Презентация, доклад на тему Тема: Методические приёмы обучения младших школьников решению задач

Содержание

Основным приемом обучения учащихся решению задач является проведение с ними фронтальной беседы, в большинстве случаев по однообразному плану. В практике обучения не используются способы проверки задачи, многие учителя считают, что тем больше решено

Слайд 1Тема: «Методические приёмы обучения младших школьников решению задач»

Тема: «Методические приёмы обучения младших школьников решению задач»

Слайд 2 Основным приемом обучения учащихся решению задач является проведение

с ними фронтальной беседы, в большинстве случаев по однообразному плану. В практике обучения не используются способы проверки задачи, многие учителя считают, что тем больше решено задач, тем учащиеся лучше научатся их решать. Для проверки этих выводов среди учителей начальных классов проведено анкетирование, целью которого было выявить наиболее используемые при обучении решению задач методические приемов и на основе этого сделать вывод о наиболее употребимых в работе методических приемов.
Основным приемом обучения учащихся решению задач является проведение с ними фронтальной беседы, в большинстве

Слайд 3АНКЕТА
Какие приемов обучения решению задач вы используете в своей работе

(отметьте знаком+)
1. Фронтальный разбор задачи от вопроса к данным;
2. Фронтальный разбор задачи от данных к вопросу;
3. Краткая запись;
4. Таблица;
5. Схема;
6. Дополнение данного условия вопросом;
7. Дополнение вопроса условием;
8. Решение задач с двумя вопросами в тексте;
9. Продолжение начатого решения;
10. Сравнение текстов двух задач;
11. Сравнение решения двух задач;
12. Изменение вопроса задачи;
13. Изменение одного из данных;
14. Изменение условия задачи;
15. Обсуждение готового решения;
16. Обсуждение выражений, составленных учителем по тексту задач;
17. Обсуждение неправильного решения;
18. Выбор правильного решения из 2-х, 3-х предложенных;
19. Решение задач с недостающими данными;
20. Решение задач с лишними данными;
21. Составление задач по рисунку;
22. Составление задач по решению;
23. Составление задач по таблице;
24. Преобразование простой задачи в составную изменением условия;
25. Преобразование простой задачи в составную изменением вопроса;
26. Составление из двух простых задач составной;
27. Проверка задач прикидкой;
28. Проверка решения задачи способом соотнесения полученного результата с одним из данных задачи
29. Проверка составлением и решением обратной задачи;
30. Решение задачи другим способом (если это возможно).
АНКЕТА Какие приемов обучения решению задач вы используете в своей работе (отметьте знаком+)	1. Фронтальный разбор задачи от

Слайд 4 При анализе ответов опрошенных учителей начальных

классов, имеющих стаж работы не менее одного года, выявлены следующие результаты: наиболее часто встречающимися, можно сказать, традиционными методическими приемами при работе над задачей являются:
1) фронтальный разбор задачи от вопроса к данным – 69,3%;
2) фронтальный разбор задачи от данных к вопросу – 59,4%;
3) составление и краткая запись задачи – 69%;
4) решение задачи другим способом (если это возможно) – 66%;
5) составление задачи по данному решению – 56%;
6) преобразование простой задачи в составную с изменением условия – 62%;
7) составление задачи по рисунку – 62%;
8) составление задачи по таблице – 62%;
Менее используемыми оказались приемы:
1) обсуждение готового решения – 52%;
2) таблица – 42%;
3) дополнение данного условия вопросом – 42%;
4) сравнение текстов 2-х задач – 46%;
5) сравнение решений 2-х задач – 46%;
6) изменение вопроса задачи – 46%;
7) обсуждение выражений, составленных учителем по тексту задачи – 42%;
8) обсуждение неправильного решения – 46%;
9) составление из 2-х простых задач составной – 42%;
И, наконец, самыми «непопулярными», мало используемыми в работе над задачей приемами являются:
1) схема – 33%;
2) дополнение вопроса условием – 36%;
3) продолжение начатого решение – 36%;
4) изменение одного из данных – 39%;
5) изменение условия задачи – 36%;
6) выбор правильного решения из 2-3 предложенных – 33%;
7) решение задачи с лишними данными – 19%;
8) преобразование простой задачи в составную изменением вопроса – 33%;
9) проверка решения задачи способом соотнесения полученного результата с одним из данных задачи – 26%;
10) проверка решения задачи прикидкой – 16%;
11) проверка составлением и решением обратной задачи – 36%.
При анализе ответов опрошенных учителей начальных классов, имеющих стаж работы не менее

Слайд 5 Задача учителя - приобретение опыта у учащихся в анализе

различных текстовых конструкций задач и формирование умения представлять их в виде схематических и символических моделей.
Задача учителя - приобретение опыта у учащихся в анализе различных текстовых конструкций задач и формирование

Слайд 6 Средством организации данной деятельности являются специальные обучающие задания,

включающие методические приёмы сравнения, выбора, преобразования, конструирования.
Средством организации данной деятельности являются специальные обучающие задания, включающие методические приёмы сравнения, выбора, преобразования,

Слайд 7ПРИЁМ СРАВНЕНИЯ ТЕКСТОВ ЗАДАЧ
Чем похожи тексты задач? Чем

отличаются? Какую задачу ты можешь решить? Какую не можешь? Почему?
а) На одном проводе сидели ласточки, а на другом – 7 воробьёв. Сколько всего сидело птиц на проводах?
б) На одном проводе сидело 9 ласточек, а на другом 7 воробьёв. Сколько всего сидело птиц на проводах?

Подумай! Будут ли эти тексты задачами?
а) На одной тарелке 3 огурца, а на другой – 4. Сколько помидоров на двух тарелках?
б) На клумбе росло 5 тюльпанов и 3 розы. Сколько тюльпанов росло на клумбе?

ПРИЁМ СРАВНЕНИЯ ТЕКСТОВ ЗАДАЧ   Чем похожи тексты задач? Чем отличаются? Какую задачу ты можешь решить?

Слайд 8ПРИЁМ СРАВНЕНИЯ ТЕКСТОВ ЗАДАЧ
Сравни тексты задач. Чем

они похожи? Чем отличаются? Верно ли утверждение, что решения этих задач будут одинаковыми?
а) Возле дома росло 7 яблонь и 3 вишни. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома?
б) Возле дома росло 7 яблонь, 3 вишни и 2 берёзы. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома?

Сравни тексты задач. Чем они похожи? Чем отличаются?
а) Из бочки взяли 10 вёдер воды. Сколько вёдер воды осталось в бочке?
б) В бочке 40 вёдер воды. Сколько вёдер воды осталось в бочке?

ПРИЁМ СРАВНЕНИЯ ТЕКСТОВ ЗАДАЧ    Сравни тексты задач. Чем они похожи? Чем отличаются? Верно ли

Слайд 9 В приведённых примерах использованы тексты задач:
с недостающими и лишними

данными;
с протеворечивым условием и вопросом;
с вопросом, в котором спрашивается о том, что уже известно.
В приведённых примерах использованы тексты задач:с недостающими и лишними данными;с протеворечивым условием и вопросом;с вопросом,

Слайд 10Выбор схемы
В портфеле 14 тетрадей. Из них 9

в клетку, остальные в линейку. Сколько тетрадей в линейку лежит в портфеле?
Маша нарисовала к задаче такую схему:
____14____________
9 ?
Миша такую:
______?____________
14 9
Кто из них невнимательно читал текст задачи?







Выбор схемы   В портфеле 14 тетрадей. Из них 9 в клетку, остальные в линейку. Сколько

Слайд 11Выбор вопросов
От проволоки длиной 15 дм отрезали сначала

2 дм, а потом ещё 4 дм. Подумай! На какие вопросы можно ответить, пользуясь этим условием?
Сколько всего дм проволоки отрезали?
На сколько дм меньше отрезали в первый раз, чем во второй?
На сколько дм проволока стала короче?
Сколько дм прволоки осталось?

Выбор вопросов   От проволоки длиной 15 дм отрезали сначала 2 дм, а потом ещё 4

Слайд 12Выбор выражений
На велогонках стартовало 70 спортсменов. На первом

этапе с трассы сошли 4 велосипедиста, на втором – 6. Сколько спортсменов пришло к финишу?
Выбери выражение, которое является решением задачи:
6 + 4 6 – 4 70 – 6
70 – 6 – 4 70 – 4 – 6 70 - 4

Выбор выражений   На велогонках стартовало 70 спортсменов. На первом этапе с трассы сошли 4 велосипедиста,

Слайд 13Выбор условия к данному вопросу
Подбери условия к данному

вопросу и реши задачу.
Сколько всего детей занимается в студии?
В студии 30 детей, из них 16 мальчиков.
В студии мальчики и девочки. Мальчиков на 7 меньше, чем девочек.
В студии 8 мальчиков и 20 девочек.
В студии 8 мальчиков, а девочек на 2 больше.
В студии занимаются 8 мальчиков, а девочек на 2 меньше.
Выбор условия к данному вопросу   Подбери условия к данному вопросу и реши задачу.

Слайд 14Выбор данных
На аэродроме было 75 самолётов. Сколько

самолётов осталось?
Выбери данные, которыми можно дополнить условие задачи, чтобы ответить на поставленный в ней вопрос.
Утром прилетело 10 самолётов, а вечером улетело 30.
Улетело на 20 самолётов больше, чем было.
Улетело 30 самолётов, а потом ещё 20.
Выбор данных    На аэродроме было 75 самолётов. Сколько самолётов осталось?    Выбери

Слайд 15Изменение текста задачи в соответствии с данным решением.
Подумай!

Что нужно изменить в тексте задач, чтобы выражение 9 – 6 было решением каждой?
На двух скамейках сидели 6 девочек. На одной из них 9. Сколько девочек сидело на второй скамейке?
В саду 9 кустов красной смородины, а кустов чёрной смородины на 6 больше. Сколько кустов чёрной смородины в саду?
В гараже 9 легковых машин 6 грузовых. Сколько всего машин в гараже?
Изменение текста задачи в соответствии с данным решением.   Подумай! Что нужно изменить в тексте задач,

Слайд 16Постановка вопроса, соответствующего данной схеме
Коля выше Пети на

20 см, а Петя выше Вовы на 7 см. Рассмотри схему и подумай, на какой вопрос можно ответить, пользуясь данным условием.

К. _____________20 см__

П. _____7 см_
В. ____



Постановка вопроса, соответствующего данной схеме   Коля выше Пети на 20 см, а Петя выше Вовы

Слайд 17Объяснение выражений, составленных по данному условию
Фермер отправил

в магазин 45 кг укропа, петрушки на 4 кг больше, чем укропа, и 19 кг сельдерея. Сколько всего кг зелени отправил фермер в магазин?
Что означают выражения, составленные по условию задачи:

45 – 19 45 + 19 45 + 4 45 - 4
Объяснение выражений, составленных по данному условию    Фермер отправил в магазин 45 кг укропа, петрушки

Слайд 18Выбор решения задачи
Курица легче зайца на 4

кг, а заяц легче собаки на 8 кг. На сколько собака тяжелее курицы? На сколько курица легче собаки?
Маша решила эту задачу так:
8 + 4 = 12 (кг)
А Миша – так:
8 – 4 = 4 (кг)
Кто из них прав?
Выбор решения задачи    Курица легче зайца на 4 кг, а заяц легче собаки на

Слайд 19КАРТОЧКА 1
а) Прочитай условие задачи:
В букете 3 красных розы, 4 белых

и 2 жёлтых.
б) Используя данное условие, запиши выражением ответ на каждый вопрос.
Сколько красных и жёлтых роз в букете? _________________
Сколько красных и белых роз в букете? __________________
Сколько белых и жёлтых роз в букете? ___________________
На сколько меньше красных роз, чем белых? ______________
На сколько больше красных роз, чем жёлтых? _____________
На сколько больше белых роз, чем жёлтых? _______________
На сколько меньше жёлтых роз, чем красных? _____________
Сколько всего роз в букете? _____________________________

КАРТОЧКА 1а) Прочитай условие задачи:В букете 3 красных розы, 4 белых и 2 жёлтых.б) Используя данное условие,

Слайд 20КАРТОЧКА 2
а) Рассмотри схему:

________20__________
_________________________ ?

1
б) Используя данную схему, вставь пропущенные в задаче слова и числа.
На одной стороне улицы … домов, а на другой … дом … . Сколько всего домов на улице?
в) Запиши решение задачи.


КАРТОЧКА 2а) Рассмотри схему:________20___________________________________    ?

Слайд 21КАРТОЧКА 3
а) Рассмотри схему:

12

8 ?
___________________________________

38
б) Используя схему, вставь пропущенные в тексте задачи слова и числа: В автобусе … мест. Детьми занято … мест. Взрослыми занято … мест. Сколько свободных мест в автобусе?
в) Закончи решение задачи разными способами:

1-й способ: 2 –й способ: 3-й способ:
1) 12 + 8 = 1) 36 – 12 = 1) 36 – 8 =
____________ ______________ _______________
____________ ______________ _______________
Ответ: Ответ: Ответ:
г) Используя условие данной задачи, ответь на вопросы:
Кого в автобусе больше – детей или взрослых – и на сколько?
На сколько свободных мест больше, чем мест, занятых детьми?
На сколько свободных мест больше, чем мест, занятых взрослыми?





КАРТОЧКА 3а) Рассмотри схему:    12

Слайд 22КАРТОЧКА 4
Вставь пропущенные в текстах задач числа, чтобы

выражение 7 – 5 являлось решением каждой задачи.
а) В вазе лежало … яблок и … груш. На сколько больше было яблок, чем груш?
б) В вазе лежало … яблок. Из них … красных, остальные зелёные. Сколько зелёных яблок в вазе?
в) В вазе лежало … яблок и … груш. За обедом съели все груши и … яблок. Сколько фруктов осталось в вазе?
КАРТОЧКА 4   Вставь пропущенные в текстах задач числа, чтобы выражение 7 – 5 являлось решением

Слайд 23КАРТОЧКА 5
а) Прочитай задачу.
Собака пробежала от колодца до

дома 40 метров, а потом в противоположном направлении пробежала 65 метров. На каком расстоянии от колодца находится собака?
б) Обозначь на схеме известные и неизвестные величины:

К. Д.
___________________________



в) Запиш решение задачи.






КАРТОЧКА 5а) Прочитай задачу.   Собака пробежала от колодца до дома 40 метров, а потом в

Слайд 24КАРТОЧКА 6
Вставь пропущенные в тексте числа и

слова, используя решение данной задачи:
30 + 12 = 42 (д.)
42 + 30 = 72 (д.)
Лесник посадил … дубков, а елей – на … . Сколько всего деревьев посадил лесник?
КАРТОЧКА 6    Вставь пропущенные в тексте числа и слова, используя решение данной задачи:30 +

Слайд 25КАРТОЧКА 7
а) Вставь пропущенные в задаче слова, чтобы она соответствовала схеме.

Ч.

___________
С. ______________2___
Б. ______________________7__

В хозяйстве у дедушки белые, серые и чёрные кролики. Чёрных кроликов на … , чем серых, и на … . Чем белых. На сколько больше белых кроликов, чем серых?

б) Запиши решение задачи.



КАРТОЧКА 7а) Вставь пропущенные в задаче слова, чтобы она соответствовала схеме.Ч.  ___________С.  ______________2___Б.  ______________________7__

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть