Презентация, доклад на тему Технология развития критического мышления.

Содержание

Карьера педагога в разрезе возрастного ценза20-30 лет – время быстрого обучения, борьбы и поисков признания;30-40 лет – время консолидации;40-50 лет – время переоценки;50-60 лет – время творческого управления.

Слайд 1Успех не приходит к тебе…
ты идешь к успеху.

М. Коллинз

ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА
УЧИТЕЛЬ НАЧ, КЛАССОВ
ТЕЛЬНОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Успех не приходит к тебе…ты идешь к успеху. 				   	   М. Коллинз

Слайд 2 Карьера педагога в разрезе возрастного ценза
20-30 лет – время быстрого обучения,

борьбы и поисков признания;

30-40 лет – время консолидации;

40-50 лет – время переоценки;

50-60 лет – время творческого управления.
Карьера педагога в разрезе 	возрастного ценза20-30 лет – время быстрого обучения, 			 борьбы и поисков признания;30-40 лет

Слайд 5Кто хочет достичь цели, должен знать её! Предлагаем! Технология развития критического мышления учащихся

А

к т у а л ь н о с т ь

Учащиеся должны научиться критически и продуктивно оценивать тот информационный поток, который буквально сдавливает их со всех сторон.

Чтобы хорошо управляться с информацией, необходимо овладеть практическими и определенными мыслительными навыками. Они и есть основа новой для многих технологии – развития критического мышления учащихся.
Кто хочет достичь цели, должен знать её! Предлагаем! Технология развития критического мышления учащихсяА к т у а

Слайд 6Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)
Во-первых – это мышление самостоятельное;
Во-вторых

– это мышление обобщенное;
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
В-четвертых – это мышление аргументированное;
В-пятых – критическое мышление есть мышление социальное.

Критическое мышление имеет  5 характеристик (Д. Клустер)Во-первых – это мышление самостоятельное;Во-вторых – это мышление обобщенное;В-третьих –

Слайд 7 КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Виды интеллектуальной деятельности,
которые нельзя назвать критическими
Запоминание
Понимание простых и сложный

идей

Творческое, интуитивное мышление
спортсмена, художника, музыканта

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕВиды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическимиЗапоминаниеПонимание простых и сложный идей Творческое, интуитивное мышление спортсмена, художника,

Слайд 8Основа ТРКМ –
трехфазная структура урока:

вызов
осмысление
рефлексия

Основа ТРКМ –трехфазная структура урока:вызовосмыслениерефлексия

Слайд 9Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)
Актуализировать имеющиеся у учащихся

знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Задачи фазы вызова  ( пробуждение интереса к предмету)Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи

Слайд 10Задачи фазы реализации смысла (осмысление материала во времени работы над ним)
Помочь

активно воспринимать изучаемый материал;

Помочь соотнести старые знания с новыми.
Задачи фазы реализации смысла (осмысление материала  во времени работы над ним)Помочь активно воспринимать изучаемый материал;Помочь соотнести

Слайд 11Задачи фазы рефлексии (обобщение материала, подведение итогов)
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

Помочь

самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Задачи фазы рефлексии (обобщение материала, подведение итогов)Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем

Слайд 15Предлагаем! Методические приемы. № 1. Разбивка на кластеры.
Кластер – опорный конспект.
Педагогическая стратегия, которая

помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии.
Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:

Напишите ключевое слово или предложение в середине листа (классной доски)

Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой

Устанавливайте те связи между вашими идеями, которые кажутся подходящими

Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум, пока они или время не закончатся

Предлагаем! Методические приемы. № 1. Разбивка на кластеры.Кластер – опорный конспект.Педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и

Слайд 17Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросов
Таблица «толстых» и «тонких»

вопросов


Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросовТаблица «толстых» и «тонких» вопросов

Слайд 19Ромашка Блума
Простой вопрос
Уточняющий вопрос
Оценочный вопрос
Творческий вопрос
Вопрос интерпретация
Практический вопрос
?

Ромашка БлумаПростой вопросУточняющий вопросОценочный вопросТворческий вопросВопрос интерпретацияПрактический вопрос?

Слайд 20Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т

ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»



Ромашка БлумаПростые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памятиУточняющие вопросы –

Слайд 21Сама ТЕМА - это «ствол дерева»

«Листочки» - это ПРОГНОЗ


«Веточки» - это

АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов





«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

Сама ТЕМА - это «ствол дерева»«Листочки» - это ПРОГНОЗ«Веточки» - это АРГУМЕНТЫ, обоснования

Слайд 23«Оценочное окно»
Сразу

могу применить


Совсем непонятно Хорошо понятно




Никогда не смогу применить
«Оценочное окно»         Сразу могу применитьСовсем непонятно

Слайд 26Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал»

Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал»

Слайд 28«Бортовые журналы»

«Бортовые журналы»

Слайд 30Инсерт (условные значки)

Инсерт  (условные значки)

Слайд 31Прием составления глоссария
Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки»;
Из списка слов

– каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов –глоссов;
При этом никто не знает о выборе другого игрока;
Создается выставка и все отгадывают рисунки друг друга;
После того как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его;
Можно составить словарь – глоссарий.
Прием составления глоссарияПроводится игра с интригующим названием «Таинственные значки»;Из списка слов – каждый из играющих выбирает одно

Слайд 37Анализ качества ЗУН по литературному чтению

Анализ качества ЗУН по литературному чтению

Слайд 38Анализ качества ЗУН по окружающему миру

Анализ качества ЗУН по окружающему миру

Слайд 39Предлагаем! Методические приемы. № 4. Взаимообучение
Дает возможность всем учащимся оказаться в роли учителя

и направлять остальных в работе над текстом.
Лучше всего применим в работе с информативным текстом.
Происходит в группах из 4 – 7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль «учителя» - роль, которая требует от них выполнения пяти определенных действий. Когда все прочитали абзац, «учитель» делает следующее:

1.
Суммирует
содержание
абзаца

2.
Придумывает
вопрос по тексту
и просит других
учащихся на
него ответить

3.
Растолковывает
то, что для других
осталось неясным

4.
Дает прогноз
возможного
содержания
следующего
абзаца


5.
Дает задание
на чтение
следующего
абзаца

Предлагаем! Методические приемы. № 4. ВзаимообучениеДает возможность всем учащимся оказаться в роли учителя и направлять остальных в

Слайд 40Предлагаем! Методические приемы № 5. Двойные дневники




С левой стороны
учащиеся записывают:


Какая часть

текста произвела
на них наибольшее впечатление;

Вызвала какие-то воспоминания
или ассоциации из жизни;

Озадачила;

Вызвала протест



С правой стороны учащиеся
должны дать комментарий:


Что заставило их записать
именно эту цитату;

Какие мысли она у них вызвала;

Какой вопрос возник в связи с ней



Предлагаем! Методические приемы № 5.  Двойные дневникиС левой стороны учащиеся записывают:Какая часть текста произвелана них наибольшее

Слайд 41Предлагаем! Методические приемы № 6. Техника проведения дискуссии
Роль учителя – критико-стимулирующая.
Существует 4

«шага» или приема, используемые учителем, чтобы дискуссия не «буксовала» и оставалась при этом в руках учеников:

Утверждения

Вопросы

Сигналы

Молчание

Предлагаем! Методические приемы № 6.  Техника проведения дискуссииРоль учителя – критико-стимулирующая.Существует 4 «шага» или приема, используемые

Слайд 42Предлагаем! Методические приемы № 7. Оставьте за мной последнее слово

Найти наиболее
интересные

отрывки
из текста

Выписать цитату

На обратной стороне
карточки записать
свой комментарий

Учитель вызывает
кого-то прочесть
выписанную цитату

Учитель приглашает
остальных учащихся
На неё отреагировать
или прокомментировать

Зачитывается
собственный комментарий.
Правило: «За ним последнее
слово». Продолжения
дискуссии не будет

Учитель вызывает
следующего учащегося
с его цитатой и круг
начинается сызнова








Предлагаем! Методические приемы № 7.  Оставьте за мной последнее словоНайти наиболее интересные отрывки из текстаВыписать цитатуНа

Слайд 43Предлагаем! Методические приемы. № 8. Сочинение, эссе и другие свободные письменные задания
После

чтения текста и общего обсуждения – 10-минутное сочинение. Правило: писать непрерывно, не останавливаясь, без остановки, на конкретную тему, совпадающую с темой предыдущего обсуждения или проработанного текста. Не перечитывать! Не исправлять!

В конце урока, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дать учителю почувствовать, что происходит в головах его учеников, применяется 5-минутное эссе. Конкретно учащихся просят выполнить следующие 2 задания:
? Написать, что они узнали по данной теме;
? Задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Проверив, можно использовать при планировании следующего урока!
Предлагаем! Методические приемы. № 8.  Сочинение, эссе и другие свободные письменные заданияПосле чтения текста и общего

Слайд 44Проведем рефлексию? Прием «перекрестная дискуссия»

Проведем рефлексию? Прием «перекрестная дискуссия»

Слайд 45ВМЕСТО ЭПИЛОГА…
Размышляйте над этим...
Только критически!

ВМЕСТО ЭПИЛОГА…Размышляйте над этим... Только критически!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть