Слайд 1«Обогащение речи детей младшего дошкольного возраста через фольклор и художественную
литературу»
Подготовила:
Казакова Алина Фатыховна
Воспитатель МБДОУ № 31
Приволжского района Г. Казань
Слайд 2
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая
родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова, которое дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
К.Д.Ушинский
Слайд 3 В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью.
Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.
Слайд 4
Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка.
Основная
задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.
Слайд 5
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность.
Многое в нем создавалось, специально для детей.
С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.
Слайд 6Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции,
укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво
Слайд 7Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный
речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.
С их помощью можно развивать:
фонематический слух
грамматический строй речи
звуковую культуру речи.
обогащать словарь
Слайд 8Такие педагоги и психологи прошлого, как К. Д. Ушинский,
А .
П. Усова, считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.
Слайд 9
Цель: использование произведений русского народного фольклора
как возможность развития речи детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
- создавать благоприятные условия для развития интереса детей к литературе и фольклору
- знакомить детей с разнообразными формами фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки;
- расширять словарный запас, формировать связную речь, развивать звуковую культуру речи посредством фольклора;
- формировать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества;
- приучать детей к интонационному строю родной речи; вызвать радость общения с образным языком произведений;
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам развития речи детей посредством фольклора.
Слайд 10 В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:
Принцип активности и
посильной самостоятельности.
Принцип познавательной активности
Принцип наглядности
Принцип поэтапности
Принцип вариативности
Слайд 11
Методы и приемы работы
- Заучивание потешек, прибауток, закличек, колыбельных песенок;
- Использование пословиц, загадок, поговорок;
- Использование русских народных песенок
- Проведение русских народных игр.
- Применение игрушек и изделий народных промыслов.
- Представления кукольного театра
- интеграция с другими образовательными областями
Слайд 12
Организованную образовательную деятельность и чтение художественной литературы я проводила по методике
Борисенко М.Г., Лукиной Н.А. Авторы широко используют фольклорный материал в развитии речи детей. В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, сказки. Потешки подобраны по всем лексическим темам, с которыми должен ознакомиться ребенок третьего года жизни.
Слайд 13Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как
традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие.
Слайд 14Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их
внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально.
Слайд 15Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создается развернутая
картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала
Слайд 16
Во время умывания, причесывания малышей знакомила их с песенками "Водичка, водичка...",
"Расти, коса..." и другими. После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек.
Слайд 17
В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору»,
«Солнышко и дождик», «Жмурки» и др.
Слайд 18Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги,
тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю»
Слайд 19Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят
одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они - сапожки».
Слайд 20
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности.
Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.