Презентация, доклад на тему Учебный диалог

Содержание

Развитие личности школьника на основе ведущей учебной деятельности. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков необходимо развивать способности ученика самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формировать

Слайд 1 УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Елисеева Елена Валентиновна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназия им. И. Ш. Муксинова г.Янаул

УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ    УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Слайд 2 Развитие личности школьника на основе ведущей учебной деятельности.
Вместо простой

передачи знаний, умений, навыков необходимо развивать способности ученика
самостоятельно
ставить учебные задачи,
проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои
достижения, иначе говоря –
формировать умения учиться.

Приоритетная цель начального образования

Развитие личности школьника на основе ведущей учебной деятельности. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков необходимо развивать

Слайд 3является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию
«научить учиться».
Важнейшей

задачей современной системы образования

От сформированности УУД зависят
эффективность учебно-воспитательного
процесса и его результаты.

является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться».Важнейшей задачей современной системы образования От сформированности

Слайд 4
УУД - это система действий учащегося, создающая условия для воспитания:
культурной

идентичности,
социальной компетентности,
толерантности,
способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
УУД - это система действий учащегося, создающая условия для воспитания:культурной идентичности,социальной компетентности,толерантности,	способности к самостоятельному усвоению новых

Слайд 5Учебный диалог -
субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих

учащихся, которое перерастает в продуктивное сотрудничество при организации внутри - групповой или общеклассной дискуссии при постановке и решении учебных задач.
Учебный диалог возникает только в учебной деятельности.



Учебная деятельность требует особой формы ее осуществления - учебного сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссий, побуждающих ее участников к пониманию и координации разных точек зрения, к обоснованию и проверке своих гипотез и выводов.

Учебный диалог - субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся, которое перерастает в продуктивное сотрудничество

Слайд 6В диалоге со сверстниками постепенно формируются самооценка, взаимооценка, происходит принятие оценки

взрослого и сверстников, в учебном диалоге дети учатся управлять своими действиями и действиями партнёра, а также осуществлять контроль за этими действиями.

Продуктивное взаимодействие на первых порах инициирует взрослый. Именно он «выращивает» у детей потребность не просто в общении, а в обмене мнениями, потребность в учебном споре.

В диалоге со сверстниками постепенно формируются самооценка, взаимооценка, происходит принятие оценки взрослого и сверстников, в учебном диалоге

Слайд 7Речевая деятельность - форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения), представляющая собой взаимодействие

людей при помощи речи.

Структура речевой деятельности:

потребности и мотивы;
цели;
условия и средства достижения целей;
действия, операции, входящие в способы
достижения целей;
результат.

Речевая деятельность - форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения), представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи.Структура речевой деятельности:потребности

Слайд 8Поддержка мотивации общения (потребности вступить ребёнка во взаимодействие) - самое главное,

с чего начинается и развитие речевой деятельности, и обучение учебному (продуктивному) диалогу. Именно обучение детей постановке вопросов является для ребенка мотивирующим моментом, отправным пунктом в организации учебного диалога.


Надо поддерживать естественную, природную потребность ребёнка говорить и воспитывать его не «хорошо отвечающим», а «хорошо спрашивающим», причём спрашивающим не только учителя, но и сверстника, и самого себя (умения рефлексии, контроля и т.д.).
Г.А. Цукерман


Поддержка мотивации общения (потребности вступить ребёнка во взаимодействие) - самое главное, с чего начинается и развитие речевой

Слайд 10Учебная задача возникает, когда в ходе конкретного практического действования обнаруживается разрыв

в этом действовании (старый способ не работает или работает не
во всех случаях), и этот разрыв может быть преодолён отысканием нового способа действования.

Учебный диалог – продуктивное сотрудничество учащихся и педагога в решении определенного класса задач, следствием которого является открытие детьми нового способа действия
(нового знания). Новый способ
действования делает ребёнка
способнее – изменяет его.


Учебная задача возникает, когда в ходе конкретного практического действования обнаруживается разрыв в этом действовании (старый способ не

Слайд 11Содержательными компонентами деятельности учителя по организации учебного диалога с 1-го по

4-й класс являются:
Организация усвоения детьми речеведческих знаний.
Организация полноценной учебной деятельности
на каждом уроке по любому предмету.
Формирование у учащихся рефлексии.

Обучение самих учащихся ведению диалога включает следующие этапы:
Обучение детей постановке вопросов.
Обучение работе в парах, группах.
Обучение ведению групповой и
общеклассной дискуссии.

Содержательными компонентами деятельности учителя по организации учебного диалога с 1-го по 4-й класс являются:Организация усвоения детьми речеведческих

Слайд 12 На уроках по любому предмету возможны

несколько
типов организации учебной работы класса,
которые воспитывают у детей направленность не на восприятие учительских образцов, а на обнаружение ученической и учительской позиций.

Задания-ловушки, различающие понятийную и непонятийную логику ребёнка, провоцирующие формальный или натуральный ответ.

С выполнения этих заданий начинается собственно учебный контроль.

- Какое слово длиннее …


На уроках по любому предмету возможны несколько

Слайд 13В каком слове пишется суффикс –ёнок-?




а)

ут…нок

б) лягуш…нок

в) барсуч…нок


Подумай!

УМНИЦА!

Задания-ловушки, различающие ориентацию ребёнка на задачу и ориентацию на действие учителя.

Эти задания воспитывают привычку доверять себе и не считать всякое учительское слово истиной в последней инстанции.






В каком слове пишется суффикс –ёнок-?    а) ут…нокб) лягуш…нокв) барсуч…нокПодумай!УМНИЦА!Задания-ловушки, различающие ориентацию ребёнка на

Слайд 14 Задачи, не имеющие решения,

помогают и учителю, и детям отличать собственно ученическое поведение, ориентированное на логику задачи (в данном случае отказ от ее решения) от «школярской» исполнительности, ориентированной на буквальное понимание слов учителя: «Реши эту задачу».
В этом случае детям открывается ещё одна грань учебных отношений – небуквальное отношение к заданию.
Задачи, не имеющие решения,

Слайд 15
Найди слова, соответствующие модели:


2. торт
3. дети
4. лоси
Работаем в парах
1. ноты



Найди слова, соответствующие модели:2. торт3. дети4. лосиРаботаем в парах1. ноты

Слайд 16
Найди в группе слов то слово, которое имеет:
приставку, корень,

суффикс, окончание.


лесник
учебник
гористая
привычка

Работаем в группах

Найди в группе слов то слово, которое имеет: приставку, корень, суффикс, окончание.лесникучебникгористаяпривычкаРаботаем в группах

Слайд 17
Задачи с недостающими данными

При таком задании ученики должны не только

отказаться от исполнительских установок, но и задать вопрос учителю для выяснения недостающих данных - достроить саму возможность предстоящего взаимодействия. Для воспитания самой привычки, формы запроса у учителя применяются задания, переворачивающие привычный вопросно-ответный стиль работы класса. Это такие задания, при которых спрашивают дети, а отвечает учитель.

- Я задумал слово. Оно начинается на букву Н. Какой первый звук моего слова?

Задачи с недостающими данными При таком задании ученики должны не только отказаться от исполнительских установок, но и

Слайд 18

?
?


е
Такие ситуации, когда ребёнок сам
начинает искать то, чего он не

знает,
и без обращения к учителю пока не
может узнать, могут быть названы также ситуациями открытого незнания.
В недоопределенной задаче надо отвечать вопросом или утверждением: «На этот вопрос ответить невозможно!»

Знаками вопросов обозначены согласные звуки.
Задание: определите , мягкие согласные или твёрдые.

я



??еТакие ситуации, когда ребёнок сам начинает искать то, чего он не знает, и без обращения к учителю

Слайд 19На столе стоит стакан. - И.п.
Я вижу на столе стакан. -

В.п.

У меня нет коня. - Р.п.
Я купил коня. – В.п.

Разбор не результата работы, а хода взаимодействия - одно из правил организации групповой работы.

Многовариантность решения задач


3-й класс. Урок русского языка. (Работаем в группах)

Задание. Определите падеж имён существительных.
У моря, в беседке, с обручем, машину, стакан, коня.

На столе стоит стакан. - И.п.Я вижу на столе стакан. - В.п.У меня нет коня. - Р.п.Я

Слайд 20Таким образом, при организации учебного диалога в процессе обучения у учащихся

формируются следующие универсальные учебные действия: регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция и др.); познавательные (самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, произвольное и осознанное построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий, моделирование, анализ, синтез, выведение следствий, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство и др.); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, построение речевых высказываний и др.).

Таким образом, при организации учебного диалога в процессе обучения у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия: регулятивные

Слайд 21 Спасибо за внимание! Успехов вам, коллеги!

День Знаний

Спасибо за внимание!  Успехов вам, коллеги!День Знаний

Слайд 22

Использованная литература:

Журнал «Методист» №4, 2010 г.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
Песняева Н.А. Учебный диалог: Учебное пособие. М.: АПК и ППРО, 2008.
Иванов, СВ., Кузнецова, М. И. Русский язык. 2 класс: учебник. - М.: Вентана-Граф, 2009.-Ч. 1
Использованная литература: Журнал

Слайд 23Елисеева Е.В.,
учитель начальных классов
МБОУ гимназия им. И.Ш.
Муксинова г.

Янаул

Елисеева Е.В.,учитель начальных классов МБОУ гимназия им. И.Ш.  Муксинова г. Янаул

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть