Слайд 1
Краткие сведения по детской литературе о Михаиле Михайловиче Пришвине
Слайд 2Михаил Михайлович Пришвин
1873-1954
Русский советский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов,
произведений для детей.
Был одним из певцов природы, завещавших детям любить ее, познавать ее тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать.
Слайд 3 М. М. Пришвин родился 23 января 1873 года в селе
Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии, неподалеку от Ельца.
Дом, в котором родился М.М. Пришвин.
Слайд 5
«Родился я в том самом уезде, про который много писал Бунин,
мой земляк, - Елецком уезде Орловской губернии. Родители мои, отец - коренного купеческого рода из города Ельца, а такая весьма странная фамилия Пришвин происходит от слова пришва - часть ткацкого станка. Верно, думаю, деды мои были токари или торговали этими пришвами.
Отец мой хозяйство вел в небольшом имении, доставшемся ему по разделу в селе Хрущеве, был человек жизнерадостный, увлекался лошадьми, садоводством, цветоводством, охотой, поигрывал в карты, проиграл имение и оставил его матери заложенным по двойной закладной, да и нас пятеро: мне было восемь лет, когда он скончался ...
Мать моя была тоже коренного староверческого купеческого рода Игнатовых из Белева Вот она-то, могучая женщина, оставшись вдовой в 35-40 лет, и вывела нас всех в люди, и, замечательная хозяйка, выкупила имение ...»
Слайд 6
Учился в сельской школе, потом в Елецкой гимназии Липецкой губернии
.
В гимназии успехами не блистал — за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и в этом классе должен был очередной раз быть оставлен на второй год, но из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым — будущим известным философом — был из гимназии отчислен "за дерзость учителю«.
Заканчивать обучение пришлось в Тюменском Александровском училище (1893 год), куда будущий писатель переехал под крыло своего дяди купца И. И. Игнатова. Сдав экстерном экзамены за гимназический курс, он поступил в Рижский политехнический институт на химико-агрономическое отделение и стал агрономом.
Миша Пришвин 8 лет
Слайд 7М.М.Пришвин -автор книг «В краю непуганых птиц», «Женьшень», «Лесная капель», «Осударева
дорога», «Кладовая солнца», «Корабельная чаща», «Кащеева цепь» и др.
Слайд 8В этом рассказе возникают темы, которым Пришвин будет привержен всю свою
творческую жизнь: единство неповторимо прекрасной и таинственной природы и взаимозависимость природы и человека.
Первый рассказ писателя – «Сашок» - был напечатан в детском журнале «Родник» (1906. - № 11-12), когда автору исполнилось уже 33 года.
Слайд 9
Увлекшись фольклором и этнографией, много путешествовал. Впечатлениями от европейского Севера (Олонец,
Карелия, Норвегия) продиктованы первые книги Пришвина – путевые записи-очерки «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908), которые помогли их автору оказаться в центре литературной жизни.
«В краю непуганых птиц» «За волшебным колобком»
Слайд 10Особенности личности таланта Пришвина – оптимизм, вера в человеческие возможности, в
добрые начала, естественно заложенные в каждом, поэтичном восприятии мира. Все это способствовало тому, чтобы начать писать для детей. Хрестоматийным детским рассказом стала, например, завершающая глава его книги о художественном творчестве «Журавлиная родина» (1929) – «Ребята и утята»
Слайд 11Пришвин считал, что отделять детскую литературу от взрослой непреодолимой преградой не
следует. Он вкладывал в произведения для детей полную меру знаний об окружающей жизни и природе, при этом стремясь к увлекательности и поэтичности изображения. «Открыть в поэзии дверь для знаний и соединить одно с другим» – вот его задача.
Детские рассказы Пришвин создавал на протяжении всей своей творческой жизни. Впоследствии они были объедены в несколько циклов: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин валенок».
Слайд 12Детские его рассказы направлены на то, чтобы раскрыть чудеса обычной жизни,
показать необыкновенное в необыкновенном.
Писатель верил в исцеляющую, обогащающую тайную силу природы и стремился приобщить к ней своего маленького читателя. В тех рассказах, где действуют и дети, это стремление выражено более открыто, так как там затрагивается моральная проблематика, поведение детей в мире природы.
Слайд 13Мысль, что душа ребенка живет и во взрослом человеке, не оставляла
Пришвина никогда. Он считал, что величайшее достижение человеческих усилий – ребенок, воспитанный в сознании взаимосвязи с великим целым – природой, в убеждении, что он всегда должен быть на ее стороне, защищать и оберегать ее.
«Мне думается, - говорил Пришвин, - что каждый писатель, пишущий для детей, должен прежде всего представить себя ребенком, т.е. возвратится мысленно в собственное детство. Для меня мои частые встречи с природой – это именно возвращение в свое детство, и в рассказах для детей я пробую смотреть глазами ребенка».
Слайд 141 класс
Образовательная система «Начальная школа XXI века»: Учебник – хрестоматия «Лисичкин
хлеб» (Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.)
«Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова»: Литературное чтение «Золотой луг» (Свиридова В.Ю.)
«Образовательная система Школа России»: Азбука «Предмайское утро», «Глоток молока» (Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А.)
Тексты школьных программ:
Слайд 152 класс
«Образовательная система Начальная школа XXI века»: Родная речь «Ребята и
утята» (Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.)
«Образовательная система Перспективная начальная школа»: Литературное чтение (1 часть) «Осеннее утро» (Чуракова Н.А.)
«Образовательная система Начальная школа XXI века»: Литературное чтение «Как поссорились кошка с собакой», «Золотой луг», «Ребята и утята» (Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.)
«Образовательная система Перспективная начальная школа»: Литературное чтение (2 часть) «Разговор деревьев» (Чуракова Н.А.)
Слайд 163 класс
«Образовательная система Школа России» Родная речь ( 2 часть) «Моя
родина» «Выскочка» (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г)
4 класс
«Образовательная система Школа России»: Литературное чтение (2 часть) «Выскочка» (Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А.)
Слайд 17Михаил Михайлович Пришвин сказка – быль «Кладовая солнца»
Написана в 1945 году,
получила первую премию, одно из лучших произведений литературы для детей.
Слайд 18Главными героями являются осиротевшие в войну дети Митраша и Настя.
Слайд 19Описание Митраши: был моложе сестры на два года. Мальчик был упрямый
и сильный. «Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх». трудолюбивый как отец; сильный; задиристый; добрый.
Мастерство Митраши
Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. <…> он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами.
Бочонок
Шайка
Лохань
Слайд 20Опасный путь «Мужичка-в-мешочке»
«Довольно широкая болотная тропа
расходилась вилкой».
Из-за упрямства пошёл по
слабенькой
тропе
Оказался на Блудовом болоте
Если бы не Травка, то погиб бы в болоте
Встретился с волком Серым Помещиком, застрелил его
Слайд 21Описание Насти: Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом,
веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, только носик один был чистенький и глядел вверх; золотая Курочка; работящая как мать; умная, добрая.
Трудолюбие Насти
Как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она своё любимое стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед, хлопотала по хозяйству до ночи.
Слайд 22 Трудные испытания Золотой Курочки
Благоразумие Насти столкнулось с
упрямством Митраши
Решила доказать брату свою правду
Увлёкшись сбором ягод, забыла и о брате, и о себе
На палестинке «передвигает за собой большую корзину, вся мокрая и грязная». Лось не боится её, не видя в ней человека
Очнулась, когда увидела шипевшую на пне змею. Ей представилось, будто она вышла из шкуры змеиной. Лось, «узнав в ней человека, прыгнул из осинника». Вспомнила о Митраше
Услышала близкий выстрел и закричала. Митраша ответил ей. Настя «вмиг к нему прибежала»
Слайд 23Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо
всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: «бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.
Слайд 24«Кладовая Солнца»
Всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего, торфа,
есть кладовая солнца. Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его как наследство другим растениям…Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достаётся человеку от солнца в наследство.
Слайд 25Солнце - это добро, тепло, жизнь…
Солнце дарит всему живому материнское тепло,
жизнь.
Любовь, тепло, свет и добро дают жизнь, преобразуют её.
Солнце всем равно служит.
«Всё прекрасное на земле от солнца, а всё хорошее - от человека».
М.М. Пришвин
Слайд 26Самое трудное победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом
себе, в своей душе, чтобы жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.
Слайд 27Художественные средства изобразительности
Олицетворение: «деревья (сосна и ель) выли и стонали», «боролись»,
«злой ветер», «впивались сухими сучьями», «насквозь прокололи».
Антитеза: «одичавшая собака выла от тоски по человеку», а «Волк от неизбывной злобы к нему»).
Сравнение: могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы.
Эпитеты: великое солнце, могучие стволы соснового бора, жалкие елочки.
Метафора: загорелся огненным цветком, раскинутый лирой хвост.
Говорящими названия: Блудово болото, Лежачий камень, Звонкая борина, Косач-токовик.
Слайд 28Таким образом, можно сказать, что Пришвин в своем произведении дает точное
описание состояния природы, умеет подметить малейшие движения и состояния и помогают ему в этом различные виды тропов. Язык Пришвина- язык народный, точный и образный в одно и то же время язык, который мог сложиться лишь в тесном общении русского человека с природой, в труде, в великой простоте, мудрости и спокойствии народного характера.
Слайд 29Природа сочувствует, переживает, помогает человеку. У каждого зверька, птицы свои повадки,
характер, облик, голос. Пришвин с любовью рисует их, не идеализируя, не сближая со сказочным представлением о каждом из них. Иногда какое-нибудь животное напоминает героев, служит для разъяснения их состояния или черт характера.
Слайд 30М.М. Пришвин открыл миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и
светлой поэзии, вряд ли он сделал бы это, оставаясь агрономом. Природа требует пристального глаза и напряженной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго мира» природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой.
Слайд 31«Я, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях
и думаю».
М.М. Пришвин
Слайд 32Список литературы
1) Детская литература И. Н. Арзамасцева., С. А. Николаева.
2) Пришвин
М.М. Кладовая солнца. – Минск,1980.
3) http://img-fotki.yandex.ru/get/3102/yjubycr-5.1/0_1d15d_df0b42bf_XL а - срослись)
4) http://www.stfond.ru/images/load/Image/12212210813377.jpg 8.
5) http://www.realwood.ru/files/produkt/lipa/lipa_shaika.jpg
6) http://www.bgtourportal.com/images/upload/bekas.jpg
7) http://www.piterhunt.ru/pages/animals/pticy/di4/kulik/9.jpg
8) http://www.mad-love.ru/mod/zoo/imgs/1676-cover.jpg