Слайд 1Выступление по теме :
«Использование современных приёмов на уроках русского языка с
целью развития орфографической зоркости»
Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 10
Камайкина Наталия Александровна
Слайд 2Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки,
а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Слайд 3Орфографическая зоркость- это умение учеником находить ошибкоопасное место в слове и,
применяя правило, правильно написать это слово.
Знать правило и писать
свободно - это вещи
разные!
Слайд 4Орфографическую работу необходимо реализовывать через:
углубление познавательных интересов;
чёткий отбор и продуманную структуру
дидактического материала, разнообразие видов работ;
использование занимательных материалов, увлекельных форм и методов работы;
повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе
введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;
Слайд 5технологию игровых методик (ролевые, деловые и другие обучающие игры);
обучение в сотрудничестве
(командная, групповая работа);
информационно – коммуникационные технологии;
компьютерные технологии обучения;
здоровьесберегающие технологии;
исследовательский метод обучения;
проблемное обучение;
развивающее обучение.
Современные образовательные технологии
Слайд 6Зрительный фактор
Слуховой фактор
Проговаривание
Рукодвигательный фактор
Факторы формирования орфографической зоркости
Слайд 71. Звуковой анализ слов.
2. Орфографическое проговаривание(чтение).
3. Комментированное письмо.
4. Письмо с пропуском
орфограмм.
5. Какографические упражнения.
6. Письмо по памяти.
Приёмы, развивающие орфографическую зоркость:
Слайд 8
10. Выборочное списывание.
11. Диктанты
12. Орфографические минутки.
13. Распространение
предложений.
14. Восстановление деформированного текста.
9. Работа с группой предложений по системе Федоренко.
Слайд 9Развитие фонематического слуха
Определи какое слово относится к данной схеме
Слайд 10
Что общего в словах?
Составь предложение.
Сколько букв и звуков в каждом
слове ?
Слайд 11Запиши, какие слова получатся, если прочесть их от конца к началу,
учитывая звуки, а не буквы: лог, люк, юг, яр, лед, краб.
Запиши слова, где только твёрдые согласные.
Водит, пашешь, верит, смех, мел, можешь, матч.
Прочитай транскрипцию, запиши слова:
[й, а г а д а] - __________
[с, э м, й, а] - ____
[й, у л, а] - ______
Слайд 12Орфографическое проговаривание
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем
темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
Орфографическое чтение
Если ежедневно на каждом уроке (математике, русском языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат
Слайд 13Комментированное письмо.
Основная цель этого приёма заключается в предупреждении ошибок при письме
в проверке теоретических знаний учащихся, их речевых умений
Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
Слайд 14Какографические упражнения
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
Исправь
ошибки:
Позняя осин. Грочи улители.
Лес обнажылся. Паля апустели,
Только нисжата палоска одна.
Грусную думу наводит ана.
Слайд 15Письмо по памяти
Письмо по памяти:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе
том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Диктанты:
Предупредительный диктант.
Объяснительный диктант.
Выборочный диктант.
Свободный диктант.
Самодиктант.
Зрительно-слуховой диктант.
Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой.
Слайд 16Восстановление деформированного текста
принесёт живую во дворец кто птицу , тот
риса получит горсть
это наставили услышали
множество в лесу
мальчишки ловушек и
Слайд 17Зрительные диктанты
по системе
профессора
И.Т. Федоренко
Детям предлагается группа предложений. За определенное время учащиеся
запоминают по одному предложению и самостоятельно его записывают. Обязательно выполняется проверка и объяснение допущенных ошибок.
Слайд 181. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное
и т. д.
2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
5. Спиши слова определённой части речи.
6. Выпиши словосочетания.
Списывание. Выборочное списывание
Слайд 19Орфографические минутки.
Группировка слов
Воробей, ворона- птицы.
Им на месте не сидится.
А сорока все
стрекочет,
Рассказать всем что-то хочет.
Голосистый соловей
Будит песенкой своей.
Он поет на все село:
Дача
Созрели на даче картофель, капуста,
Фасоль, что весной посадили так густо,
Арбуз полосатый, седой баклажан.
Пиши слова эти всегда с буквой «а».
Слайд 20Запись слов по алфавиту
Задание: записать по алфавиту
д.ван, п.сок, .льбом, в.гон, т.традь,
п.льто, б.тон.
Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Задание: записать столбиками по алфавиту с б/у –а, с б/у – о, с б/у –и, с б/у –е слова: планета, диван, газета, гигант, телега, пещера, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава, котомка.
Подбор и запись синонимов и антонимов.
Задание: подобрать и записать синонимы к словам: метель, граница, Отечество; антонимы к словам: работать, мешать.
Слайд 21Замена описательных оборотов словами-синонимами.
1. Ящичек для ручек, карандашей.
2. Коллективная поездка, посещение
чего-нибудь.
3. Собрание однородных предметов.
4. Собрание засушенных растений.
5. Помещение, где хранятся и выдаются книги.
Подбор и запись слов с иноязычными элементами.
Задание: подобрать и записать слова с иноязычными элементами: авто-, колл-, грамм-.
Слайд 22
Заменить словосочетания одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
-
военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
очень смешной фильм.
Составь рассказ по опорным словам:
зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Слайд 23Расшифруй слова:
Доваз, цяаз, азёреб,околом,
родимоп, атсупак, котсов.
Раздели склеенные между собой
слова:
Воробейкороваметронародребятагородмороз
Найди ошибки:
Марос, вараби, канки,
сарока, снишки, девачка.
Слайд 24«Выбери три слова».
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор:
рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму. Можно провести работу в парах.
Слайд 25 Игра « Вратарь»:
1 вар. ловят слова с разд. Ь, 2
вар. ловят слова с разд. ъ.
Соловьи, съехать, шьёт, серьёзный, съёмка, обезьянка, подъехать, платье, вьюга, подъём, пальма.
Игра «Назови ошибку»:
Выдели слова, обозначающие предметы.
Кукла, дом, море, вышла, ученик.
Парта, солнце, железный, дверь, моряк.
Найди «опасное место»:
(Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)
Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима, ком, дуб,сосна, стол, парта, лесной, столб.
Слайд 26Русский футбол –
Безударный гласный
Парный согласный
село
сказка
флаг
сосна
Слайд 27Десантники
уд…вление
объ…снил
посм…трел
Я
О
И
Слайд 28Определи маршрут корабля
в…сна
е
сколь…кий
ь
конец
з
ч…до
у
сем…я
Слайд 29Наряди ёлку.
В…сна
Дер…во
Св…нья
Л…сной
Ск.. зал
е
е
е
и
а
Слайд 30Физкультминутки
тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости.
На доске запись:
СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ,
БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.
Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете 1 хлопок, если назову слово с 2 безударными, то сделайте 2 хлопка.
Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС и САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
Слайд 32 «Систематичность упражнений – есть первая и
главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты».
К.Д. Ушинский.