Слайд 1Учебный проект по сказке
А.С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Участники: группа учеников
4 «В» класса
Руководитель: Фильчук М.Ю..
Слайд 2Введение
Количество часов, отводимых учебным планом
на изучение
сказок А.С. Пушкина, ничтожно мало.
За время чтения и анализа сказок ученики недостаточно усваивают трудные понятия, встречающие в сказках, а именно старинные слова и их значения, названия и виды одежды XVIII века, построек и строений XVIII века, существующих в то время традиций, обрядов, праздников.
Слайд 3Актуальность проекта
Сказки А.С.Пушкина – это те произведения для детей ,
с которых начинается большая любовь к классике. Написанные в народном духе и стихотворной форме, они всегда вызывают восхищение. Это целый сказочный мир, без знакомства с которым невозможно представить свою жизнь, своё духовное развитие. Именно в начальной школе нужно заинтересовать маленького читателя. Ведь именно глубокое знание и понимание произведений А.С. Пушкина может обеспечить фундаментальную основу формирования грамотного, чуткого читателя. Любая сказка обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из важнейших средств формирования личности.
Слайд 4Гипотеза
.
В основе проекта лежит желание учащихся
углубить свои знания знакомого литературного материала
путем решения исследовательских задач
познакомиться с различными способами познания нового материала
овладеть первичными навыками поисково - исследовательской деятельности
Слайд 5Цель исследовательской работы
Выявить особенности сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке»
Привлечь внимание детей к языку образов, к представлению об окружающем мире, пробудить интерес к чтению сказки.
Представить свои исследования в разнообразной форме (в виде печатных работ, презентации), позволяющей использовать эти материалы в учебной деятельности в начальной школе
Слайд 6 Задачи
Изучить знакомый литературный
материал с позиции поставленной цели перед каждой группой в отдельности
Изучить необходимый справочный материал
Связать прочитанный материал с социальным опытом и жизненными наблюдениями учащихся
Провести анализ набранного материала, систематизировать его
Представить результаты работы в виде сообщения, докладов
Презентовать оформленный материал перед классом, на внеурочном школьном мероприятии
Слайд 7Практическая значимость исследования
Данную работу можно использовать в виде презентации на уроках
литературного чтения.
Слайд 8Этапы исследования
I этап - организационно-подготовительный.
На этом этапе происходит поиск проблемы, определяется
тема, формируются цель, исследовательские задачи, идет обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности.
II этап - технологический.
На этом этапе осуществлялся сбор и анализ информации, выработка идей, их обсуждение, моделирование, оформление материалов.
III этап - заключительный.
На этом этапе подводится итог, формулируется вывод по теме исследования.
Слайд 9План работы над проектом
Постановка проблемы
Деление на группы
Обозначение целей, задач для каждой
группы
Первичный сбор информации по темам групп
Обработка собранного материала, систематизация
Отчет о проделанной работе каждой группы
Проведение предзащиты проекта
Оформление печатных работ, компьютерной презентации
Защита проекта
Слайд 10Что удалось выявить в ходе исследования?
Великий мастер сказок
“Чтение – ничто;
осмысленное
чтение –
кое-что;
чтение осмысленное и прочувственное –
совершенство”.
А.С.Пушкин
Слайд 11Арина Родионовна
Неисчерпаемым источником вдохновения стала для поэта няня Арина Родионовна.
Арина
Родионовна рассказала поэту сказки Русского Севера, откуда она сама была родом.
Благодаря ей Пушкин мог окунуться в волшебный мир северно-русских сказок.
Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с глубоким сочувствием и интересом изучал народные нравы, обычаи и поверья.
Няня рассказывала ему, как и в детстве, сказки, пела народные песни, и Пушкин был восхищен их поэтичностью.
Слайд 12Любимые сказки…
Пушкин в Михайловском начал учиться сам сочинять по - народному
песни, сказки и, в конце концов, овладел этим умением.
В 1833 году написана сказка: «Сказка о рыбаке и рыбке»
Слайд 13
Народность сказки А.С. Пушкина
А. С. Пушкин создает свою сказку на
фольклорном
материале.
Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан
истоками со сказкой «Жадная старуха» и
был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем
В. И. Далем.
Слайд 141 группа – учащиеся 4 «В» класса:
Башкатов Пётр и Еликов
Богдан
Тема работы: «Лексика сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель: узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и передать собранную информацию учащимся класса, школы.
Задачи-этапы-способы решения:
Прочитать сказку А.С. Пушкина»Сказка о рыбаке и рыбке»
Выписать те слова и словосочетания, значения которых мы не знаем.
Систематизировать отобранный материал.
Классифицировать слова по группам: первая – слова, ушедшие из употребления; вторая - слова, которые обрели новое звучание (заменены синонимами).
Создать словарь старинных слов и словосочетаний, встречающихся в сказке.
Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Слайд 15Краткий иллюстративный материал
1 группа
Изразцы
— керамическая (глиняная) обожженная
глазурованная с лица,
служившая
для облицовки печей или украшения зданий.
Прялка
— орудие для ручного прядения. Состояла
из вертикального стояка с лопаткой, к которой привязывалась
кудель для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи.
Боярщина
— в XVI-XVII вв. так назывались владения новгородских бояр
на русском Севере. В XVIII в. этот термин сохранился
для обозначения административной единицы.
Чепрак
— суконная или ковровая подстилка под седло.
Слайд 172 группа – учащиеся 4«В» класса
Цупикова Вероника, Фефелова Ольга, Копылова Лиза
Тема
работы: «Одежа, головные уборы, украшения
XVIII века на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель: узнать, как одевались люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих одежду, и передать собранную информацию учащимся класса, школы.
Задачи-этапы-способы решения:
Прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают одежду, головные уборы, украшения
Систематизировать отобранный материал.
Классифицировать слова по группам: первая – одежда; вторая – головные уборы; третья – украшения.
Создать словарь старинной одежды
Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Слайд 18Краткий иллюстративный материал
2 группа
Кокошник
— старинный русский головной убор; в допетровской Руси
бытовал в боярской среде, в XIX в. — только в крестьянской и купеческой.
Летник
— старинная женская летняя одежда в Древней Руси.
Шилась свободной, без застежки спереди (нераспашной),
с очень широкими рукавами, края которых спускались до полу.
Ожерелье
— в XVI-XVII вв. так называлось украшение воротника,
состоявшее из нескольких рядов вышивки,
драгоценных камней или меха.
Повойник
— старинный русский головной
убор замужних женщин, главным образом крестьянок
Слайд 19Зимний женский головной убор – сорока
женский головной убор борушка
кичка –
старинный праздничный
головной убор замужней женщины
Слайд 203 группа – учащиеся 4 «В» класса
Михайловская Кристина,Павлова Лиза, Толкачёва Алина,
Кутульская Ева
Тема работы: «Строения, постройки, здания
XVIII века на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель: узнать, в каких домах жили люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих строения, постройки и передать собранную информацию учащимся класса, школы.
Задачи-этапы-способы решения:
Прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают строения, постройки
Систематизировать отобранный материал.
Систематизировать слова по мере усложнения видов строений (от простой землянки до сказочного терема и дворца)
Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Слайд 21Краткий иллюстративный материал
3 группа
Клеть
— прямоугольный бревенчатый сруб.
Очелье
— фигурная резная
доска, украшавшая верх наличника окна.
Происходит от слова «чело» — лоб.
Поверхность очелья богато украшалась ажурным или рельефным узором,
а иногда резной узор раскрашивался яркой краской.
Прялка
— орудие для ручного прядения.
Состояла из вертикального стояка с лопаткой,
к которой привязывалась кудель для прядения,
и донца — горизонтального сиденья для пряхи.
Хоромы
— в XVII-XVIII в. в. так называлось жилье,
состоявшее из нескольких построек
Слайд 22Изба –деревянный крестьянский дом
Слайд 23
землянка –крытое углубление в земле, вырытое для жилья
Слайд 244 группа – учащиеся «В» класса
Тевосян Антон, Казанцева Алёна, Житкова Ульяна
Тема работы: «Традиции, праздники, обряды XVIII века на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель: узнать, какие существовали праздники, традиции, обряды во времена А.С. Пушкина, что они обозначали и передать собранную информацию учащимся класса, школы.
Задачи-этапы-способы решения:
Прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Выписать те традиции, обряды, праздники, которые встречаются в сказке
Систематизировать отобранный материал.
Посмотреть, какие обычаи дошли до наших дней
Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Слайд 25Краткий иллюстративный материал
4 группа
Традиции русской трапезы
На Руси с самых древних
времён ни одно сколько-нибудь
значительное событие, будь то крупный праздник, свадьба, новоселье, рождение младенца или просто встреча друзей, не обходилось без широкой трапезы и весёлого застолья.
Музыка на Руси
С самых древних времён на Руси ни один праздник,
ни одно гулянье, ни одна вечеринка или деревенские посиделки не обходились без задорной музыки, задушевных песен и весёлой пляски.
Масляничные гулянья
Пасхальная неделя
свадьба
Рождество
Иван-купала
Слайд 27Cовместная деятельность учащихся
и учителя
в ходе работы над проектом:
Прочитали сказку А.С.Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Проработали справочную и энциклопедическую литературу по творчеству Пушкина, по особенностям сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Познакомились со значением многих непонятных слов, словосочетаний.
Искали необходимую информацию с помощью Интернет.
Научились работать в группах, сообща.
Слайд 28Выводы по проекту:
Работа над проектом позволяет нам сделать следующие выводы:
Все учащиеся,
которые работали в группах, приобрели богатый опыт по решению исследовательских задач.
Все учащиеся приобрели первичный опыт участия в научно-исследовательской деятельности.
Все учащиеся обогатили свой словарный запас, пополнили свои знания историческими сведениями, научились систематизировать и классифицировать отобранный материал.
Все учащиеся подготовили печатный материал, который имеет большое практическое значение.