Слайд 1СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Слайд 2Общение -
Процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит
обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности;
Одно из необходимых всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
Слайд 3На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в
педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми.
Слайд 4Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность
обучаемого.
Педагогическое общение — целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
Слайд 5Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического
обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
Слайд 6Общение учителя с учениками занимает ведущее место в их взаимодействии.
Учитель
не сможет добиться значимых успехов в обучении, воспитании и развитии учащегося, если не сумеет расположить его к себе, установить с ним доверительные отношения.
Через общение учитель организует поведение и деятельность учащихся, оценивает их работу и поступки, вызывает соответствующие переживания по поводу поступков.
Слайд 7Педагогическое общение обязательно предусматривает решение педагогических задач, направленных на развитие и
воспитание учащихся, то есть это навыки и приемы содержанием которых является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений.
Слайд 8Что же такое стиль педагогического общения, в чем его своеобразие, как
он формируется?
Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент.
Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов.
Слайд 9В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые
и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания.
Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.
Слайд 10На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть
максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе.
Слайд 11Все вышесказанное требует от учителя умения одновременно решать две проблемы:
1.конструировать
особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с учащимися, т. е. стиль общения;
2.конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия.
Слайд 12Стили общения
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога
и обучающихся.
Слайд 13В стиле общения находят выражение:
- особенности коммуникативных возможностей учителя;
- сложившийся характер
взаимоотношений педагога и воспитанников;
- творческая индивидуальность педагога;
- особенности ученического коллектива.
Слайд 14Исторические сведения
Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году
немецким психологом Куртом Левином
Слайд 15В наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на
основных.
Слайд 16Авторитарный стиль
Характерна тенденция на жесткое управление и все объемлющий
контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.
Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д.
Слайд 17Попустительский стиль
Главной особенностью является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с
себя ответственности за происходящее.
Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных.
Наблюдается наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество обучения.
Слайд 18Демократический стиль
При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то,что группа принимает
активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.
В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление.
Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
Слайд 19Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью
В основе этого стиля —
единство высокого профессионализма педагога и его этических установок.
Увлеченность совместным с учащимися творческим поиском — результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.
Слайд 20Размышляя о вариантах взаимоотношений воспитателя с детьми, А.С.Макаренко отмечал
«Во всяком случае,
никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми»
Слайд 21Общение-дистанция
Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть
его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция.
Слайд 22Общение – устрашение
Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие
учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
Слайд 23В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное
и субъектно-субъектное
Слайд 24Субъектно-объектные отношения.
В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог,
а в роли объекта — воспитанник (ребенок).
Педагога как субъекта педагогической деятельности характеризуют целеполагание, активность, педагогическое самосознание, адекватность самооценки и уровня притязаний и т. д. В этой ситуации ребенок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом
Слайд 25Субъектно-субъектные отношения
содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого
начала, умения конструктивно решать конфликты.
Активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания, отбираются нужные способы, апробируются разнообразные умения.