Презентация, доклад на тему Технология развития фонематических процессов у дошкольников.

Содержание

Фонематические процессы фонематический слухфонематическое восприятие

Слайд 1Образовательная область по ФГОС дошкольного образования.
Технология развития фонематических процессов у дошкольников.


Образовательная область по ФГОС дошкольного образования.Технология развития фонематических процессов у дошкольников.

Слайд 2


Фонематические процессы



фонематический слух

фонематическое восприятие



Фонематические процессы фонематический слухфонематическое восприятие

Слайд 3 Фонематический слух
Л.С. Выготским был введен термин
«фонематический слух»

-способность различать звуки

родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (сон-нос)
-в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (бочка-почка, коза-коса, зайка-майка).

Фонематический слухЛ.С. Выготским был введен термин «фонематический слух»-способность различать звуки родного языка в потоке речи в

Слайд 4Фонематическое восприятие
Несколько позже Д.Б. Элькониным был введен термин

«фонематическое восприятие».
Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

• умение определять наличие или отсутствие звука в слове;
• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
• умение определять последовательность звуков в слове и их количество.


Фонематическое восприятие   Несколько позже Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие».   Ученый занимался

Слайд 5Психофизиологические основы фонематических процессов.
Уже в 1874 году Э. Вернике было

установлено, что в коре головного мозга в левом полушарии, на границе височной и теменной долей, имеется зона сенсорной речи. Закалывается эта зона на ранних стадиях развития плода, способность к восприятию звуков человеческой речи у плода формируется к 3 месяцам.
Далее развитие фонематических процессов происходит за счет усложнения структуры мозга, за счет увеличения количества отростков нервных клеток и образования множества связей между ними.
Психофизиологические основы фонематических процессов. Уже в 1874 году Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга

Слайд 6Способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) формируется постепенно.
2-4 недели

от момента рождения, ребёнок начинает реагировать на любые звуки.
7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. период дофонемного развития речи.
__________________________________________________
К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку слова (фонемы, входящие в его состав).
Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н. Гвоздев).
Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка
Способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) формируется постепенно. 2-4 недели от момента рождения, ребёнок начинает реагировать

Слайд 7Фонетика -
это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

Фонетика -это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

Слайд 8Звук-
это наименьшая фонетическая единица языка.

Звук-это наименьшая фонетическая единица языка.

Слайд 9Фонетика изучает звуки.

42 звука
=
6 гласных
+
36 согласных

Фонетика изучает звуки.42 звука=6 гласных+36 согласных

Слайд 13Понимание речи
-учить находить предметы, игрушки;

-учить по инструкции узнавать и показывать предметы и игрушки; -учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого; -учить понимать слова обобщающего значения; -учить детей показывать и выполнять действия.

Развитие подражательной деятельности

-учить называть родителей и родственников;
-учить называть имена кукол и друзей;
-учить подражанию: голосам животных, звукам окружающего мира, звукам музыкальных инструментов.

Развитие внимания, памяти, мышления

-учить запоминать 2-4 игрушки;
-учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили;
-учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2-3 игрушки)
-учить запоминать и проговаривать 2-3 слова;
-учить находить из ряда картинок находить лишнюю (шапка, панама, яблоко);
-учить находить предмет по его контурному изображению;
-учить узнавать предмет по одной его детали.

МЛАДШАЯ ГРУППА

Понимание речи-учить находить предметы, игрушки;

Слайд 15-учить различать речевые и неречевые звуки;
-учить определять источник звука;
-учить дифференцировать звуки,

далёкие и близкие по звучанию;
-вызывать отсутствующие звуки;
-учить детей отхлопывать предложенный ритмический рисунок;
-учить детей запоминать и проговаривать сочетание однородных слогов (па-па-па) с разным ударением, силой голоса и интонацией;
-учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых и разных согласных и гласных звуков (па-то-ку).

СРЕДНЯЯ ГРУППА

-учить различать речевые и неречевые звуки;-учить определять источник звука;-учить дифференцировать звуки, далёкие и близкие по звучанию;-вызывать отсутствующие

Слайд 16Узнай по звуку.
Играющие стоят спиной к ведущему, который

издает разные шумы: перелистывает книгу, рвёт или мнет лист бумаги, ударят разные предметы, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

Найди игрушку.

Поиск игрушки ориентируясь на громкость хлопков взрослого.

Игра: «Поломанный телефон».

Узнай по звуку.   Играющие стоят спиной к ведущему, который издает разные шумы: перелистывает книгу, рвёт

Слайд 17СТАРШАЯ ГРУППА
-учить различать на слух гласные и согласные звуки;
-учить детей выделять

первый гласный и согласные звуки, анализировать звуковые сочетания (ау, уа);
-учить выделять звук из ряда звуков, сог с заданным звуком из ряда других слогов;
-определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова;
-учить навыкам звукового анализа и синтеза.
СТАРШАЯ ГРУППА-учить различать на слух гласные и согласные звуки;-учить детей выделять первый гласный и согласные звуки, анализировать

Слайд 18ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
-развивать произвольное внимание и слуховую память;
-закреплять понятия «звук», «слог»;
-совершенствовать навыки

различения звуков:
речевых-неречевых, гласных-согласных;
-формировать навык анализа и синтеза слогов;
-формировать умение определять звук в начале, середине, конце слова.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА-развивать произвольное внимание и слуховую память;-закреплять понятия «звук», «слог»;-совершенствовать навыки различения звуков:  речевых-неречевых, гласных-согласных;-формировать навык

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть