Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГАОУ ВО «Южный Федеральный университет»
Академия психологии и
педагогики
Кафедра дошкольного образования
Выпускная квалификационная работа.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ
Исполнитель: Авдеева Надежда Сергеевна
бакалавр 4 курс ОЗО
Профиль «Дошкольное образование»
Научный руководитель: к.п.н., доцент
Абдульманова Любовь Витальевна
Слайд 2Актуальность исследования
Основной задачей в работе ДОО является формирование личностной культуры ребенка
дошкольного возраста.
Культура здоровья начинает формироваться с дошкольного возраста (Абдульманова, Таранова , Деркунска В.И. др.)
В последние годы наблюдается возрождение интереса к глубинным истокам народного воспитания средствами народной культуры.
Народная педагогика использует как средства воспитания все компоненты народной культуры: фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки, народные художественные промыслы.
Детский фольклор — это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в становлении личности ребенка.
В практике работы ДОО не достаточно используется детский фольклор для формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста
Слайд 3Научный аппарат исследования
Цель исследования – поиск эффективных условий, способствующих формированию культуры
здоровья у детей 5 лет.
Объект исследования – процесс формирования культуры здоровья у детей 5 лет.
Предмет исследования – устное народное творчество как средство формирования культуры здоровья у детей 5 лет.
Слайд 4Гипотеза исследования
состоит в том, что устное народное творчество может выступить средством
формирования культуры здоровья у детей 5 лет при следующих педагогических условиях:
-широком включении в образовательный процесс ДОО устного народного творчества, направленного на формирование культуры здоровья детей 5 лет
- разработки форм взаимодействия ДОО и семьи по формированию культуры здоровья детей дошкольного возраста.
Слайд 5Задачи исследования
1. Осуществить теоретический анализ различных подходов к проблеме формирования культуры
здоровья у детей 5 лет.
2. Выявить уровень сформированности культуры здоровья у детей 5 лет.
3. Разработать систему работы по формированию культуры здоровья детей у детей 5лет с использованием устного народного творчества.
4. Выявить динамику в уровне сформированности культуры здоровья у детей 5 лет.
Слайд 6Теоретические основы изучения проблемы формирования культуры здоровья у детей
1.Понятие культуры здоровья
в психолого-педагогических исследованиях:
о детстве как периоде становления социокультурного опыта (Дудникова С.А., Житная И.В., И.Э.Куликовская, Р.М. Чумичева);
о периоде в котором закладываются основы общей культуры личности, компонентом которой является культура здоровья (Л.В.Абдульманова, И.Э.Куликовская, И.И.Лосева, Н.Е.Татаринцева, Н.А. Платохина, Р.М. Чумичева). А так же специальные психолого-педагогические и социологические исследования А.И. Захарова, А.Н. Демидовой, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверевой, Е.П. Арнаутовой
2. Устное народное творчество как средство воспитания культуры здоровья у детей
3. Особенности работы ДОО с семьей по формированию культуры здоровья у детей
Слайд 7Опытно- экспериментальная работа по формированию культуры здоровья у детей
База исследования –
МБ ДОУ «Детский сад № 50»
г. Ростова – на- Дону
Слайд 8Организация констатирующего эксперимента
В экспериментальной работе принимали участие воспитатели , родители и
группа дошкольников в количестве 20 детей, из них 12 девочек, 8 мальчиков. Возраст детей 5 лет.
Слайд 9Особенности формирования культуры здоровья у детей 5 лет
Цель: Определить созданные
условия для формирования культуры здоровья у детей 5 лет в практике работы ДОО.
Задачи:
1.Выявить уровень сформированности культуры здоровья у детей 5 лет.
2. Определить условия формирования культуры здоровья у дошкольников в практике работы воспитателя.
3. Выявить уровень представлений родителей по данной проблеме.
Слайд 10Критерии, показатели и уровни сформированности культуры здоровья у детей 5 лет
(Абдульманова Л.В.)
Показатели:
сформирован когнитивный компонент: имеет представления о состоянии своего организма, о взаимосвязи состояния организма и состояния природы; об элементарных правилах, сохраняющих здоровье; о характеристиках состояния здоровья другого человека, о способах оказания ему помощи;
сформирован эмоционально-ценностный компонент: проявляет интерес к своему состоянию и состоянию здоровья близких ему людей; выражает положительные эмоции к процессу оздоровления; сопереживает и сочувствует состоянию здоровья близких ему людей; заботиться о своем здоровье и здоровье близких ему людей ;
сформирован поведенческий компонент: оказывает посильную помощь себе и близким людям в ситуации неблагополучного состояния здоровья; использует элементарные способы ухода за собой и поддержания своего здоровья; регулирует свое поведение правилами, направленные на сохранение своего здоровья.
Слайд 11Уровни сформированности культуры здоровья у детей 5 лет
Слайд 14Методика констатирующего эксперимента
(Абульманова Л.В.)
Использовался тест «Буду делать хорошо и не буду
плохо» .
Беседа с детьми о строении организма.
Анализ рисунков детей на темы «Мое здоровье и здоровье моих близких», «Я и мое настроение».
Изучался опыт сохранения здоровья детей в наблюдениях за детьми в процессе самостоятельной деятельности .;
Анкетирование воспитателей, родителей.
Беседы с родителями.
Слайд 15Количественные показатели уровня сформированности культуры здоровья детей
Слайд 16Количественные показатели сформированности понятия «культура здоровья детей» у педагогов и родителей
Слайд 17Количественные показатели использования устного народного творчества педагогами и родителями
Слайд 18Система работы по формированию культуры здоровья у детей 5 лет
Цель: разработать
систему работы по формированию культуры здоровья у детей 5 лет с использованием устного народного творчества .
Задачи:
Разработка перспективно-тематического плана работы по формированию культуры здоровья у детей 5 лет на основе устного народного творчества.
Разработка и апробация программы «Родничок», расширяющей представления детей и родителей об устном народном творчестве.
Слайд 19Методика формирующего эксперимента
Составлен перспективно-тематический план работы по формированию культуры здоровья у
детей 5 лет с использованием устного народного творчества.
Создание условий в группе для формирования культуры здоровья детей:
Подбор книг с потешками, сказками, пословицами, поговорками, раскрывающими способы сохранения здоровья, правила ухода за телом.
- изготовление пособий, атрибутов, дидактических игр, раскрывающих правила гигиены
Слайд 20Реализовывалось содержание программы «Родничок», которая расширяет представления детей и родителей об
устном народном творчестве.
Целью программы является приобщение к ценностям культуры своего народа.
Предлагаемая программа позволяет решить следующие задачи:
1. Формирование у детей и родителей интереса к устному народному творчеству.
2. Расширить представление родителей о роли детской народной поэзии в развитии ребенка.
3. Развитие эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Слайд 21Новизна программы заключается, в том, что в ней раскрыто содержание устного
народного творчества, его роль в развитии ребенка, определены цели, задачи, формы работы с родителями и детьми по освоению устного народного творчества. Новым в содержании является материал по ознакомлению дошкольников с традициями, обычаями, обрядами славянского народа, раскрывающих стиль, уклад жизни, который позволяет накопить опыт сохранения здоровья.
В содержании программы выделено четыре раздела: «Я – представитель своего народа», «Народный быт как условие передачи ценностей культуры здоровья», «Народная педагогика детства - пестушки, потешки, шутки, прибаутки», «Пословицы и поговорки», «Народные сказки», «Праздники, обряды, обычаи как условие «проживания» ценностей культуры здоровья».
Реализация программы проходила в совместной деятельности ребёнка и взрослого (педагога, родителей и других членов семьи) в форме праздников и развлечений.
Слайд 22Методами и приемами ознакомления родителей и детей с народной детской поэзией
выступили:
- создание игровых ситуаций, позволяющих детям научиться петь колыбельные песни — один из основных методов, способствующих приобщению ребенка к истокам народной культуры. Поощрение и стимулирование закрепят этот воспитательный успех.
- знакомство с текстами колыбельных песен, изменение текст в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;
- проигрывание потешек, прибауток, приговоров;
- проигрывание ролей сказочных героев.
Слайд 23
Анализ результатов
опытно-экспериментальной работы
Цель : выявить изменения в уровнях сформированности культуры
здоровья у детей.
Задачи:
Провести повторно тестирование детей экспериментальной группы.
Обобщить полученные результаты исследования.
Слайд 24Сравнительные количественные результаты уровня сформированности культуры здоровья детей