Слайд 1ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД №369 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
«Условия обучения и воспитания
детей с нарушением речи в
процессе реализации ГОС ДО»
Подготовил: воспитатель
логопедической группы «В»
Салахова Наталья Андреевна
Слайд 2Дошкольный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании ребенком
окружающего мира. Раскрыть эти возможности помогает образовательная деятельность ГОС ДО
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Слайд 3Коррекционные задачи с детьми с нарушениями речи:
1. Формирование правильного произношения (воспитание
артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия).
2. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
3. Развитие навыков связной речи.
4. Развитие внимания, памяти, совершенствование словесно-логического мышления.
5. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
Первое, что следует отметить, познакомившись с ГОС ДО дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка, а в особенности ребёнка с нарушением речи.
Слайд 4Речевые нарушения у детей дошкольного возраста могут быть от легких проявлений
речевой недостаточности (например, дефекты произношения звуков речи при нормальном развитии основных компонентов речевой деятельности) до глубоких (выраженных) расстройств речевой/языковой способности, препятствующей вербальной коммуникации и влияющей на различные стороны психического развития. Значительная часть речевых нарушений приводит к специфическим трудностям в обучении, формирует стойкую негативную реакцию на дальнейшее обучение в школе. Что бы избежать ряд определённых проблем, необходимо изучить условия обучения и воспитание детей с нарушением речи в процессе реализации ГОС ДО.
Слайд 5Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность
и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой.
Слайд 6Современному ребёнку с нарушением речи необходимы качества:
- социализация;
- интерес к окружающему
миру;
- инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью;
- самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности;
-всестороннее развитие.
Для развития этих качеств у детей с нарушением речи, перед воспитателями стоит задача проектирования социальной ситуации развития ребёнка в условиях МДОУ.
Слайд 7Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям
ребенка педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию речевых нарушений и становление личности ребенка. Наиболее значимым условием организации процесса воспитания и обучения детей с нарушениями речи в МДОУ является оснащение групповых комнат специальным оборудованием:
Слайд 8· Настенное зеркало для логопедических занятий, зеркало для индивидуальной работы;
Оборудование предметно-пространственной
развивающей среды в кабинете логопеда и групповой комнате.
Центр речевого и креативного развития:
· Набор игрушек и комплект предметных картинок для сопровождения проведения артикуляционной и мимической гимнастики;
· Дыхательные тренажеры;
· Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
· Логопедический альбом для психолого-педагогического обследования развития детей;
· Комплект предметных и сюжетных картинок по изучаемым лексическим темам;
Слайд 9· Игрушки, муляжи, предметные картинки для уточнения произношения звуков, по изучаемым
темам, разнообразный счетный материал;
· Предметные и сюжетные картинки, настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков в словах и предложениях, текстах; совершенствования грамматического строя и связной речи;
· Картотека словесных и коммуникативных игр;
· Раздаточный материал и настольно-печатные дидактические игры для закрепления навыков звукового и слогового анализа и синтеза;
· Разрезной и магнитной алфавит, слоговые таблицы;
· Наборы игрушек для инсценировок сказок.
Слайд 10Центр сенсорного развития:
· Звучащие игрушки;
· Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений;
·
«Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками, пластиковыми фигурками животных, мелкими муляжами фруктов и овощей.
.Центр моторного и конструктивного развития:
· Крупные плоскостные изображения предметов и объектов для обводки;
· Разрезные картинки и простые пазлы, кубики;
Слайд 11· Пальчиковые бассейны с различными наполнителями;
· Пирамидки деревянные и пластиковые разных
цветов;
· Массажные мячики;
· Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки;
· Мозаика среднего и большого размеров;
· Конструкторы напольные и настольные;
· Крупные бусины из дерева или пластмассы разных цветов и разноцветные шнуры для их нанизывания;
· Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино.
Слайд 12ГОС ДО определяет направленность программы дошкольного образования на создание условий развития
ребёнка с нарушением речи, открывающихся возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей; на создание развивающей образовательной среды как системы условий социализации и индивидуализации детей.