Презентация, доклад на тему ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Содержание

Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.         Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне,

Слайд 1ТРИЗ ( теория решения изобретательских задач)


ТРИЗ ( теория решения изобретательских задач)

Слайд 2 Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.
        Целью использования ТРИЗ – технологии является

развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие .


Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.         Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие

Слайд 3Метод мозгового штурма
Метод мозгового штурма (автором этого метода является Алекс Осборн)- (мозговой

штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Метод мозгового штурма Метод мозгового штурма (автором этого метода является Алекс Осборн)- (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming)

Слайд 4Метод каталога
Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников

творческому рассказыванию. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.
Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности.

Последовательность вопросов может быть следующей:
О ком сочиняем сказку?
Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?
С кем он дружил?
Кто им мешал? Каким образом?
Как добрый герой боролся со злом?
Чем всё закончилось?
Метод каталога Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Метод каталога был

Слайд 5Предполагаемый ход действия сказки:
1. Жил-был…
2. И был он какой?.
3. Умел делать

что?.
4. Делал он это, потому что…
5. Но в это время жила-была…
6. Она была…
7. Однажды между ними случилось…
8. Им помогла…
9. Сделала она это, чтобы… и т.д.


Предполагаемый ход действия сказки:1. Жил-был…2. И был он какой?.3. Умел делать что?.4. Делал он это, потому что…5.

Слайд 6Метод фокальных объектов
Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или

нескольких на другой.  Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . .  Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.       Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева .
Метод фокальных объектовМетод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.  Например, мяч. Какой

Слайд 7Метод системного анализа
Метод "Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе,

как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.       Например: Система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.       Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система). 

Метод системного анализа   Метод

Слайд 8 Метод морфологического анализа
В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для

развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.
Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича.

Метод морфологического анализа В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии,

Слайд 9 Возможные варианты характеристик объекта по выделенным критериям

Возраст
Место жительства
Средство передвижения
Стиль одежды
Характер


Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. Например, Иван-царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое.
Возможные варианты характеристик объекта по выделенным критериям ВозрастМесто жительстваСредство передвиженияСтиль одеждыХарактер    Чем больше

Слайд 10Метод золотой рыбки  
Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и

фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
Ситуация фантастическая. Рассмотрим, что в ней реального. Мог ли старик выйти на берег моря, забросить невод и вытащить рыбку? Мог. Это реальная составляющая. Мог ли старик вытащить золотую рыбку? Нереально - в море рыбки обычные. Рассмотрим, что в этой нереальной ситуации возможно. Бывают ли золотые рыбки? Бывают в аквариуме. Здесь нереальным является то, что аквариумная рыбка попала в море. Рассмотрим, что тут может быть реальным. Реально, что на каком-то судне разбился аквариум, стоявший на палубе, и рыбка из него попала в море. Но наша цель в том и заключается, чтобы перейти от сказочной, фантастической ситуации к реальной.

Метод золотой рыбки  Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных

Слайд 11 Моделирование маленькими человечками  
Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в

природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)       Игра "Кубики” (на гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких "человечков” дети составляют модели "Борща”, "Океана”, "Извержение вулкана” и т.д.

Моделирование маленькими человечками   Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и

Слайд 12 Метод проб и ошибок
Мышление методом проб и ошибок зарождается в раннем

детстве, когда ребенок начинает познавать мир: трогает руками, пробует, смотрит, слушает - накапливает образы и понятия, ищет связи между своими действиями и результатами этих действий. Затем, накопив некоторый опыт (на своих ошибках и победах) и знания, ребенок постепенно переходит от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к более сложным видам: абстрактно-понятийному и логическому. Тогда полнее начинает работать "здравый смысл" - толковый, рассудительный, трезвый, "взрослый".  Здравый смысл - это наша логичность, умение анализировать.

 Метод проб и ошибокМышление методом проб и ошибок зарождается в раннем детстве, когда ребенок начинает познавать мир:

Слайд 13Мышление по аналогии
Умозаключение по аналогии - это получение знаний о малоизученном

предмете путем переноса на него знаний о подобных ему предметах по каким-то существенным для данного рассмотрения признакам. Именно в таком понимании мы будем использовать термин умозаключение или мышление по аналогии.  Гром аналогичен пушечному выстрелу по громкому звуку. Свеча по главной функции аналогична лучине. Туман по физическим свойствам аналогичен облакам (туман - это те же облака, только на земле).  Мышление по аналогии - это использование старых решений в новых задачах, это использование нашего прошлого опыта или опыта других людей..

Мышление по аналогии Умозаключение по аналогии - это получение знаний о малоизученном предмете путем переноса на него

Слайд 14Типовые приемы фантазирования 
Приемы: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Для

лучшего понимания детьми фантастических преобразований названия приемов дают в виде имен Волшебников. Например: Пришел Волшебник Увеличения (или Уменьшения) и изменил размер объекта, его цвет. («Ты попал в Царство Деда Мороза», «Дед Тепла – каким ты его представляешь?») в занятии «Зимушка – хрустальная»; «Зеленый шар на столе, портрет нашей Земли». - Что было бы, если бы не было воды на планете Земля? Как улучшить жизнь на Земле? «Дни и сутки» - Что было бы, если бы весь год была ночь? Такие занятия проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения. 
ТРИЗ рекомендует проводить с детьми беседы на такие темы:
1)      исторические: как изобрели колесо, самолет, вилку, карандаш и пр.?
2)      на прогулках: кто мама ветра, кто его друзья, о чем шепчет ветер, о чем спорит ветер с солнцем?
3)      Прием эмпатии: что чувствует этот кустик? Испытывает ли боль дерево?

Типовые приемы фантазирования Приемы: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований названия

Слайд 15Как рассказать о ТРИЗ за 5 минут?
ВСЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОДНОЙ СКАЗКЕ
«Болтливая

старуха»
Сложная ситуация – с этого все начинается.
«Ситуация» — это расположение действующих лиц во времени и пространстве.

Как рассказать о ТРИЗ за 5 минут? ВСЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОДНОЙ СКАЗКЕ«Болтливая старуха»Сложная ситуация – с этого

Слайд 16 Проблема — обозначение состояния человека, когда есть потребность, нужда и не

видится возможностей, средств, способов ее удовлетворения.

Применение технологии в нештатной ситуации
Задача — обозначение преобразования, изменения, действия, необходимого для удовлетворения потребности, построения желаемого будущего.

Проблема — обозначение состояния человека, когда есть потребность, нужда и не видится возможностей, средств, способов ее

Слайд 17Административное противоречие
АП — административное противоречие, это иное название того, что в

обычном языке называют «проблема». Противоречие здесь между потребностью и возможностями: потребность есть, а возможностей либо нет, либо не видятся необученному человеку. Смысл введения АП как средства — выделение задачи, жизненно важной для человека.

Административное противоречиеАП — административное противоречие, это иное название того, что в обычном языке называют «проблема». Противоречие здесь

Слайд 18Техническое противоречие
ТП — техническое противоречие — сочетание позитивных и негативных последствий

при выборе способа действий, мешающих использованию данного способа действий. Смысл формулирования ТП — выделение возможных действий и возникающих нежелательных последствий для последующего разрешения с помощью приемов.

Техническое противоречиеТП — техническое противоречие — сочетание позитивных и негативных последствий при выборе способа действий, мешающих использованию

Слайд 19 Вслед за техническим противоречием формулируем  физическое противоречие


ФП — физическое противоречие это соединение

в одной формуле противоречивых требований к действию, к объекту, к свойствам объекта или субъекта.

Вслед за техническим противоречием формулируем  физическое противоречиеФП — физическое противоречие это соединение в одной формуле

Слайд 20Оперативная зона
Здесь можно ввести понятие «оперативная зона» — ОЗ — это

пространство и время, где и когда проявляется нежелательный эффект. ОЗ помогает сосредоточивать внимание, мышление именно там, где это нужно, не распыляясь.

Оперативная зонаЗдесь можно ввести понятие «оперативная зона» — ОЗ — это пространство и время, где и когда

Слайд 21Идеальный конечный результат
Важный момент: решение сложной первоначальной задачи требует периодического ее

уточнения, перехода к новым задачам.
Здесь старик мог бы сформулировать ИКР – идеальный конечный результат: пусть старуха выдает тайну и САМА себя опровергает.
Идеальный конечный результатВажный момент: решение сложной первоначальной задачи требует периодического ее уточнения, перехода к новым задачам.Здесь старик

Слайд 22
ИКР — важнейший инструмент ТРИЗ. Он помогает найти и выдержать направление

на предельное решение: малозатратное, эффективное. Формулируется по схеме: Объект САМ выполняет желательное действие.

ИКР — важнейший инструмент ТРИЗ. Он помогает найти и выдержать направление на предельное решение: малозатратное, эффективное. Формулируется

Слайд 23Приемы и ресурсы
Прием — это обобщенное указание на типовое преобразование, действие. Например: сделай

наоборот, или «объедини», или «раздели».
Ресурс — это возможности, существующие в человеке и вокруг человека, все то, что его окружает, в том числе воздух, пустота, отходы, все, что под руками.

Приемы и ресурсыПрием — это обобщенное указание на типовое преобразование, действие. Например: сделай наоборот, или «объедини», или «раздели».Ресурс —

Слайд 24Заключение
Конечно, это сказка. В реальности могло быть по-другому. Но мне важно

было показать вам ход возможного решения практической жизненной задачи с применением средств ТРИЗ.

ЗаключениеКонечно, это сказка. В реальности могло быть по-другому. Но мне важно было показать вам ход возможного решения

Слайд 25 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть