Слайд 2Цели и задачи:
познакомить учащихся с рассказами М. М. Пришвина “Лесная капель”;
учить
передавать настроение, характер героев произведений громкостью, тембром голоса;
учить работать с текстом;
развивать навык выразительного чтения, речь;
развивать познавательный интерес, кругозор;
развивать коммуникативные способности школьников;
воспитывать у детей способность любоваться природой, развивать фантазию;
способствовать воспитанию аккуратности;
способствовать формированию эстетических чувств, развитию эмоциональной сферы.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран
Слайд 3Цикл рассказов «Лесная капель»
(Записки)
Бывало мы, любознательные мальчики, ломали наши игрушки и
всякие подарки даже часы с целью узнать что там внутри. Так точно и в школах в старое время учили нас обращаться с природой. Выведут в поле, мы возьмем по цветку и ну обрывать лепестки и считать сколько у цветка лепестков, сколько тычинок пестиков какая чашечка и т. п. А в общем, с цветами получается то же самое что с детской игрушкой разломан, ощипан образ исчез – и нет ни цветка ни игрушки.
Мы же теперь учимся природе не только не разрушая образа цветка животного камня но напротив обогащая природу своими человеческими образами.
Я учился этому сам делая записи на ходу. Так создалась моя «Лесная капель» как опыт поэтического изучения природы понимаемой в единстве с живущим в ней и образующим ее человеком.
Слайд 4«ВЕСНА СВЕТА»
У нас, фенологов, наблюдающих смену явлений природы изо дня в
день, весна начинается прибавкою света, когда в народе говорят, что будто бы медведь переваливается в берлоге с боку на бок, тогда солнце повертывается на лето, и хотя зима на мороз, – все-таки цыган тулуп продает.
Январь, февраль, начало марта – это все весна света. Небесный ледоход лучше всего виден в большом городе наверху между громадами каменных домов. В это время я в городе адски работаю, собираю, как скряга, рубль за рублем и, когда, наругавшись довольно со всеми из-за денег, наконец, в состоянии бываю выехать туда, где их добыть мне невозможно, то бываю счастлив. Да, счастлив тот, кто может застать начало весны света в городе и потом встретит у земли весну воды, травы, леса и, может быть, весну человека.
Слайд 6Когда после снежной зимы разгорится весна света, все люди возле земли
волнуются, перед каждым встает вопрос, как в этом году пойдет весна, – и каждый раз весна приходит не такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая.
В этом году весна света перестоялась, почти невыносимо было глазу сияние снега, всюду говорили:
– Часом все кончится!
Отправляясь в далекий путь на санях, люди боялись, как бы не пришлось сани где-нибудь бросить и вести коня в поводу.
Да, никогда новая весна не бывает, как старая, и оттого так хорошо становится жить – с волнением, с ожиданием чего-то нового в этом году.
Слайд 8«НАЧАЛО ВЕСНЫ СВЕТА»
Утром было минус 20, а среди дня с крыши
капало. Этот день весь, с утра до ночи, как бы цвел и блестел, как кристалл. Ели, засыпанные снегом, стояли как алебастровые, и весь день сменяли цвета от розового до голубого. На небе долго провисел обрывок бледного месяца, внизу же, по горизонту, распределялись цвета.
Все в этом первом дне весны света было прекрасно, и мы провели его на охоте. Несмотря на сильный мороз, зайцы ложились плотно, и не в болотах, как им полагается ложиться в мороз, а на полях, в кустиках, в островках близ опушки.
Слайд 10«РУБИНОВЫЙ ГЛАЗ»
Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам
лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого.
Слайд 12«ВЕСЕННИЙ МОРОЗ»
Мороз и северная буря этой ночью ворвались в дело солнца
и столько напутали: даже голубые фиалки были покрыты кристаллами снега и ломались в руках, и казалось, даже солнцу этим утром было стыдно в таком сраме вставать.
Нелегко было все поправить, но солнце весной не может быть посрамлено, и уже в восьмом часу утра на придорожной луже, открытой солнечным лучам, поскакали наездники.
Слайд 14«ГОЛУБЫЕ ТЕНИ»
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту,
как пудра, со сверкающими блестками. Наст нигде не проваливается, и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным.
Слайд 16«МЕДЛЕННАЯ ВЕСНА»
Ночью не было мороза. День сложился серый, но не теплый.
Весна, конечно, движется: в пруду, еще не совсем растаявшем, лягушки высунулись, урчат вполголоса. И это похоже, будто вдали по шоссе катят к нам сотни телег. Продолжается пахота. Исчезают последние клочки снега. Но нет того парного тепла от земли, нет уюта возле воды. Нам этот ход весны кажется медленным, хотя весна все-таки ранняя. Неуютно кажется потому, что снега не было зимой, выпал он недавно, и теперь преждевременно открытая земля не по времени холодна. Орех цветет, но еще не пылит, птичка зацепит сережки, и еще нет дымка. Листва из-под снега вышла плотно слежалая, серая.
Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву, чтобы достать из-под нее червяка, в это время мы подошли, и он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листьев старой осины. Я успел его убить, и мы сосчитали: на клюве у него было надето десять старых осиновых листиков.
Слайд 18Итог конкурса
Что нового вы узнали?
Что особенно вам понравилось?
Слайд 19Домашнее задание
Подготовьте пересказ любой из частей цикла «Лесная капель» и составьте
по ней вопросы для слушателей.