Слайд 1Родился поэт в семье учителя, а по образованию он сам археолог.
Любовь к чтению у мальчишки развилась рано, и уже подростком стал что-то сочинять, стихи для детей у него получались лучше всего. Корней Чуковский сказал тогда о нем: «Этот 14-летний парнишка обладает великим талантом, которым он может удивить многих знатоков».
Анна Ахматова, с которой поэт познакомился еще в детстве в эвакуационном Ташкенте, так говорила ему: «Стихи для детей и юмористические произведения у тебя получаются превосходно. Отнесись к ним серьезно, так писать никто не умеет».
Его стихи для детей впервые были опубликованы в книге «Про машину», которая вышла в 1957 году. Затем читатели смогли познакомиться с другими стихотворениями для малышей: «Улыбка», «Картинки в лужах» и «Веселое лето».
Его поэзия помогала малышам познавать мир, делать добрые поступки и наталкивала на желание учиться.
Слайд 6Валентин Берестов
(1928-1998)
Прощание с другом
Он сбежал у меня на глазах.
Я его провожаю
в слезах.
Мы с ежом замечательно жили,
Уважали друг дружку, дружили,
Позволял он потрогать брюшко.
Он с ладошки лизал молоко.
У него была милая рожица.
Не любил он колоться и ёжиться.
Но открытой
Оставили дверь,
И сердитый
Бежит он теперь.
Как чужой, и шипит он, и колется.
Проводил я его до околицы.
И в колючей траве он исчез,
И, свободный, отправился в лес.
Слайд 7Деятельностная цель: создать условия для формирования способности учащихся к новому способу
действия (выразительное чтение).
Образовательная цель: создать условия для формирования умения решать учебные задачи.
Задачи:
познакомить с творчеством В. Берестова; или расширить знания о творчестве В. Берестова;
формировать систему читательских умений, уделяя особое внимание на формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, динамику эмоций в лирике.
- научить выделять речевые звенья и ключевые слова;
научить определять настроение стихотворения, тон, темп чтения:
Слайд 8Личностные:
Формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия путем научения ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
Метапредметные:
Регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные – аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего мнения в совместной деятельности.
Слайд 9Ход урока:
Создание ситуации успеха.
Речевая разминка
Прочитайте на одном выдохе ритмично, четко, быстро/медленно,
с замедлением/с убыстрением.
Прочитайте тихо/громко, увеличивая/уменьшая громкость.
2. Актуализация опорных знаний.
Выразительное чтение учителя/диктора.
Выразительное чтение учащихся.
* Получается ли у вас такое же выразительное чтение как у меня/диктора?
Слайд 103. Постановка первой учебной задачи.
* Какую работу нам нужно в
первую очередь проделать, чтобы научиться выразительно читать? Мы должны научиться составлять партитуру текста.
* Что значит составлять партитуру текста? Это значит выделить речевые звенья и ключевые слова. (на доску выносим карточки: (Речевые звенья Ключевые слова).
4. Анализ условий и решение первой учебной задачи.
* Каким образом выделим речевые звенья? (определим паузы) короткие - /; долгие - //.
* Что значит выделить ключевые слова? (подчеркнуть важные слова).
Слайд 115. Постановка второй учебной задачи.
* Теперь мы готовы к выразительному чтению
стихотворения? Нужно научиться определять настроение стихотворения, каким тоном читать и в каком темпе.
* Что значит определить настроение стихотворения?
* Что такое тон? (Тон это звучание голоса, это высота голоса)
* Что такое темп? (Темп это скорость чтения, темп может быть быстрый, медленный, плавный, ритмичный).
Какую работу нам нужно выполнить, чтобы прочитать стихотворение выразительно? (Надо определить настроение, тон, темп).
(На доску выносим карточки: (настроение тон темп).
Слайд 126. Анализ условий и решение второй учебной задачи.
* Как определить
настроение стихотворения? (Надо найти слова-настроения. А они подскажут настроение, тон, темп).
(На доске, по ходу обсуждения учитель заполняет на доске схему)
слова-настроения
_______________
_______________
_______________
настроение тон темп
_______________ _______________ _______________
_______________ _______________ _______________
_______________ _______________ _______________
Слайд 13Работа в группах.
- Подготовка выразительного чтения.
Выразительное чтение представителей
групп.
Самооценивание выразительного чтения.
Оценивание другими учениками.
Слайд 14Если стихотворение имеет несколько строф.
Сергей Есенин «Берёза»
Белая берёза
И стоит берёза
Под моим окном В сонной тишине,
Принакрылась снегом, И горят снежинки
Точно серебром. В золотом огне.
На пушистых ветках А заря, лениво
Снежною каймой Обходя кругом,
Распустились кисти Обсыпает ветки
Белой бахромой. Новым серебром.
Слайд 157. Постановка третьей учебной задачи.
* Мы определили настроение, тон, темп первой
строфы. Теперь мы можем прочитать стихотворение выразительно?
(Надо поработать со всеми строфами) (Автор может описывать разное время суток, года, а значит настроение разное). Как вам будет удобнее работать, самостоятельно или в группах. (В группах). Уточните, что вы будете делать. Определите шаги. (Перечитаем строфу. В каждой строфе найдем слова-настроения, определим настроение строфы, тон и темп).
Памятка.
1. Прочитайте строфу
2. Подчеркните слова настроения.
3. Определите настроение, тон, темп строфы.
Слайд 168. Решение третьей учебной задачи. Выступление и выразительное чтение представителей групп.
Первый ученик - рассказывает как готовились, выделяет слова-настроения, настроение строфы, тон, темп строфы.
Мнение других учеников.
Выразительное чтение второго ученика.
9. Итоговая рефлексия
* Теперь мы можем прочитать стихотворение выразительно? Коллективное чтение стихотворения: по одному представителю от каждой группы выходят для чтения своей строфы. Таким образом звучит все стихотворение.
* Говорит ли ваше чтение о том, что вы поняли стихотворение?
* Выполнили ли мы поставленную задачу на уроке?
* Что помогло выполнить эту задачу?