризующие солнце
и тучу.
Слайд 20Синквейн
- Поэтическое произведение, которое составляется по правилам (название, описание, действия, чувства,
повторения сути).
Слайд 23Достоинства технологии
применима самостоятельно вне урока
возрастосообразна и доступна
ориентирована на развитие творческой личности
развивает
умение прогнозировать результаты чтения
способствует достижению понимания текста на уровне смысла
Слайд 24Какие общеучебные умения развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности ?
Коммуникативные
– формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора)
Интеллектуальные – извлекать информацию из текста
Оценочные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения
Организационные – умение работать по плану (алгоритму)
Слайд 25Личностные результаты
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм
и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам
Средство достижения –тексты
произведений, вопросы и задания к ним,
диалоги героев.
Слайд 26определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность
действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средство формирования регулятивных УУД – технология продуктивного чтения
Регулятивные УУД
Слайд 27ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы
на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты
Средство формирования – тексты учебника и
его методический аппарат, обеспечивающие
формирование функциональной грамотности.
Познавательные УУД
Слайд 28оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средство формирования- технология
продуктивного чтения и организация
работы в парах и малых группах.
Коммуникативные УУД
Слайд 29воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
осмысленно,
правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
заучивать наизусть небольшие стихотворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
различать рассказ и стихотворение.
Предметные результаты
Слайд 31
Технология продуктивного чтения
может использоваться в любой образовательной системе
Ваш ключ к
успеху и творчеству!
Слайд 32Интернет – ресурсы:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6202/28257045.955/0_82f38_c3c8d96f_XL.png свиток
http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png
фон
http://24.media.tumblr.com/tumblr_lce2h9bo3s1qc05pbo1_500.jpg
чернильница
http://www.gasi.archives21.ru/pics/baneri/%D0%E0%E4%E8%20%E6%E8%E7%ED%E8%20%ED%E0%20%E7%E5%EC%EB%E5/CD_kalend/images/%C2%EE%F1%EF%EE%EC%E8%ED%E0%ED%E8%E50.jpg
перо
http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/66124276.3c/0_69b95_7caac33a_L.png книга
http://s3.uploads.ru/5o8gm.png
рамка
Слайд 33Интернет – ресурсы:
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ шаблон
http://img-fotki.yandex.ru/get/6202/28257045.955/0_82f38_c3c8d96f_XL.png свиток
http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png фон
http://24.media.tumblr.com/tumblr_lce2h9bo3s1qc05pbo1_500.jpg чернильница
http://www.gasi.archives21.ru/pics/baneri/%D0%E0%E4%E8%20%E6%E8%E7%ED%E8%20%ED%E0%20%E7%E5%EC%EB%E5/CD_kalend/images/%C2%EE%F1%EF%EE%EC%E8%ED%E0%ED%E8%E50.jpg перо
http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/66124276.3c/0_69b95_7caac33a_L.png
книга
http://s3.uploads.ru/5o8gm.png рамка
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы [Электронный ресурс]. – http://www.edu.ru
http://122.72.0.6www.openclass.ru/node/361918 структура урока
http://gigabaza.ru/doc/66890.html
(дата обращения: 16.10.14.)
Слайд 34источник шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/