Слайд 1Формирование универсальных учебных действий на уроках.
Учитель 1 квалификационной
категории Соловьева С.А.
МБОУ СОШ №1 г. Мензелинск
Слайд 2Действия учителя, позволяющие сформировать УУД.
В своей работе я стараюсь
придерживаться следующих правил:
Создавая проблемную ситуацию, вместе с детьми определяю цель урока.
Перед началом решения составляем совместный план действий.
Привлекаю детей к открытию новых знаний.
Обучаю пересказу, составлению плана, способам эффективного запоминания; знакомлю с разными источниками для поиска информации.
Слайд 3 Общаюсь с детьми с позиции сотрудничества.
Обучаю детей
работе в группах и совместному решению поставленных задач.
Не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними успехами.
Обучаю разным способам выражения своих мыслей: искусству спора, отстаивания собственного мнения и уважительного отношения к мнению других.
Объясняю детям критерии их оценивания и учу их самостоятельно оценивать себя.
Вместе с учениками решаем возникающие учебные проблемы. Даю возможность ученикам самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Учу детей планировать свою работу и свой досуг.
Слайд 4Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов.
На
уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Предмет обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развития эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков герое литературных произведений; формирование самопознания на основе сравнения себя с литературными героями, эстетических ценностей, умение строить план.
Слайд 5Математика является основой развития у учащихся познавательных действий, планирования, систематизации и
структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования приемов решения задач.
На уроке русского языка формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил, моделирование.
Слайд 6Приемы и задания, используемые для формирования УУД.
Личностные УУД:
Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой
на урок.
Слайд 8
ВСТАЛО СОЛНЫШКО ДАВНО,
ЗАГЛЯНУЛО К НАМ В ОКНО.
НАС ОНО ТОРОПИТ В
КЛАСС,
МАТЕМАТИКА У НАС!
ВСТАЛИ ВСЕ У ПАРТ КРАСИВО,
ПОЗДОРОВАЛИСЬ УЧТИВО,
ДРУГ НА ДРУГА ПОСМОТРЕЛИ,
УЛЫБНУЛИСЬ, ТИХО СЕЛИ.
Слайд 11Регулятивные УУД.
При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том,
чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны четко понимать границы.
Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса.
При самооценке работ учащихся применяю метод «шкалирования».
Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке.
Слайд 12Познавательные УУД:
Проблемное обучение.
Например, на уроке окружающего мира в первом классе по
теме «Кто такие птицы?» мы можем создать проблемную ситуацию.
Слайд 13Проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения.
Роль учителя -
это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
Творческие проекты и небольшие исследования дети готовят к урокам окружающего мира и литературного чтения.
Слайд 15Педагогические игры
Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию
умений анализировать, сравнивать, сопоставлять.
На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач.
На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы.
Слайд 16Коммуникативные УУД:
Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на
уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству.
В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения.
Речевые упражнения «Придумай продолжение текста».
Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.
Упражнение «Повторяем с контролем». Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра. Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них, ученики могут в парах отвечать на вопросы друг друга.