Слайд 1Трудности школьников
при переходе в 5 класс и
пути их преодоления
Слайд 3 При переходе из начального звена
в среднее учителям, родителям, пятиклассникам предстоит пройти сложный период– им нужно привыкнуть, приспособиться к друг другу, другими словами адаптироваться.
Слайд 4нужно чётко знать и учитывать возрастные особенности пятиклассников:
Возраст учащихся 5-го класса
можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.
Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка.
Дети младшего школьного возраста отличаются повышенной впечатлительностью, подражательностью и внушаемостью, у них слабо развита самостоятельность.
Эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя. подростки вспыльчивы, резки, самоконтроль недостаточно развит. Подросток, как правило, не забывает обид взрослым.
Слайд 5 отслеживая успешность ПЯТИКЛАССНИКОВ, МОЖНО ЗАМЕТИТЬ:
Успеваемость у многих падает;
многие начинают
тяготиться учёбой, жалуются на трудность и усталость, неинтересность.
Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность.
Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки.
Слайд 6 факторы, ВЛИЯЮЩИЕ НА процесс адаптации
• Смена учителя.
В начальных классах
учитель – это вторая мама для детей. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей.
• ПОЯВЛЕНИЕ МНОЖЕСТВО РАЗНЫХ УЧИТЕЛЕЙ, со своими требованиями и привычками. Ребёнку приходится завоёвывать авторитет снова, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения.
• Возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, отстают.
Слайд 7Появление новых предметов. Возрастает объём работы. Если раньше ежедневно ученики готовились
к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5.
Новые требования. От пятиклассников требуется умение организовать свою работу на уроке, анализировать, делать выводы и обобщения, писать рефераты, работать с дополнительной литературой, а также владеть еще многими общеучебными умениями и навыками. Имеет место противоречивость требований разных педагогов: учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.
Слайд 8Отсутствие постоянного кабинета. Отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой
перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта.
Смена позиции. В начальной школе четвероклассники – старшие, и дети это ощущают на каждой перемене, во время проведения совместных праздников и мероприятий. Попав в старшую школу, пятиклассники становятся младшими и сразу чувствуют свою незащищенность.
Слайд 9Отсутствие контроля. Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он выполнял
функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает ему контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно что-то не сделать – в общей массе это может пройти незамеченным.
Слайд 10Пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у
каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Но если в начальной школе эти "шероховатости" сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком, то в пятом классе такого отслеживания не происходит. И не усвоив тему (и не подойдя самому сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки…
Слайд 11Если не учитывать этих факторов, не смягчать их определенным образом, то
процесс адаптации детей в 5 классе может стать более сложным и длительным.
Слайд 12Для этого необходимо:
Установить тесное сотрудничество с учителями – предметниками, педагогами дополнительного
образования.
Установить контакт с семьёй.
Содействовать реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка.
Создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классном коллективе.
Вовлекать учащихся в активную внеклассную деятельность.
Проводить диагностическую работу.