Слайд 1Технология организации групповой работы
в начальной школе
Умение учиться – это новообразование, которое,
в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества
Г.А. Цукерман
Слайд 2Группа - это собрание людей, включённых в познавательно-координированную деятельность, сознательно или
бессознательно подчинённую общей цели.
Слайд 4Задачи групповой работы
1.
Активизация познавательной деятельности
2.
4.
3.
Развитие навыков самостоятельной учебной
деятельности
Развитие умений успешного
общения
Совершенствование межличностных
отношений в классе
Слайд 5Плюсы и минусы групповой работы
Плюсы
Повышается учебная и познавательная мотивация
Снижается уровень тревожности
учащихся
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе
Минусы
Групповой работе надо сначала научить
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
Слайд 7Варианты комплектования групп
Слайд 10 Этапы работы в парах ( в группах).
1.Определяем цель
2.Выбираем партнера.
3.Распределяем функции
4.Действуем
и взаимодействуем
5.Получаем и оцениваем результат
6.Делаем выводы. Рефлексия.
Виды групповой работы
Работа в парах
Слайд 11Правила работы в парах.
1. Слушай партнера внимательно.
2. Переспрашивай и уточняй, чтобы
быть уверенным, что ты правильно его понял.
3. Отмечай прежде всего положительное.
4. Уважай чужие ошибки; вежливо объясняй свое мнение.
5. Старайся работать без ошибок.
6. При затруднениях проси помощи у партнера и помогай сам, если он просит об этом.
7. Результатом работы пары (группы) является ваше общее мнение.
8. Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.
9. Поблагодари партнера за работу.
Слайд 12При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей:
1) каждый участник
занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя»;
2) ближайшая цель « ученика» и « учителя» – учить всему тому, что он знает сам;
3) деятельность каждого участника занятий имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает других;
4) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех;
5) каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей;
6) полное совпадение и единство коллективных и личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.
Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учению.
Слайд 13Работа в парах сменного состава осуществляется в следующем порядке:
1) один из
работающих в паре читает по предложениям текст, другой записывает;
2) следующий ученик (который перед этим писал) читает, а первый записывает;
3) ребята обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга;
4) далее учащиеся открывают карточки и по ним совместно проверяют второй раз записанный текст;
5) работа над ошибками.
После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические сочетания, обучают друг друга по своим карточкам.
Слайд 14Тема. Ударение
Кто быстро и правильно расставит в словах ударение?
1.Река, роща.
2.Столы, парта.
3.Индюк,
карась.
4.Лестница, комната.
1.Вода, море.
2.Пенал, доска.
3.Петух, баран.
4.Зеркало, вешалка.
Слайд 15Прочитайте слова друг другу по очереди. Послушайте, как эти слова произносит
одноклассник.
Магазин, километр, творог, звонит, туфля, инструмент, статуя, сантиметр, простыня, портфель, банты, шарфы.
Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произносите эти слова.
Спишите. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните ударный слог.
Слайд 16Тема. Звуки и буквы.
Прочитайте песенку Б.Заходера.
Было б очень-очень мило,
Очень Умная Сова,
Если
б ты нам объяснила
Эти умные слова:
Энциклопедия!
Трагикомедия!
Кувырколлегия!
Рододендрон!
Какие из выделенных «умных» слов настоящие, а какие ненастоящие? Как вы это определили? Найдите в толковом словаре значения настоящих слов.
Кто больше составит слов из букв ненастоящего слова? Запишите составленные слова.
Слайд 17Какие звуки в словах стоят не на своем месте?
«Чапнула чапля
Цёрные цернила.
Цёрная
чапля
Чиркулем цертила».
Слайд 18Тема. Алфавит.
1. Игра «Кто быстрее?»
Придумать названия животных или птиц на
разные буквы алфавита.
2. Отгадайте слово. Что оно обозначает?
Первая буква этого слова стоит в алфавите после буквы «эм», вторая – перед буквой «пэ», третья – после буквы «ю», четвёртая – перед буквой «вэ», пятая – между буквами «пэ» и «эс», шестая не обозначает звука.
Слайд 19Тема. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
1. Прочитайте. Когда
так говорят?
Язык заплетается. Бежать во все лопатки. Воробью по колено. Вставать с первыми петухами. Трещит как сорока. Считать ворон. Не бросай слов на ветер. Медведь на ухо наступил.
2. Спишите. Подчеркните в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить.
Слайд 20Тема. Непроизносимые согласные.
Выполните задание: один из вас читает слова, а другой
повторяет их. Какие буквы не обозначают звуков?
Честный, грустный, звёздный, поздний, солнце, вестник.
Честь, грусть, звезда, опоздать, солнышко, вести.
Слайд 21Работа с деформированным текстом.
Составьте предложения. Запишите.
Дремлет, камыш,
чуткий, тишина, кругом, за роща, полем, зеленеет, кузнечики, трещат, в траве.
Слайд 22Тема. Главные члены предложения.
Прочитайте.
Река весело катилась в горах. Утром
вода у берегов замерзала. Днём тонкий ледок таял. Скоро вся река покроется льдом.
Расскажите по очереди друг другу, как найти в предложениях подлежащее и сказуемое.
Спишите. Подчеркните главные члены предложений (грамматическую основу).
Слайд 23Мозговой
штурм
Виды групповой работы
Слайд 24Виды групповой работы
Игра основана на выполнении
различных заданий группой по цепочке.
Игра
«Продолжи»
Слайд 25Виды групповой работы
Охота
за сокровищами
Слайд 26Виды групповой работы
Снежный ком
Слайд 28Виды групповой работы
Прием
«Зигзаг»
Слайд 29Поведение учителя во время групповой работы
Слайд 30Принципы выбора заданий
для групповой работы
Слайд 31Критерии эффективности групповой работы
Слайд 32Учителю на заметку
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят
вместе работать
следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один
групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах
нельзя требовать в классе абсолютной тишины
нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе
Слайд 33Чего ещё не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую
работу?
Слайд 34Что почитать о групповой форме работы?
Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь.
- М.: Новая жизнь, 1994.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993.
Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа.- 1999, № 10
Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988
Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000