Презентация, доклад на тему Тема: Психологическая готовность к обучению в школе. Трудности адаптации

Содержание

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей почти с первых дней жизни ребенка, а тем более шестилетних детей. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли

Слайд 1Составила
Маринина И.В.

Презентация «Психологическая готовность к обучению в школе. Трудности адаптации»

Составила Маринина И.В.Презентация   «Психологическая готовность к обучению в школе. Трудности адаптации»

Слайд 2Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей почти

с первых дней жизни ребенка, а тем более шестилетних детей. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?»
Готовность к школе   – очень актуальный вопрос для многих родителей почти с первых дней жизни

Слайд 3Практика показывает, что далеко не все дети по настоящему готовы посещать

школу.

Много исследований педагогов и психологов посвящены проблеме психологической готовности детей к обучению в школе - Л.С. Выготского, А. Анастази, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой, Е.Е. Кравцовой и т.д.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Практика показывает, что далеко не все дети по настоящему готовы посещать школу.Много исследований педагогов и психологов посвящены

Слайд 4Л.И. Божович делала основной упор на значение мотивационной сферы в формировании

личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:

широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».

Л.И. Божович делала основной упор на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций

Слайд 5умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
умение

ориентироваться на заданную систему требований;
умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Д.Б. Эльконин выделял необходимые предпосылки учебной деятельности:

умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;умение ориентироваться на заданную систему требований; умение

Слайд 6В исследованиях Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской мерой и показателем готовности

к школьному обучению выступило умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данное умение связывалось со способностью овладения общим способом действования в ситуации задачи.

В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

В исследованиях Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской мерой и показателем готовности к школьному обучению выступило умение ребенка

Слайд 7Предпосылки учебной деятельности, по данным А.П. Усовой, возникают только при специально

организованном обучении, иначе у детей наблюдается своеобразная «необучаемость», когда они не могут выполнить инструкцию взрослого, проконтролировать и оценить свою деятельность.
Исследование Е.О. Смирновой, посвященное коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению, дает интересное объяснение, почему именно к концу дошкольного возраста у детей появляется потребность в общении со взрослым на новом уровне. Коммуникативная готовность к школе рассматривается как результат определенного уровня развития общения со взрослым.
Предпосылки учебной деятельности, по данным А.П. Усовой, возникают только при специально организованном обучении, иначе у детей наблюдается

Слайд 8Структура психологической готовности к обучению в школе.
Психологическая готовность
Физическая готовность
Мотивационная готовность
Интеллектуальная готовность
Эмоционально

– волевая готовность

Коммуникативная готовность

Структура психологической готовности к обучению в школе.Психологическая готовностьФизическая готовностьМотивационная готовностьИнтеллектуальная готовностьЭмоционально – волевая готовностьКоммуникативная готовность

Слайд 9Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием.

Это состояние здоровья;
определенный

уровень зрелости организма ребенка;
необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций;
физическая работоспособность.

Физическая готовность:

Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Это состояние здоровья; определенный уровень зрелости организма ребенка; необходимый уровень

Слайд 10Мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому

делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов – общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям.

Мотивационная готовность

Мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний.

Слайд 11развитие познавательных интересов (интерес к новым знаниям и заинтересованность в самом

процессе познания за счет приложения дополнительных усилий);

развитие познавательной деятельности и психических процессов (сформированность сенсорных эталонов; в мышлении - умение постигать основные признаки и связи между явлениями, способность воспроизвести образец, высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематического мышления; в восприятии - умение планомерно обследовать предметы и явления и выделять их разнообразные свойства; логическое запоминание);

сформированность произвольности психических процессов;

развитие речи, сформированность умения связно, последовательно и понятно для окружающих описывать и объяснять явления и события, способность к пониманию и применению символов;

развитие тонких движений рук, зрительно-двигательных координаций.

Интеллектуальная готовность

развитие познавательных интересов (интерес к новым знаниям и заинтересованность в самом процессе познания за счет приложения дополнительных

Слайд 12Волевая готовность – умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и

осуществлять контроль путём сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий др. человека или в форме правила).
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

Эмоционально-волевая готовность

Волевая готовность – умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сопоставления с ним

Слайд 13проявляется в следовании социально приемлемым нормам поведения и общения с взрослыми

и сверстниками и предполагает сформированность двух форм общения:

внеситуативно-личностное общение ребенка с взрослым, формирующее у первого умение воспринимать последнего в роли «учителя» и занимать по отношению к нему позицию «ученика».

общение со сверстниками и специфические отношения с ними, которое предполагает развитие навыков делового общения друг с другом, умение успешно взаимодействовать и выполнять совместные учебные действия.

Коммуникативная готовность

проявляется в следовании социально приемлемым нормам поведения и общения с взрослыми и сверстниками и предполагает сформированность двух

Слайд 14Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько

этапов:

1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Школьная адаптация — процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению.

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:1) Первые 2-3 недели обучения получили

Слайд 15Выделяют 3 уровня адаптации.
Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе,

предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам), общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Выделяют 3 уровня адаптации.Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал

Слайд 16Причины дезадаптивного поведения:
Врожденные или приобретенные заболевания;
Нарушение одного или нескольких компонентов психологической

готовности;
Неблагоприятная семейная ситуация;
Неблагоприятно складывающиеся отношения с учителем;
Неблагоприятно складывающиеся отношения с одноклассниками и т.д.

Причины дезадаптивного поведения:Врожденные или приобретенные заболевания;Нарушение одного или нескольких компонентов психологической готовности;Неблагоприятная семейная ситуация;Неблагоприятно складывающиеся отношения с

Слайд 17Заключение
Много исследований педагогов и психологов посвящены проблеме психологической готовности детей

к обучению в школе.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Можно сказать, что за основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе.
С уровнем готовности ребенка к обучению теснейшим образом связана успешность его адаптации к школе, учителю, детскому коллективу.
Факторов такой успешности много. Это - физическое и психическое здоровье ребенка, его психологическое, социальное, материальное благополучие. И все это сводится к тому, какие взрослые окружают его с самого начала жизни, каковы их отношения в период дошкольного детства и с каким «посылом» повзрослевший малыш отправляется в школу, на встречу новой «взрослой» жизни.

Заключение Много исследований педагогов и психологов посвящены проблеме психологической готовности детей к обучению в школе.Во всех исследованиях,

Слайд 18Литература
1. Большой психологический словарь [Текст] / под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П.

Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак. – 2003. – 672 с.
2. Психологический словарь [Текст] / под редакцией П.С. Гуревича. – М.: Владос. – 2007. – 800 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, серия «Мастера психологии». – 2008. – 276 с.
4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] /Л.И, Божович. – М.: Академия. – 1990. – 289 с.
5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога [Текст] / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проспект. – 2000. – 312 с.
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.Ю Кулагина. – М.: ТЦ Сфера. – 2001. – 464 с.
7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Педагогика. – 1986. – 144 с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубиншьейн. – СПб.: Питер. – 2000. – 255 с.
9. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] / под редакцией Д.И. Фельдштейна. – Москва-Воронеж.: Педагогика, издание 2-е стереотипное. – 1991. – 416 с.
10. Российская педагогическая энциклопедия – http: // www.otrok.ru
Литература 1.	Большой психологический словарь [Текст] / под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак. – 2003.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть