Слайд 1УЧИМ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
Презентация воспитателя старшей группы Фоминой О.В
Слайд 2 Правильно задавать вопросы - это умение, которому мы учимся
в течение всей жизни. Это искусство, которое необходимо каждому человеку. Вы наверняка много раз сталкивались с различными вопросами, которые могут казаться бестолковыми и глупыми. В таких ситуациях не хочется отвечать или не знаешь, как сделать это, не обидев собеседника. Важно учить ребенка правильному и тактичному общению с первых лет жизни. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка правильно спрашивать и не боятся это делать.
Слайд 3На первый взгляд такие навыки и умения могут показаться обычными, но
существует много людей, имеющих страх перед тем, чтобы переспросить непонятное. В результате совершается много недоразумений и ошибок.
Такие люди часто вырастают из детей, у которых в детстве было отбито желание что-либо спрашивать. Поэтому очень важным является научить ребенка спрашивать, не стыдясь и не боясь. Ведь незнание - это не стыдно, стыдно - не желать найти ответ.
Никогда не смейтесь над вопросами малыша, какими бы наивными и глупыми они вам не казались. Для детей могут быть очень важными интересующие их вопросы. Насмешки взрослого только разрушают доверие и обижают ребенка.
Слайд 4 Во время игр побуждайте малыша задавать вопросы. Полезна
игра, в которой сначала задаете вопросы вы малышу, а потом он вам. Вопросы и ответы могут быть, как серьезными, так и шуточными. Например, спросите у ребенка, для чего нужны глазки или ротик, почему у слоника длинный хобот, а у собачки маленький носик. Такая игра будет развивать воображение ребенка и его речь. Она покажет ему, что на один и тот же вопрос можно ответить по-разному.
Слайд 5 Предложите крохе поиграть в интервью. Малыш должен задавать вам
вопросы о каком-либо событии. Это может быть событие на вашей работе, в семье, на улице и т.д. Пусть спросит у вас о том времени, когда он был совсем маленьким
Слайд 6 Обязательно хвалите ребенка за удачные вопросы. Ведь маленький любознательный
почемучка заслуживает на ваше поощрение!
Слайд 7 Порой интересно узнать, какими темпами и как развивается твой
ребенок. Оказывается, вопросы, которые задают дети, о многом свидетельствуют. Если ребенок не задает обычные для своего возраста вопросы или вообще не задает вопросов, родителям стоит задуматься. Но сначала давайте выясним, в каком возрасте, и какие именно вопросы должны задавать дети.
Слайд 8Существует зависимость между возрастом ребенка и теми вопросами, которые он может,
должен и в самом деле задает, если его интеллектуальное развитие идет в ногу с его ростом. Навыки и умения, приобретенные детьми, это часто результат активности и внимательности родителей, которые сумели научить, привить, показать. А вот на вопросы, которые задают дети, родители повлиять не могут. Вопросы – это результат собственной активности головного мозга малыша. Научить задавать вопросы и делать это правильно – очень сложно. Ведь малыш сам выбирает вопрос, сам строит фразу, сам выдает «запрос» на интересующую его информацию, сам таким образом стимулирует и направляет свое умственное развитие.
Слайд 9Кто? Что? — вопросы
В 10-18 месяцев малыши активно начинают интересоваться ответами
на вопросы «Кто это?» или «Что это?». Да, многие дети в этом возрасте и говорить-то не умеют, но для того, чтобы задать вопрос, речь не обязательна. Достаточно просто указать пальчиком! Но при своей безмолвности такой вопрос очень сильно развивает словарный запас ребенка. То, что малыш еще не говорит, не означает ведь, что он не понимает
Слайд 10Где? Когда? – вопросы
Эти вопросы появляются сразу один за одним или
даже одновременно ближе к концу второго года жизни ребенка. Сначала детские вопросы касаются только близких и членов семьи, а потом переходят и на игрушки и неодушевленные предметы. Вопросы абсолютно логичны и последовательны, ведь живые существа отличаются способность постоянно перемещаться, то исчезая из вида, то вновь появляясь. Поэтому круг вопросов «Где папа?», «Когда придет бабушка?», «Где котик»? постоянно растет.
Слайд 11Как? – вопросы
Вопрос «как?» в лексиконе ребенка свидетельствует о его необходимости
узнавать и переосмысливать огромное количество информации. 2,5-3-летнего карапуза интересует буквально все. Как открыть коробочку? Как вылепить улитку? Как построить дорогу? Как залезть на горку? Как открыть дверь ключом?..
Слайд 12Зачем? Почему? – вопросы
В начале четвертого года появляются «объяснительные» вопросы. Рот
у маленького почемучки не закрывается ни на секунду и так и сыплет вопросам по самым разным тематикам. Кстати, отвечать на эти еще не заданные вопросы заранее не имеет смысла. Мозг малыша занят пока что другими вопросами и «досрочно разъясненную» информацию просто не усвоит. Но когда вопрос оформился в слова и задан – вот тогда будьте добры, объясните подробно!
Слайд 13
Что делать, если ребенок не задает правильные соответствующие его возрасту вопросы? Уговорить
или научить их задавать вы не сможете. Можно научить рисовать, лепить из пластилина или строить домик, но как потренироваться в задавании вопросов?
Выход психологи предлагают только один. Если ребенок не задает вопросы, то нужно это делать за него и самому на свои же вопросы отвечать.
- Что это? – Это машина.
- Как построить домик? – Поставить кубики друг на друга.
- Когда вернется папа? – Когда маленькая стрелка на часах будет здесь.
- Почему растаял снег? – Потому что пришла весна, и стало тепло.
- Почему промокли ножки? – Потому что ты наступил в лужу.
Слайд 14Дети – большие любители подражать. Есть хороший шанс, что ребенок последует
вашему примеру и начнет-таки задавать правильные вопросы. Сначала, возможно, механически, а потом и осознанно, задействуя необходимые структуры мозга. Ведь вопросы подразумевают ответы и получение той информации, которая нужна. А без новых знаний нет движения вперед.
Слайд 15Учитесь слышать ребенка и всегда слушайте то, что он вам говорит.
Отвечайте на вопросы с любовью и пониманием, поддерживайте маленького любопытного человечка, и он обязательно ответит вам взаимностью!