Презентация, доклад на тему Теоретические основы словарной работы в детском саду.

Содержание

План.1. Задачи и содержание словарной работы в детском саду.2. Принципы отбора содержания. Методические и дидактические принципы словарной работы с дошкольниками.3. Лексико-тематические циклы.Практическая часть. Тематические группы слов, изучаемые в детском саду.

Слайд 1 Презентация
Тема: Теоретические основы словарной работы в

детском саду.
ПрезентацияТема: Теоретические основы словарной работы в детском саду.

Слайд 2План.
1. Задачи и содержание словарной работы в детском саду.
2. Принципы отбора

содержания. Методические и дидактические принципы словарной работы с дошкольниками.
3. Лексико-тематические циклы.
Практическая часть. Тематические группы слов, изучаемые в детском саду.
План.1. Задачи и содержание словарной работы в детском саду.2. Принципы отбора содержания. Методические и дидактические принципы словарной

Слайд 3 Задачи и содержание словарной работы в детском саду.
1. Обогащение словаря

новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
2. Закрепление и уточнение словаря.
3. Активизация словаря.
4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).
Задачи и содержание словарной работы в детском саду.1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных

Слайд 4Р.И. Лалаевой выделены следующие направления развития словаря.
1) Расширение объема словаря.
2) Уточнение

значения слов.
3) Развитие структуры значения слова.
4) Формирование семантических полей и лексической системности.
5) Расширение связей между словами в лексиконе.
Р.И. Лалаевой выделены следующие направления развития словаря.1) Расширение объема словаря.2) Уточнение значения слов.3) Развитие структуры значения слова.4)

Слайд 5Содержание словарной работы в детском саду
Содержание словарной работы в дошкольном возрасте,

прежде всего, определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры - материальной, интеллектуальной, соционормативной.
Содержание словарной работы в детском садуСодержание словарной работы в дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что здесь

Слайд 6Бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды,

предметов туалета, пищи, помещений.
Природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных.
Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.).
Эмоционально-оценочную лексику.
Лексику, обозначающую время, пространство, количество.
Бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений.Природоведческий словарь: названия

Слайд 7Направления словарной работы в детском саду
- расширение словаря на основе ознакомления

с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;
- усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- выделение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Направления словарной работы в детском саду- расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и

Слайд 8Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с

окружающей жизнью, физической культуры, экологического и музыкального воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре и др.
Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического и

Слайд 9Принципы отбора содержания. Методические и дидактические принципы словарной работы с дошкольниками.
Словари-перечни

составляются на основе анализа содержания раздела, установления межпредметных и межтематических связей (Ю.С. Ляховская, Н.П. Савельева, А.П. Иваненко, В.И. Яшина, Н.П. Иванова).
Принципы отбора содержания. Методические и дидактические принципы словарной работы с дошкольниками.Словари-перечни составляются на основе анализа содержания раздела,

Слайд 10При отборе слов учитываются следующие критерии:
- коммуникативная целесообразность введения слова в

словарь детей;

- необходимость слова для усвоения содержания представлений, рекомендуемых программой детского сада;

- частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети;

- отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, т.е. по степени обобщения, трудности произношения, сложности грамматических форм;

- учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы;

- значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений;
- отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия).
При отборе слов учитываются следующие критерии:- коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей;- необходимость слова для усвоения

Слайд 11Принципы словарной работы
- единство развития словаря с развитием восприятия, представлений,

мышления;
- опора на активное и действенное познание окружающего мира;
- связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;
- использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;
- решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи;
- семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).
Принципы словарной работы - единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления;- опора на активное и действенное

Слайд 12Можно выделить две группы методов:
1. Методы накопления содержания детской речи (методы

ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря).
2. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Можно выделить две группы методов:1. Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения

Слайд 13Этапы работы по развитию словаря:
- обогащение знаний и словаря на основе

наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств и качеств;
- уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, перенос наименования на сходные предметы и их изображения, употребление слов в разных ситуациях общения;
- использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимических рядов слов, антонимов, на многозначные слова.
Этапы работы по развитию словаря:- обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования

Слайд 14Прежде всего все слова «по-крупному» систематизированы по частям речи:
имена существительные,

обозначающие предметы и явления;
имена прилагательные, обозначающие признаки предметов;
глаголы, обозначающие действия и состояния предметов;
наречия, обозначающие признаки действий;
имена числительные, обозначающие количество предметов или их порядок при счете;
служебные части речи (предлоги, союзы и пр.), служащие для связи между собой значимых слов.
Прежде всего все слова «по-крупному» систематизированы по частям речи: имена существительные, обозначающие предметы и явления; имена прилагательные,

Слайд 15Названия предметов и их классификация по тематическому принципу.
Имена существительные, обозначающие названия

предметов, принято подразделять на следующие тематические группы с еще более мелкими подгруппами внутри некоторых из них:
Названия предметов и их классификация по тематическому принципу.Имена существительные, обозначающие названия предметов, принято подразделять на следующие тематические

Слайд 16животные (домашние и дикие);
птицы (домашние и дикие);
насекомые;
рыбы;
деревья

(лиственные, хвойные);
цветы (полевые, лесные, садовые);
ягоды (лесные, садовые);
грибы;
овощи;
фрукты;
животные (домашние и дикие); птицы (домашние и дикие); насекомые; рыбы; деревья (лиственные, хвойные); цветы (полевые, лесные, садовые);

Слайд 17одежда (зимняя, летняя);
обувь (зимняя, летняя);
головные уборы;
мебель;
посуда (столовая,

чайная, кухонная);
транспорт (наземный, водный, воздушный, подземный, подводный);
игрушки;
явления природы;
времена года;
дни недели и т. д.
одежда (зимняя, летняя); обувь (зимняя, летняя); головные уборы; мебель; посуда (столовая, чайная, кухонная); транспорт (наземный, водный, воздушный,

Слайд 18Названия признаков предметов и их классификация по тематическому принципу.
Имена прилагательные (признаки

предметов) группируются:
по цвету (белый, зеленый и т.д.);
по вкусовым ощущениям (вкусный, сладкий, кисловатый);
по форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный;
по величине (большой, широкий, тонкий, длинный, высокий и пр.);
по температуре (горячий, теплый, холодный, прохладный и пр.;
по материалу (деревянный, железный, стеклянный, шерстяной и т.д.);
по фактуре (мягкий, твердый, гладкий, шероховатый);
по принадлежности (мамин, дедушкин, волчий, лисий).
Названия признаков предметов и их классификация по тематическому принципу.Имена прилагательные (признаки предметов) группируются:по цвету (белый, зеленый и

Слайд 19Названия действий и их классификация по тематическому принципу.
Глаголы (названия действий) можно

подразделить на такие тематические группы:
действия людей (работает, пишет, рисует, вяжет и т.д.);
способы передвижения животных, птиц и насекомых и некоторые их «действия» (бегает, ползает, плетет, вьет и т.д.);
звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми (лает, мяукает, мычит, воет, каркает, квакает, жужжит, пищит и т.д.);
явления природы (светает, смеркается, моросит, гремит, подмораживает и т.д.).
Названия действий и их классификация по тематическому принципу.Глаголы (названия действий) можно подразделить на такие тематические группы:действия людей

Слайд 20Названия признаков действий и их классификация по тематическому признаку.
Наречия (признаки действий)

классифицируются по следующим видам:
по месту совершения действия (где? куда? откуда - вверху, внизу; направо; слева и т.д.);
по времени совершения действия (когда - зимой, утром, вчера, завтра, рано и т.д.);
по образу (способу) совершения действия (как? каким образом? - быстро, ловко, неуклюже и т.д.);
по причине (цели) совершения действия (почему? с какой целью? - назло, нечаянно, нарочно, сгоряча и т.д.).
Названия признаков действий и их классификация по тематическому признаку.Наречия (признаки действий) классифицируются по следующим видам:по месту совершения

Слайд 21Систематизация слов по принципу смысловой близости и отдаленности.
Антонимы - это слова

с противоположным смысловым значением. Они могут принадлежать к разным частям речи:
к именам существительным (зима - лето, жара - холод);
к именам прилагательным (белый - черный, холодный - горячий);
к глаголам (приходить - уходить, опускать - поднимать);
к наречиям (далеко - близко, высоко - низко, хорошо - плохо.
Систематизация слов по принципу смысловой близости и отдаленности.Антонимы - это слова с противоположным смысловым значением. Они могут

Слайд 22Систематизация слов по принципу смысловой близости и отдаленности.
Синонимы - это слова,

имеющие общее смысловое значение и отличающиеся друг от друга лишь какими-то дополнительными смысловыми оттенками. Чаще всего эти слова не являются однокоренными.
Синонимов может быть несколько, поэтому они составляют синонимические ряды, включающие большее или меньшее количество слов. В каждом из таких рядов имеется основное, «стержневое» слово, которое как бы объединяет вокруг себя близкие по смыслу слова.
Систематизация слов по принципу смысловой близости и отдаленности.Синонимы - это слова, имеющие общее смысловое значение и отличающиеся

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть