Слайд 1 Виды
универсальных учебных действий ,
критерии и способы оценки
их сформированности
у учащихся
Слайд 3Личностные УУД – Самопознание и самоопределение
Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение
и самооценку
Формирование идентичности личности
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе
Слайд 4Личностные УУД - смыслообразование
установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения
своих потребностей, мотивов, жизненных интересов
установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение»
Слайд 5Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация
Выделение морально-этического содержания событий и действий
Построение системы
нравственных ценностей как основания морального выбора
Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм
Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора
Слайд 6Регулятивные УУД
Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Планирование – определение после-довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Слайд 7Регулятивные УУД
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Слайд 8Регулятивные УУД
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Слайд 9Регулятивные УУД
Волевая саморегуляция как способность
- к мобилизации сил и
энергии;
к волевому усилию;
- выбору в ситуации конфликта мотивов;
- к преодолению препятствий;
- эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации;
- эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями
Слайд 11Общеучебные УУД
Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели
Информационный поиск
Знаково-символические действия
Структурирование знаний
Произвольное и
осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)
Слайд 12Общеучебные УУД
Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с
целью чтения
Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий
Слайд 13Общеучебные УУД – знаково-символические
Знаково-символические действия выполняют функции
- отображения учебного материала;
-
выделения существенного;
- отрыва от конкретных ситуативных значений;
- формирования обобщенных знаний.
Виды знаково-символических действий:
Замещение
Кодирование/декодирование
Моделирование
Слайд 14Условное обозначение звуков,
знаки транскрипции,
фонетико-графические схемы
Слайд 17 В процессе письма – перекодирование из звуковой формы в
графическую.
В процессе чтения – перекодирование из графической формы в звуковую.
Слайд 18Понимание значения воспроизведённых языковых единиц:
слов;
сочетаний слов;
предложений;
Слайд 20- перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы:
печатные,
письменные;
Слайд 21- Писать буквы и их соединения в слогах, словах и предложениях.
Слайд 22Развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения достигается с помощью приёмов:
а) наращивания
Слайд 24Познавательные УУД – логические действия
Анализ объекта с выделением существенных и несущественных
признаков
Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов
Слайд 25Познавательные УУД – логические действия
Подведение под понятия, выведение следствий
Установление причинно-следственных связей
Построение
логической цепи рассуждения
Выдвижение гипотез, их обоснование
Доказательство
Слайд 26Познавательные УУД – Постановка и решение проблем
Формулирование проблемы
Самостоятельное создание способов решения
проблем творческого и поискового характера
Слайд 27Что написано пером, Не вырубишь топором.
Слово не воробей, Вылетит -не поймаешь
–
Какая надпись относится к письменной, а какая – к устной речи?
Слайд 28– Какая речь – устная или письменная самая главная?
Слайд 29Что есть в устной речи такого, чего нет в письменной?
Слайд 31Аспекты коммуникативной деятельности
Коммуникация как взаимодействие
Коммуникация как кооперация
Коммуникация как условие интериоризации
Слайд 32Коммуникация как взаимодействие
(учет позиции собеседника)
Слайд 34Коммуникация как кооперация
(согласование усилий по достижению общей цели, организации
и осуществлению совместной деятельности, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников)
Слайд 36АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ
Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей
Когда Петя
Захаров сделал доклад по окружающему миру, всем очень захотелось его покритиковать. Был лес рук. Евдокия Васильевна сказала:
- Оценивая выступление своего товарища, сначала подчеркни достоинства и сильные стороны Этого выступления. Они обязательно есть в любом выступлении. Никогда не начинай с критики! Ведь твой товарищ старался, готовился.
Слайд 37 Учебное сотрудничество: умение
договариваться, распределять работу, оценивать
общий результат деятельности и свой вклад в него.
Рассмотри схему расположения планет вокруг
Солнца. Прочитай соседу по парте названия
трёх ближайших к Солнцу планет. А он пусть
прочитает тебе названия остальных.
Рассмотри рисунок. Расскажи соседу по парте о жизни осеннего леса. А он тебе расскажет о жизни зимнего леса.
Нарисуй в своей тетради экологический знак к другому правилу. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Отгадайте, кто какое правило проиллюстрировал!
Открой последнюю страницу учебника. Прочитай, в какой типографии он напечатан. Обсуди с соседом по парте, почему типографии важны всей стране.
Слайд 38Коммуникация как условие интериоризации
(коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим
людям и становление рефлексии)
Слайд 39
Цветки многих растений вырабатывают нектар* – густую сладкую жидкость. Нектар собирают,
например пчелы и бабочки и другие насекомые. Однако, этим растительным «сахаром» приспособились питаться не только насекомые. Представь себе птичку чуть большую шмеля – это колибри.
8. Едят ли птицы сладкое?
Задание 7. Вычисли расстояние, которое колибри пролетает без посадки (можешь составить соответствующее уравнение и найти его корень).
Задание 8. Подготовь рассказ о маленькой птичке колибри для первоклассников.
Слайд 41 Критерии и способы оценки сформированности
универсальных учебных действий у учащихся
Слайд 42Критерии оценки сформированности УУД
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее
заданным требованиям.
Слайд 43Свойства УУД
Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия;
полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность.
Слайд 44Уровень (форма) действия
Уровень действия может выступать в трех основных формах действия:
- в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей, материальная (материализованная – с заместителями – символами, знаками, моделями) форма действия;
- действие в словесной, или речевой, форме;
- действие в уме — умственная форма действия.
Слайд 45Полнота действия определяется полнотой операций и характеризует действие как развернутое (в
начале становления) и сокращенное (на завершающих этапах своего развития.
Разумность действия характеризует ориентацию учащегося на существенные для выполнения действия условия, степень дифференциации существенных, необходимых для достижения цели условий, и несущественных условий.
Слайд 46Сознательность (осознанность) – возможность отражения в речи, т.е. в системе социальных
значений, содержания действия, последовательности его операций, значимых для выполнения условий и достигнутого результата.
Обобщенность характеризует возможности переноса учащимся действия (способа решения задачи) в различные предметные сферы и ситуации. Широта переноса характеризует меру обобщенности действия.
Слайд 47Критичность действия определяет меру осознания действия в его функционально-структурной и содержательной
и характеристиках и рефлексии выбора оснований выполнения действия.
Освоенность действия характеризует его временные характеристики и легкость перехода от одной формы действия к другой.
Слайд 48
5.Условия,
обеспечивающие развитие
универсальных учебных действий
в образовательном процессе
Слайд 49Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно- личностного, познавательного
развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.
Слайд 50
От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий
Слайд 51Базовые педагогические
технологии
УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Слайд 52Уровневая дифференциация
Обязательность освоения
требований базового уровня
Добровольность освоения
повышенных уровней
Выделение и открытое предъявление учащимся
базовых
и повышенных требований к результатам
освоения данного раздела/темы курса
Реалистичность требований
Альтернативность
Оценка «зачтено»
Предъявление требований с
помощью учебных заданий
Предъявление требований с
помощью учебных заданий
Оценки «4», «5»
Работа в группах подвижного состава
Накопленная оценка
Слайд 53Обучение на основе
учебных ситуаций
определение педагогической задачи (на основе планируемых результатов)
отбор учебного
материала
определение способов организации учебных ситуаций:
методические и дидактические средства, в том числе - провоцирующие детей на осуществление действий
порядок действий учителя (с учетом меры сформированности учебных действий – исполнительские или ориентировочные)
порядок взаимодействия учащихся
прогнозирование возможных действий учащихся
средства осуществления обратной связи
Слайд 54
Условия развития УУД
цель
методика
текст
Передача готовых
знаний
Объяснить все так,
чтобы ученик запомнил
и пересказал знания
Репродуктивные вопросы –
повторение и запоминание
чужих мыслей
Необходимо исключить
Нужно стремиться
Развитие умений по
применению знаний
Учитель-режиссер.
Ученик сам открывает
новые знания через
содержание УМК.
Продуктивные задания –
получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.
Слайд 55 В советском обществе идеалом работника был исполнитель. Современная эпоха
требует созидателя
Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности
Проблемно диалогическая технология – новые знания открывают дети
Технология оценки учебных достижений развивает самооценку