Слайд 1Презентация
Влияние экологических сказок на соиально-коммуникативное
развитие детей
Подготовила:
Воспитатель
Максимова Е.В.
Муниципальное Бюджетное
Образовательное учреждение
Детский сад № 64 «Журавленок».
г.
Слайд 2"Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы
с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой,
и именно природа является вечным источником детского разума".
В.А. Сухомлинский
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
Алексей Николаевич Толстой
Слайд 3К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного –
«воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.
Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Слайд 4Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство интеллектуального, нравственного и речевого
развития ребёнка.
Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами, и в частности с растениями, имеет большое значение в дошкольный период жизни ребёнка.
За последние десятилетия мир основательно изменился. В настоящее время все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей. И в этом виноваты сами взрослые. Но положение можно изменить: воспитание детей, наших детей, наше будущее поколение, должно строиться на их бережном отношении к биосфере. Эта работа не может быть спонтанной, необходимо сделать её планомерной и осуществлять не только в образовательном учреждении, но и дома, в семье. Она должна помочь детям осознать свою связь с природой, любить и почитать её, как это было до того как люди создали "каменные джунгли" по всей планете. И особенно эта работа важна для детей с речевым недоразвитием. Это поможет им не только воспитать любовь к окружающему миру, но и даст нам возможность развивать их речь, корректировать её недостатки. Развивается не только активный, но и пассивный словари, связная речь, так как, рассказывая о своих наблюдениях, опытах и т.д., ребёнок не только понимает важность комнатных растений в жизни, но и учится на этой основе правильно строить предложения, тексты.
К.Д. Ушинский говорил, что дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить её мыслить иначе. Таким образом, обрекая первоначальное учение в формы, звуки - словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитяти, мы делаем вместе с тем наше учение доступным ребёнку и сами входим в мир детского учения.
Соединяя воедино влияние сказки на развитие лексического строя речи ребенка, а так же воспитание экологической культуры, любви к окружающему миру, были созданы экологические сказки, которые реализуют сразу несколько задач.
Слайд 6Какие задачи выполняют экологические сказки:
1. Дети познают окружающий мир
2. Воспитывают чувство
причастности к благополучию в природе.
3. Учат думать о последствиях своих поступков к окружающему миру об ответственности за сохранение её богатства и красоты.
4. Развивают звуковую культуру речи детей, обогощают словарь.
5. Развивают у детей мышление, память воображение.
6. Вызывают эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям .
Слайд 7
Основной принцип подбора экологических сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной
для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; пересказ сказки. На каждом из этапов работы по развитию лексического строя речи особое внимание уделяется обучению пересказывания, поскольку этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания.
3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок, проигрывая роль становится на место героя, сопереживая учится действовать и говорить как герой.
4) «Сочинялки» , где ребенок может придумать концовку сам, либо поменять героя, либо попробовать придумать свою сказку с похожей проблемой.
Слайд 8 Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок? Эти простые и
короткие истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и разноаспектной воспитательной роли сказки. Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость – остаются важными составляющими развития и становления личности дошкольников .