МКОУ НОВОНИКОЛАЕВСКАЯ СОШ
учитель начальных классов
Кольмай Надежда Ивановна
2014 год
Презентация на тему Творческий отчёт.Тема:Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе., предмет презентации: Детские презентации. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 49 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
МКОУ НОВОНИКОЛАЕВСКАЯ СОШ
учитель начальных классов
Кольмай Надежда Ивановна
2014 год
ТемА:
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе.
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно.
А. Дистервег
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Что же такое УУД?
«В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
УУД- обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик
УУД - совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
УУД - умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию
УУД – это самоопределение, самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Важным условием формирования УУД является рефлексия учащихся своей деятельности и поведения.
Рефлексия – это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания и познания другого человека.
Рефлексировать можно:
способ работы в паре или группе;
действия учащихся;
отношения между ними.
Рефлексия содержания учебного материала
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
Словарная
работа
Фонети
ческий разбор
Изучение нового
материала
Работа в
группах
Изучение нового
материала
Методики коллективных учебных занятий
Стержнем коллективных учебных занятий является работа в парах сменного состава.
Методика взаимообмена заданиями
+
+
+
Учёт выполнения заданий по методике взаимообмена заданиями
Методика взаимотренажа
запиши буквы: строчные: а, у, н, г, т; заглавные: А, У, Н, К, Г, Т;
запиши слоги: на, та, ку, ле, су, мы;
запиши слова: корова, заяц, лиса, дуб;
подчеркни гласные буквы: корова, молоко, велосипед, ведро.
Методика взаимопроверки индивидуальных заданий
Методика взаимопроверки индивидуальных заданий предназначена для закрепления и повторения изученных тем. В отличие от тренировки, предметом проверки является не собственно ответ. А логика и содержание действий по решению задачи, вопроса. За счёт проговаривания ученик приходит к осознанию выполняемого им способа действия, а это лежит в основе формирования устойчивых навыков.
Состав слова Окончание
Прочитай.
Мальчик принёс домой кота. Все стали наблюдать за котом. А щенок решил повиснуть на коте.
Какое слово несколько раз употребляется в тексте? Сколько раз оно повторяется? Чем записи этого слова отличаются?
Выпиши все варианты его записи. Возьми в квадратик те буквы, которыми эти записи отличаются. Можно ли сказать, что это слово несколько раз меняет свою « одежду» - форму?
Попробуй по очереди эти формы вставить в предложение вместо точек. Около двери сидел …. Подходят ли они?
Как изменить слово, чтобы получилось предложение?
Запиши слово в нужной форме.
Пошла к (море), ловил (рыба), очистил от (кожура), большие (пушинки), (смелая) зверь, кормила своих ( птенцы), жила над (нора), (верный ) кошка.
Измени слово так, чтобы оно называло несколько предметов. Выдели окончания.
Однокоренные слова
1.Прочитай.
Вчера у нас были интересные дела. Мы изготовили поделки для малышей. Сегодня сделаем домик для птиц. Там поселятся деловые скворцы.
Сколько групп близких по смыслу слов можно найти? Выпиши их в отдельные столбики.
В каждой ли группе слов есть общая часть? Общую часть выдели знаком:
Одинаково ли значение слов, имеющих общую часть? Можно ли их назвать родственными?
Можно ли родственные слова назвать однокоренными?
Являются ли родственными эти слова? Докажи.
Рыбка, рыбак, рыбный (суп), рыбачил.
Каким общим словом их можно объяснить?
Запиши слова, выдели корень.
Состав слова
Спиши слова.
Поделки сад перелесок
дело пересадит лесник
деловой посадка лес
садовник лесной
цветы подарок осмотр
цветок дарят смотр
цветёт дары смотрит
цветник
В каждой группе родственных слов вначале выдели корень, затем окончание, а потом приставку и суффикс. В каждом столбике подчеркни слово, которым можно объяснить родственные.
Задания для взаимообмена.
№ 1
Найди родственные слова. Выдели корень.
1.Заплясать, пляска, танцор.
2.Мокрый, сырой, подмокнуть.
Противник, вражда, вражеский.
3.Тишина, затишье, шёпот.
Светлячок, лампочка, рассвет.
№ 2
Найди родственные слова. Выдели корень.
Труба, ноябрь, заморский, моряк, трубач, ноябрьский.
Смелый, стрелять, хлебушек, перестрелка, хлебница, смелость.
Столик, гордый, записка, гордимся, застолье, писатель.
№ 3
Выпиши родственные слова.
Рисовать, рисунок, рис, зарисовка.
Лев, левша, левый, налево.
Гусь, гусыня, гусиный, густой.
Слеза, слезла, слезинка, прослезился.
Летучий, летел, лето, перелететь.
№5
Измени слово и выдели окончание.
Картина, дом, счастливое, мычит.
Деревня, стол, осиновый, говорят.
Игрушка, пишет, ласковая, мяч.
№ 6
Подбери родственные слова, выдели корень и окончание, а затем суффикс.
Головка, домик, пригородный.
Травинка, беленький, ключик, дождинка.
Рыбка, ключик, приморский, рыженькая.
Задания для взаимопроверки.
№ 1
Выпиши только однокоренные слова. Каждую группу однокоренных слов пиши с новой строчки.
Рис, рисовая (каша), рисовать; летать, лето, лётчик; столовая, столбик, столб; смелый, храбрый, смельчак; носить, переносица, непереносимый.
Найти лишнее слово. Выпиши его. Докажи, что выписанное слово лишнее (устно).
Гореть, угорать, гора.
Горе, нагорный, гореть.
Пот, потолок, потливый.
Море, морщины, морской.
Боль, большой, больница.
Вода, водить, водник.
Начальная форма имени существительного
Прочитай, вставляя в предложения слово дятел.
Вот прилетел (кто?) … и сел прямо на ствол осины. (У кого?) У … в когтях шишка. Внизу валяются выклеванные (кем?) … шишки.
Спиши, изменяя окончание слова дятел по вопросам.
2.Докажи устно, что слово дятел является именем существительным.
Выпиши слово дятел с разными окончаниями по вопросам кто?, у кого?, кем?. Выдели окончания. Укажи число.
Образец: Кто? Дятел (ед. ч.)
Методика доводящих карточек
Доводящая карточка
Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой?, какое?, какие?, называются именами прилагательными.
Угадай предмет по перечисленным признакам:
Красная, спелая, вкусная, ароматная …
2. Перечисли признаки своего класса (по форме и размеру).
3.Какие признаки могут быть у предмета яблоко?
4.Выпиши слова, обозначающие признаки предметов.
Светлый, учить, чистое, весёлая, парта, сидеть, мягкие.
5. Задай вопросы к выписанным словам.
6. Выпиши слова, отвечающие на вопрос какой?.
Яркий класс, зелёный, синий, учить.
7.Выпиши слова, отвечающие на вопрос какая?
Светлая, читать, чистая, весёлая, парта.
8.Выпиши слова, отвечающие на вопрос какие?
Просторные, стол, мягкие, сидеть, быстрые.
9.Прочитай определение.
10. Как называются слова, обозначающие признаки предметов?
11. Что обозначают имена прилагательные?
12. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
13. Выпиши имена прилагательные.
Зелёная, парта, дом, голубое, деревянные, учить, светлое, ласковая.
14. Как определить, является ли слово именем прилагательным?
15. докажи, что выписанные слова – это имена прилагательные.
16. К словам подбери имена прилагательные и задай к ним вопрос:
…окна, …класс, …парта, … ягода, … яблоко.
17. Запиши три имени прилагательных и задай к ним вопрос.
18. Выполни упражнение в учебнике.
Синтаксис и пунктуация
связь слов в предложении
№1
Укажи стрелками связи слов в предложении.
1. В живом уголке появились новые обитатели.
2. В лесу громко закричала галкой какая – то птица.
№ 2
Укажи стрелками связи слов в предложении.
1.Буратино сел за стол, подвинул под себя ногу.
2. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал.
Задания для взаимопроверки.
Задания для взаимообмена.
№1
Запятые – опора для нахождения однородных членов предложения.
Цапли живут на озёрах, болотах.
Ласточки питаются комарами, мухами, мошками.
Порядок объяснения:
Что такое однородные члены предложения?
По каким опорам их можно найти? Один из способов – по запятым. Обычно однородные члены предложения разделяются( отделяются) запятыми.
Находим запятые, а потом однородные члены, которые они разделяют. Доказываем на основе определения, что эти слова – однородные члены предложения.
При чтении мы перечисляет однородные члены предложения: на месте запятых делаем паузы, то есть произносим с интонацией перечисления.
Проверка парных согласных в середине слова
з или с?
Ни…кий, поло…ка, гла…ки, блу…ка.
Сколь …кий, ма…ка, бли…ко, ле…ка, берё…ка, у…кий.
ре…кий, повя…ка, зама…ка, пово…ка, коля…ка, ска…ка.
Памятки и алгоритмы
Порядок работы в паре по методике обучающего словарного диктанта.
Прочитай напарнику первое слово из своей карточки в соответствии с нормами произношения.
Спроси, знакомо ли напарнику значение этого слова. Если нет – скажи, что оно обозначает.
Выслушай, как напарник произносит слово по слогам. Если слово произнесено неправильно, поправь напарника. Добивайся, чтобы он проговорил слово верно.
Проследи, как напарник записывает слова в тетрадь. Записывая, он должен проговаривать слово по слогам.
Теперь поменяйтесь ролями. Сейчас напарник диктует первое слово из своей карточки( по пунктам 2 – 4).
Вновь поменяйтесь ролями. Поочерёдно продиктуйте друг другу все слова из своих карточек (по пунктам1 – 4).
Поблагодарите друг друга за работу с смените напарника.
Порядок работы в паре по методике взаимообмена заданиями.
Прочитай напарнику задание из своей карточки.
Выполни в тетради напарника задание 1 из своей карточки, объясняя его решение.
проследи, как твой напарник выполняет задание 2 из твоей карточки.
Поменяйся ролями с напарником: пусть теперь он объясняет тебе задание своей карточки, работая по пунктам 1 – 3.
Поменяйся карточками с напарником. Проверьте друг у друга правильность выполнения задания 3.
Поменяйся тетрадями с напарником. Проверьте друг у друга правильность выполнения задания 3.
Поблагодарим напарника за работу. Возьми его карточку. Смени партнёра.
Порядок работы в паре по методике взаимотренажа.
Найди себе пару для работы.
Продиктуй ему первое задание из своей карточки, не говоря ответа. Проверь ответ напарника по своей карточке.
Если напарник ответил правильно, то продиктуй ему второе задание своей карточки, затем проверь правильность ответа.
Если напарник ответил неправильно, повтори ему задание снова.
Если напарник ошибается несколько раз. То скажи ему правильный
ответ. Перейди к следующему заданию.
4. Поменяйтесь с напарником ролями. Ответь поочерёдно на задания из карточки напарника.
5. Возьми карточку. Найди нового партнёра.
Порядок взаимодиктанта в паре.
Получи текст, прочитай его.
Найти напарника.
Продиктуй текст напарнику по предложениям.
Поменяйтесь ролями.
Совместно проверьте диктанты друг друга: сначала один, а потом другой. Подчеркните ошибки.
Сделайте устный анализ своих ошибок, исправь их.
Проведи письменный анализ своих ошибок, исправь их.
Напишите на полях, кто проверил. Поблагодарите друг друга за работу.
Найдите своего напарника.
Порядок письменного анализа ошибок.
Выпиши слово,в котором допущена ошибка.
Подчеркни одной чертой букву или буквосочетание, где сделана ошибка.
Определи место ошибки: в корне, в окончании, в приставке, в суффиксе.
Укажи способ проверки этой орфограммы.
Ор
Орфограмма в окончании
Орфограмма в приставке
Орфограмма в корне
Привести проверочное слово - однокоренное.
Если это невозможно, то указать, что необходимо обратиться к словарю
Указать часть речи и правило проверки окончания в этой части речи
Требуется запомнить, а в некоторых следует указать правило
Образец: Часы – час.
Подарок – бывает только приставка по.
Примерный порядок написания изложения в парах
Чтение текста.
1.1. Прочитайте текст, проговаривая слова так, как они написаны.
1.2. Объясните значения незнакомых слов.
1.3. расскажите друг другу, о чем говорится в тексте.
1.4. Прочитайте текст еще раз ( один – читает, другой слушает).
2. Смените напарников. Озаглавьте фрагмент текста.
2.1. Прочитайте часть.
2.2. Перескажите друг другу.
2.3 Выделите главную мысль.
2.4. Сформулируйте заголовок и запишите его в тетрадь.
2.5. смените напарников.
3. Восстановите содержание предыдущего абзаца( фрагмента)
и продолжайте работу над следующим абзацем по пунктам 2.1. – 2. 4.
Смените напарников.
4. Изложите фрагмент текста.
4.1. Прочитайте пункт плана.
4.2. Перескажите друг другу содержание абзаца.
4.3. Самостоятельно запишите часть текста.
4.4. проверьте друг у друга записанный фрагмент.
4.5. смените напарников.
4. Изложите фрагмент текста.
4.1. Прочитайте пункт плана.
4.2. Перескажите друг другу содержание абзаца.
4.3. Самостоятельно запишите часть текста.
4.4. проверьте друг у друга записанный фрагмент.
4.5. смените напарников.
5. Прочитайте друг другу то, что написано в предыдущей части, и продолжайте работу по пунктам 4.1. – 4.5.
Смените напарников.
6. Проверьте текс изложения.
Авторы: Асмолов Александр Григорьевич, Бурменская Галина Васильевна, Володарская Инна Андреевна
До цели четыре шага: планируйте
целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно.
Уильям Артур Уорд (американский писатель, педагог)
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть