Слайд 1Технология моделирования и мнемотехника
Воспитатель
Филатова И.И.
Слайд 2Технология моделирования
Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях
формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.
Слайд 3Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную,
ассоциативную память
В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Слайд 4Виды моделей
1. Предметные. Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние
взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции (макет аквариума, Земли, природных зон «Север», «Лес»)
Слайд 52. Предметно-схематические модели. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и
связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определенной расцветки и фигура животного: если их цвета совпадают, то животное не видно).
Слайд 63. Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений.
Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
Слайд 7
Мнемотехника –один из видов графической модели.
Слайд 8 «Мнемотехника»
(«мнемоника») –
это техника запоминания.
Слайд 9о
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и
увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА— это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
Слайд 10Цель обучения мнемотехнике — развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно
психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Слайд 11Принцип мнемотехники
Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, стихов и
специальных карточек для запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Слайд 12Приемы мнемотехники
Ребенку показывают картинку, на которой изображено несколько ярких предметов, отличающихся
друг от друга по цвету, форме, размеру и другим характеристикам. Внимательно рассмотрев рисунок, малыш должен придумать рассказ о том, что на нем изображено, при этом делая акцент на отличительных чертах, имеющихся между различными объектами. Такой прием очень хорошо способствует развитию воображения у детей дошкольного и раннего школьного возраста.
Слайд 13Для развития памяти у дошкольников при помощи мнемотехники используются специальные таблицы
со стихами, на которых каждой строчке стихотворения соответствует свое изображение.
Слайд 14Тренировка логического мышления может проводиться различными способами. В частности, ребенку можно
предложить разобрать карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, по парам или стопкам.
Слайд 15
Мнемотехника помогает развивать:
• зрительную и слуховую память
• зрительное и слуховое внимание
•
воображение
• восприятие
• развивает кругозор
• развивает все стороны речи
Слайд 16Мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.
Слайд 17I этап: РАБОТА С МНЕМОКВАДРАТАМИ
Происходит знакомство с символами.
Детям предлагаются картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
Слайд 18II этап: РАБОТА С МНЕМОДОРОЖКАМИ
На этом этапе дети учатся «читать» простые схемы
из 2 – 4 символов.
Слайд 19
III этап: Работа с мнемотаблицами.
Слайд 20Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
Мнемотаблицы являются дидактическим
материалом.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
• для ознакомления детей с окружающим миром
• при заучивании стихов
• при пересказах художественной литературы
• при обучении составлению рассказов
• при отгадывании и загадывании загадок
• для обогащения словарного запаса
• при обучении составу числа
• при воспитании культурно-гигиенических навыков
• при воспитании навыков самообслуживания
• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Слайд 21«Прежде всего следует тщательно упражнять память у детей, потому что упражнения
памяти оказывают большое влияние не только на ученость, но и на все дела практической жизни, потому что память о прошедшем делает нас умнее для будущего»
(Плутарх)