Слайд 1Терапевтические игры в работе с детьми *аутистами*.
Рубцовск, 2017год
Подготовил(а): педагог-психолог
Бабкина Н.Д.
Слайд 2В моменты, когда ребенок начинает вести себя неадекватно, взрослые должны отдавать
себе отчет в том, что он делает это отнюдь не специально, а лишь потому, что переживает в этот момент состояние острого дискомфорта.
Слайд 3Во время обострения думайте о ребенке, а не о правилах приличия,
и приложите все силы, чтобы помочь ему в этот нелегкий для него момент.
Слайд 4Помимо умения решать задачи развития ребенка педагог должен обладать навыками психотерапии.
Слайд 5Причины эмоциональной вспышки ребенка:
– Переживание острого дискомфорта.
Не следует без
острой необходимости насильно отрывать ребенка от занятия, которым он увлечен;
Слайд 6– Эмоциональное пресыщение. Ребенок пытается своими действиями дозировать поступающую извне эмоционально насыщенную информацию.
Следует немедленно остановиться и не настаивать на своих действиях;
Слайд 7– Ребенок своими действиями может пытаться повысить собственный эмоциональный фон, как бы «самостимулируется»,
приходя при этом в состояние крайнего возбуждения и теряя контроль над своим поведением.
Задача взрослого в этом случае – организовать игру, которая как бы объяснит странные действия ребенка, «легализует» его поведение;
Слайд 8– Ребенок выплескивает накопившиеся эмоции (чаще негативные), пытаясь таким образом избавиться от накопившегося напряжения.
Это – неосознанная защитная реакция со стороны ребенка.
И задача взрослого состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку справиться с этим состоянием, научить выходить из него, а не требовать от ребенка, чтобы он успокоился, порицать его за нехорошее поведение;
Слайд 9— Самый сложный случай — когда причину аффективной вспышки понять невозможно:
ребенок начинает вести себя странно вдруг, неожиданно, хотя секунду назад был совершенно спокоен.
Действуйте по ситуации: попробуйте переключить его, дав ему любимое ощущение (например, погладьте по спинке), либо запустите стереотип его любимой игры (предложите конструктор, деталями которого ребенок начнет выкладывать дорожки, либо достаньте пузырьки, начните переливать водичку, и скорее всего ребенок подключится к вашим действиям), тем самым гася вспышку.
Слайд 10
Цель терапевтических игр — помочь ребенку достичь состояния психического равновесия.
Слайд 11В ходе проведения терапевтической игры становится возможным:
– помочь ребенку снять накопившееся напряжение;
– сгладить
проявления подобных аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми;
– научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.
Слайд 12
Особенности терапевтических игр:
1. Терапевтическая игра не планируется заранее, проводится по мере необходимости.
2. В
терапевтической игре в роли ведущего выступает взрослый.
3. В терапевтической игре обязательно присутствует объект, на который направлены действия ребенка: это могут быть материалы – крупы, вата, вода и предметы – кубики, конструктор, газеты.
4. Проводить терапевтические игры следует в спокойной обстановке.
5. Для терапевтической игры характерен принцип повторяемости.
6. В ходе проведения терапевтической игры становится возможным выявление скрытых страхов ребенка.
Слайд 13Тактика действий взрослого при проведении терапевтических игр предполагает следующие пути:
Организация исполнения
желания ребенка.
Предложение ребенку более адекватного заменителя желаемого.
Переключение ребенка на стереотипную игру.
Проведение единой линии воспитания.
Слайд 14Правила проведения терапевтических игр:
Поддерживайте ребенка в моменты выражения им эмоций
и чувств.
Объясните ребенку его поведение путем эмоционального комментария.
Можно начинать предлагать ребенку новые, более социально адекватные способы проявления эмоций.
Нельзя допускать проявление агрессии по отношению к людям и игрушкам — прототипам людей (куклам, мишкам и т.п.).
Такие игры возникают спонтанно.
Становится возможным развитие сюжета игры, предложение новых вариантов развития сюжета.
Появится возможность постепенного введения контролирующих правил и запретов.
Слайд 15Терапевтические игры
Игры с крупами.
Слайд 17Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками.
Слайд 18Игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками,
коробками (перетягивание, подбрасывание, легкие удары).
Слайд 19Игры со старыми газетами или журналами.
Слайд 21Результаты терапевтических игр:
Ребенок может избавиться от негативных эмоций, постепенно его эмоциональный
фон нормализуется и в целом становится более положительным.
В ходе таких игр выходят на поверхность, тем самым проявляясь, глубинные эмоции, в том числе страхи.
Подтверждение правильности ваших действий — реакция ребенка: он нуждается в вашей помощи и благодарен за поддержку.
Слайд 22Литература:
Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского
аутизма: дис. … канд. психол. наук. – М., 2005.
Баенская, Е.Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми // Дефектология. – 2008. – № 4.
Либлинг М.М. Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения // Дефектология. – 2014. - № 3
Терапевтические игры (отрывок из книги Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком.) Источник http://www.autism.ru/autism.asp
Федосеева О. А. Игровая терапия при аутизме [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 146-149.