Слайд 1Влияние речевой среды на детскую речь.
Подготовила: Фурсова Светлана Михайловна.
Слайд 2Речевая развивающая среда – особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее
на развитие разных сторон речи каждого ребёнка.
Слайд 3Задачи построения речевой развивающей среды:
1.Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной
речью.
2.Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
3.Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребёнка.
4.Обеспечение комфортного состояния ребёнка в проявлении речевых реакций.
5.Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.
Слайд 4В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно
выделить следующие:
1. Речь педагога.
2. Методы и приемы формирования разных сторон речи детей.
3. Специальное оборудование для каждой группы.
Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.
Слайд 5Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает
наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.
Правильно организованная речевая среда стимулирует развитие у ребенка познавательности, инициативности. Очень важно, чтобы она была не только комфортной и эстетичной, но и полифункциональной, обеспечивающей возможность изменений среды, позволяющей использовать материалы и оборудование для одной образовательной области и в ходе реализации других областей, обеспечивать возможность самовыражения воспитанников, эмоциональное благополучие.
Слайд 6При организации речевой среды опираемся на принципы:
Принцип активности, самостоятельности, творчества.
Речевая среда
в центре речевого развития составлена и подобрана таким образом, чтобы ребенок мог активно самостоятельно и творчески ее использовать в своих целях и в любое удобное для него время
2. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
В современном ДОУ появилась такая мебель, которая легко трансформируется и дает возможность педагогу большие возможности при организации речевых занятий, позволяющая создавать тесный контакт с детьми, или же предусмотренный в равной мере контакт и свободу. Наличие «взрослой» мебели в группе, например, маленький диванчик, позволит педагогу, удобно и уютно расположившись в вечернее время, почитать книгу ребенку, который остался один в группе.
Слайд 7Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.
Предметно-развивающая речевая среда меняется в зависимости
от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой программы.
Материал внешне должен быть привлекательным, ярким, броским и должен располагаться на открытых полках. Нет необходимости выкладывать сразу весь материал, иначе выбор игр для ребенка затрудняется.
В создании оптимальной для детей речевой развивающей среды помогают пособия, которые любой педагог может сделать самостоятельно.
Слайд 8Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
В речевом
уголке должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво и эстетично. Интерьер уголка должен периодически меняться согласно теме дня.
Слайд 9Центр речевой активности в моей группе соединяет в себе 2 центра:
центр «Здравствуй книжка» + центр «Будем говорить правильно». Ключевым персонажем центра, начиная со средней группы, стала игрушка, кукла “Любопытная Варвара”, которую своими руками изготовили родители.
Слайд 12Центр «Будем правильно говорить»
В центре подобраны:
1.Игрушки и предметные картинки для
уточнения звукоподражания,
активации активного и пассивного словаря;
2.Средства для развития чувства ритма:
«яйца» из киндер-сюрприза с гремящей начинкой внутри, баночки с гремящими сыпучими материалами, различные музыкальные инструменты: барабан, деревянные ложки, румба, маракас, бубен, треугольник, фонотека.
3.Картотеки: загадки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, потешки, скороговорки, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, дидактические игры
4.Уголок для сюжетно-ролевых игр.
Слайд 135.Наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики
6.Пальчиковая гимнастика по темам неделей
7.Игрушки и
тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания, полочка «Дуй, ветерок».
8.Игры для формирования грамматического строя речи «Большой и маленький», «Чей детеныш», «Чего не стало», лото «Один и много»;
9.Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.)
10.Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации)
11.Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения)
12.Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей)
13.Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку, сказочной, социобытовой)
Слайд 14«Здравствуй книжка».
Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный
материал, фотографии детских писателей.:
стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.
книжки по программе, любимые книжки детей
представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников
чистоговорки.
папка с подборкой художественных текстов «Всё обо всём»
кроссворды, ребусы в соответствии с возрастом детей
альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»...
Слайд 16Игра по развития речи для детей 3-4 лет.
Слайд 20ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ.
Слайд 23Яркая, красочная среда речевого уголка привлекает внимание детей, “зазывает” дошколят к
самостоятельному объединению, к игровой речевой деятельности, а в старшем дошкольном возрасте речевое творчество детей является показателем развития связной речи детей.