Презентация, доклад на тему Виды детского труда в ДОУ

Содержание

 «Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство».                            В.А. Сухомлинский.

Слайд 1ВИДЫ ДЕТСКОГО ТРУДА И ФОРМЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ
Разработала
методист
ДУЗ «Солнышко»
Пшонник О.А.

ВИДЫ ДЕТСКОГО ТРУДА И ФОРМЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИРазработаламетодист ДУЗ «Солнышко»Пшонник О.А.

Слайд 2 «Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок

должен пережить это благородное чувство».
                            В.А. Сухомлинский.
 «Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство».   

Слайд 3ознакомление детей с трудом взрослых
приобщение детей к доступной им трудовой деятельности
обучение

навыкам труда, организации и планированию деятельности
ознакомление детей с трудом взрослыхприобщение детей к доступной им трудовой деятельностиобучение навыкам труда, организации и планированию деятельности

Слайд 4В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей:

положительное

отношение к их труду,
бережное отношение к его результатам,
стремление оказывать взрослым посильную помощь,
трудовые навыки,
положительные взаимоотношения между детьми.

Воспитывает:

привычку к трудовому усилию,
ответственность,
заботливость,
бережливость,
трудолюбие,
готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы.

В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей: положительное отношение к их труду, бережное отношение

Слайд 5Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде

всего от:

1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;
2) уровня трудового опыта детей;
3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность;
4) содержания труда.
Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от:1) возрастных и психофизиологических возможностей

Слайд 6Условия организации труда
Систематическое включение каждого ребёнка в труд
учёт нагрузки на ребёнка
подбор

оборудования для труда
создание в группе трудовой атмосферы.

Организуя трудовую деятельность, следует помнить, что труд должен быть

целесообразным,
полезным,
результативным,
посильным.

Условия организации трудаСистематическое включение каждого ребёнка в трудучёт нагрузки на ребёнкаподбор оборудования для трудасоздание в группе трудовой

Слайд 7хозяйственно-бытовой труд : самообслуживание, уход за помещением и вещами, помощь взрослым

в приготовлении пищи

ручной труд
(с элементами конструирования)
изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву

Основные виды труда в детском саду

труд в природе
выращивание комнатных растений, посевы и посадки в цветнике, на огороде, в саду, уход за домашними животными

хозяйственно-бытовой труд : самообслуживание, уход за помещением и вещами, помощь взрослым в приготовлении пищиручной труд(с элементами конструирования)изготовление

Слайд 8поддержание чистоты и порядка в помещении (групповой, раздевальной, умывальной и спальной

комна­тах) и на участке,
помощь взрослым при организация режимных про­цессов.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД

Этот труд в элементарных формах появляется уже в младшем дошкольном возрасте, но особенное значение приобретает в средней и старшей группах

поддержание чистоты и порядка в помещении (групповой, раздевальной, умывальной и спальной комна­тах) и на участке, помощь взрослым

Слайд 9 САМООБСЛУЖИВАНИЕ
(элементарный хозяйственно-бытовой труд)
- это постоянная забота

о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигие­нические правила.

СПЕЦИФИКА:

перед ребенком всегда ставится кон­кретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необ­ходимо для него;
результат, которого он достигает, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности

САМООБСЛУЖИВАНИЕ (элементарный хозяйственно-бытовой труд)- это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в

Слайд 10ЗНАЧЕНИЕ:
Трудовое воспитание дошкольников начинается с этого вида труда;
Приучает детей к

самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками;
Очевидна его жизненная необхо­димость, направленная на удовлетворение повседневных личных по­требностей ребенка;
Приучает к систематическому труду; дети на­чинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями;
воспитывается отри­цательное отношение к безделью и лени;
Дети впервые устанавлива­ют известные отношения с окружающими людьми, осознают свои обя­занности по отношению к ним;
узнают цену заботам о себе и приоб­ретают умение действенно заботиться о своих близких;
Дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не об­ременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом;
всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.
ЗНАЧЕНИЕ: Трудовое воспитание дошкольников начинается с этого вида труда;Приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками;Очевидна

Слайд 11СОДЕРЖАНИЕ:

В младших группах учат де­тей самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать

ложку, не проливать еду, наклоняться над тарелкой, самостоятельно оде­ваться и раздеваться, умываться, правильно пользоваться полотен­цем, садиться за стол только с чистыми руками;

Дети средней груп­пы
могут проявлять большую самостоя-тельность в умывании, одева­нии, еде, перед ними ставится задача оказания взаимопо-мощи при одевании, оказания помощи малышам в одевании, уборке игрушек, воспитатель все больше обращается к сознанию детей;

В старшем дошкольном возрасте
большое значение придается длитель-ным обязан­ностям по самообслуживанию, продолжают приучать бережно относить­ся к вещам: чистить одеж-ду, обувь, чинить иг-рушки, книги, включа­ют в обучение детей более младших групп элементарным умениям.

СОДЕРЖАНИЕ:В младших группах учат де­тей самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, не проливать еду, наклоняться над

Слайд 12Показ каждого трудового действия и его последовательности,
подробное объяснение,
общее напоминание,
проверка

и оценка,
само­оценка,
поощрение,
наблюдение за поведением окружающих взрослых,
рассматривание иллюстраций к книгам,
чтение художественных произ­ведений,
просмотры кукольных спектаклей и др.
Показ каждого трудового действия и его последовательности,подробное объяснение, общее напоминание, проверка и оценка,само­оценка, поощрение,наблюдение за поведением окружающих

Слайд 13ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОГУТ ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ РАБОТ, ОБЪЕДИНЯЕМЫХ ПОНЯТИЕМ

«ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД»:
1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки.
2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.)
3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.
4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака.
5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.
6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды.
7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.
8. Приносить воду в небольших ведерках, колотые дрова, переворошить сено возле дома, сгрести его в небольшие копны.
9. Проявлять заботу о младших (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).
10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОГУТ ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ РАБОТ, ОБЪЕДИНЯЕМЫХ ПОНЯТИЕМ «ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД»:1. Содержать в порядке свои

Слайд 14ТРУД ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ
Создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует

движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему.
Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей.
В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.
Расширяет кругозор детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда.
Способствует развитию наблюдательности, любознательности детей.
Воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются.
Помогает воспитать любовь к природе.
Осуществляется эстетическое воспитание детей (через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций).

ТРУД ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ Создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет

Слайд 15РУЧНОЙ ТРУД
Развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки,

формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети
узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.
Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать.
Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой,
клещами. Они приучаются сравнивать детали путем
наложения, на глаз, при помощи линейки.
Работа с природным материалом – листьями, желудями,
соломой, корой и т. д. – дает воспитателю возможность
знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом,
формой, твердостью.
РУЧНОЙ ТРУД Развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за

Слайд 16ДОЗИРОВКА ТРУДА
Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем,

сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление.

Для того чтобы не допустить перегрузки, производить смену действий
через 10-15 минут

Дети 6-7 лет – 20-30 минут

Дети 4-5 лет
15-20 минут

ДОЗИРОВКА ТРУДА Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление.

Слайд 17Место детской трудовой деятельности в режиме дня
Любая деятельность сопряжена с трудовыми

усилиями и заключает в себе большие возможности.

Труд в природе целесообразнее организовывать во второй половине дня, с 15 ч 40 мин до 16 ч 30 мин.
В жаркое время года работу на огороде-ягоднике целесообразно планировать на утренние часы до завтрака.

Хозяйственно-бытовой труд целесообразнее проводить в утреннее время до занятия, на прогулке и во второй половине дня.

Место детской трудовой деятельности в режиме дняЛюбая деятельность сопряжена с трудовыми усилиями и заключает в себе большие

Слайд 18Так участвуя то в одном, то в другом виде труда, дошкольни­ки

получают возможность ежедневно трудиться.

Как часто организовывать трудовую деятельность?

Так участвуя то в одном, то в другом виде труда, дошкольни­ки получают возможность ежедневно трудиться. Как часто

Слайд 19ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА









поручения




дежурства





коллективный труд

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА поручениядежурстваколлективный труд

Слайд 20ПОРУЧЕНИЯ -
Широко используются во всех возрастных группах детского сада.
возложение на

ребенка конкретного зада­ния, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.
ПОРУЧЕНИЯ - Широко используются во всех возрастных группах детского сада.возложение на ребенка конкретного зада­ния, которое он должен

Слайд 21всегда исходят от взрослого;
в них заключена четкая направленность на получение результата,

кон­кретно определена задача;
это наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников;
особое воспитательное значе­ние имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста;
дают возможность воспитателю разграничить игру и труд;
в них заключа­ется элемент требования, с помощью которого малыш приучается дей­ствовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого;
помогает воспитателю осуществлять контроль за правиль­ностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца;
предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми;
дают возможность воспитателям повседневно, систематичес­ки приобщать детей к посильному труду;
создают в группе деловую атмосферу.

ОСОБЕННОСТИ ПОРУЧЕНИЙ :

всегда исходят от взрослого;в них заключена четкая направленность на получение результата, кон­кретно определена задача; это наиболее простая

Слайд 22Поручения
По трудности:
простые, сложные
По характеру выполнения: индивидуаль-ные или совместные
По времени исполнения:
кратковременные, эпизодические,

длительные
ПорученияПо трудности:простые, сложныеПо характеру выполнения: индивидуаль-ные или совместныеПо времени исполнения:кратковременные, эпизодические, длительные

Слайд 23 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОРУЧЕНИЯМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ:

являются ведущей

формой организации детского труда,
работу с малышами по трудовому воспитанию необходимо начинать с индивидуальных поручений,
конкретны и просты,
содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки и т.д.),
выполняются вместе с воспитателем,
основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд «рядом»,
много позже переходят к другим формам.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОРУЧЕНИЯМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ:являются ведущей формой организации детского труда,работу с малышами

Слайд 24Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива,

в условиях, когда они ещё не могут организовать труд по собственному побуждению. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия.
Со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, используют групповые поручения.
Поручение даёт воспитателю возможность индивидуализировать приёмы руководства детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. По мере накопления дошкольниками опыта участия в выполнении поручений воспитатель усложняет их содержание.
Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они ещё не

Слайд 25ОРГАНИЗАЦИЯ ПОРУЧЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Число поручений в средней группе значительно возрастает,

так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся более прочными.
Имеется возможность давать поручения сразу нескольким дошкольникам, хотя каждому из них определяется конкретное (разное или одинаковое) дело.
В труде всё чаще начинают принимать участие одновременно несколько детей, что даёт возможность чаще и более систематично включать их в полезную работу.
Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.
Большинство поручений уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5-6 участников, т.е. принимают коллективный характер. (вместе убрать полки с игрушками, подклеить коробки для дидактических игр, вымыть строительный материал и др.) Выполняя общее для всех задание, ставит детей перед необходимостью самостоятельно распределять работу между участниками, совместно её выполнять, убрать после работы.
Это способствует формированию начал коллективизма, учит согласовывать действия, развивает опыт сотрудничества, учит проявлять в процессе труда внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОРУЧЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕЧисло поручений в средней группе значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия

Слайд 26ОРГАНИЗАЦИЯ ПОРУЧЕНИЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В старшей группе индивидуальные поручения организуются

в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям.
Индивидуальные поручения даются также детям , нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле ( когда ребёнок не внимателен, часто отвлекается) , т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.
Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты ещё не достаточно, воспитателю следует уделять большое внимание разъяснению способов расстановки оборудования, размещение инвентаря, распределение работы между её участниками.
В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОРУЧЕНИЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕВ старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых

Слайд 27СОДЕР­ЖАНИЕ ПОРУЧЕНИЙ:
В средней группе детям дают поручения полить комнатные растения,

правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить на место, покормить рыбок, раздать доски для занятия лепкой, подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку от пыли и др.;

В младшей группе носят индивидуаль-ный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, под-нять оброненную вещь, положить на место, по­мочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с про­гулки, раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т. д.;

В старших группах воспитатель привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения - задания, результат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания и др.), да­ются поручения общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада)и др.

СОДЕР­ЖАНИЕ ПОРУЧЕНИЙ: В средней группе детям дают поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки,

Слайд 28ДЕЖУРСТВА
— систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности, предполагающий обязательное выполнение ребёнком

работы, направленной на обслуживание коллектива.

Вводятся в конце года во второй младшей группе .
Наиболее широкое применение разные виды дежурства получают в старшей и подготовительной группах.

Наблюдая работу дежурных следует обратить внимание на умение детей:

во второй младшей группе:
действовать при помощи взрослых,
на желание включаться в труд самостоятельно, без помощи окружающих;
в средней группе:
на умение детей начинать дежурить без напоминаний,
работать в определенной последовательности,
не отвлекаться,
доводить начатое дело до конца;
в старшей и подготовительной группах :
на умение самостоятельно распределять обязанности,
последовательно выполнять все необходимые действия,
соблюдать в работе все правила гигиены (мыть руки перед дежурством, чашку брать только за ручку и т. д.).

ДЕЖУРСТВА— систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности, предполагающий обязательное выполнение ребёнком работы, направленной на обслуживание коллектива. Вводятся

Слайд 29Дети поочерёдно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их

участия в труде.
Назначение и смена дежурств происходит ежедневно.

Дежурства имеют большое воспитательное значение:
ставят ребёнка в условия обязательного выполнения определённых дел, нужных для коллектива.
позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, понимание необходимости своей работы для всех,
формируют у детей желание потрудиться ради других,
формируют проявление заботливого отношения к своим товарищам, к животным и растениям,
воспитывает умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

Дети поочерёдно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена

Слайд 30ДЕЖУРНЫЕ СТАВЯТСЯ В УСЛОВИЯ ОБЯЗА­ТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЛА, НЕ МОГУТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ

НЕГО, ЗАНЯТЬСЯ В ЭТО ВРЕМЯ ДРУГОЙ, БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНОЙ ДЛЯ НЕГО РАБОТОЙ ИЛИ
ПЕРЕ­КЛЮЧИТЬСЯ НА ИГРУ.
ВИДЫ ДЕЖУРСТВ, КОТОРЫЕ ВВОДЯТСЯ ПОСТЕПЕННО:
Дежурства по столовой (2-ая мл. группа,конец года),
Дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа, 2-я половина года).
Дежурства по уголку природы (старшая группа).

Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется. Это отражается в программах воспитания в детском саду.

Особенности дежурства:

ДЕЖУРНЫЕ СТАВЯТСЯ В УСЛОВИЯ ОБЯЗА­ТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЛА, НЕ МОГУТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ НЕГО, ЗАНЯТЬСЯ В ЭТО ВРЕМЯ ДРУГОЙ,

Слайд 31В начале года вводится дежурства по столовой.
Ежедневно за каждым столом

работает один дежурный.
Воспитатель учит ребёнка:
соблюдать последовательность в работе,
контролирует его,
приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности.
оценивая работу дежурных, он подчёркивает их старательность, тщательность выполнения обязанностей, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому.
Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям.
Воспитатель назначает 2-3 дежурных (в зависимости от объёма работы),
сам распределяет между ними работу,
приходит им на помощь,
учит детей доводить дело до конца,
учит убирать использованное оборудование.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

В начале года вводится дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Воспитатель учит ребёнка:соблюдать

Слайд 32В старших группах вводятся дежурства по уголку природы.
Дежурные ежедневно сменяются,


каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств,
как правило, дети дежурят вдвоём,
при подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников,
если умения одного из дежурных более совершенны, ему советуют быть внимательным к товарищу, оказывать ему помощь, но не лишать самостоятельности, не выражать своё недовольство его медлительностью или неумением.
Воспитатель учит детей :
согласовывать свои действия,
определять, что надо делать, с учётом действий товарища,
договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять,
приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приёмам труда.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВА В СТАРШИХ ГРУППАХ

В старших группах вводятся дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во

Слайд 33КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД-
Широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда

навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА ДЕТЕЙ:

уборка групповой комнаты или участка,
разбивка огорода, цветника,
сбор урожая, семян,
оформления зала к празднику и т.д.

Обычно коллективный труд на участке организуется во время прогулки, в групповой комнате – во вторую половину дня.

общая трудовая деятельность, объединяю­щая сразу всех детей группы

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД-Широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты

Слайд 34I. Объ­единять всех детей можно только после того, как они приобретут

необходимый опыт работы в небольшом коллективе.
2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается ка­кое-либо общее задание.
3. В содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо.
4. Трудом должны быть охвачены все дети.

Условия:

I. Объ­единять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.2.

Слайд 35Способы объеди­нения детей в труде
Труд рядом
используется, начиная с младшей группы;
в

работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком;
успешно ре­шаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого вни­мания к делу, умение доводить его до конца;
Способы объеди­нения детей в трудеТруд рядомиспользуется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность

Слайд 36Общий труд - один из видов собственно коллективного труда, в котором

дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участни­ков;
Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать се­бя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедить­ся в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности
Общий труд - один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением

Слайд 37Совместный труд, его особенностями являются:
а).Наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет

не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети ока­зываются в зависимости друг от друга;
б).Неодновременное включе­ние детей в процесс деятельности;
в).Каждая из предложенных опе­раций имеет некоторую законченность;
г).Представляет большие воз­можности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.
Совместный труд, его особенностями являются:а).Наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо

Слайд 38РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА

руководит организацией коллективного труда,
разъясняет детям значение

предлагаемой работы,
разъясняет необходимость разделения детей на несколько групп и даёт каждой из них определённое задание,
намечает содержание коллективного труда,
учитывает, какие виды работ детям уже знакомы, а какие нет, как распределить их и даёт разъяснения своим действиям («Эта группа будет мыть строительный материал. В прошлый раз она протирала стеллажи, поэтому сегодня поменяется заданиями со второй группой. Так будет справедливо: все поработают и там, где им особенно интересно, и там, где надо поучиться другому делу»),
распределяет работу между детьми в каждой из групп,
при необходимости помогает дошкольникам договориться,
учит уступать друг другу,
предотвращает возникновение конфликтов между ними.
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДАруководит организацией коллективного труда,разъясняет детям значение предлагаемой работы, разъясняет необходимость разделения детей

Слайд 39СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть