Презентация, доклад на тему Средства формирования речи у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

…как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возрастатеатрализованные игры

Слайд 1МБДОУ № 8
«Теремок»
Средства формирования выразительности речи у детей

старшего дошкольного возраста

Презентацию подготовила

Учитель-логопед Головкина Э.И.

МБДОУ № 8  «Теремок» Средства формирования выразительности речи у детей  старшего дошкольного возраста Презентацию подготовила

Слайд 2
…как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
театрализованные игры


…как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возрастатеатрализованные игры

Слайд 3 Средства выразительности речи»
Цель:

Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством:
а) театрализованных игр;
б) интонации;
в) диалогической и монологической речи;
г) дидактических игр;
д) фольклора;
е) развития связной речи.
Средства выразительности речи»Цель: Формирование выразительности речи у детей старшего

Слайд 4 Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:
Просодика – сложный комплекс

элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций
Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками: Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп,

Слайд 5 Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:
Интенсивность произнесения – степень

усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков,
особенно гласных.
Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками: Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа

Слайд 6 Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:
Мелодика речи –

совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.
С помощью специальных средств мелодика членит речь на отдельные фразы.
показывает также тип высказывания утвердительные, вопросительные, восклицательные, незавершённые и некоторые др. типы высказываний: «Вы были в театре», «Вы были в театре?», «Вы были в театре!», «Вы были в театре, когда я пришёл»).

Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:  Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного

Слайд 7 Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:
Ритм речи –

упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием
Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:  Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава

Слайд 8 Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:
Темп речи – скорость

протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой
напряженности.
Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками: Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение

Слайд 9 Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:
Тембр голоса – окраска,

качество звука.
Он вырабатывается с целью выразить в голосе только те эмоции и краски, которые имеют прямое отношение к данной речевой задаче.
Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками: Тембр голоса – окраска, качество звука. Он вырабатывается с целью

Слайд 10 Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:
Логическое ударение –

интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.
Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:  Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в

Слайд 11 Понимание грамматических форм
Покажи, чем девочка ловит бабочку.
Кого ловит девочка?
Кто ловит бабочку?

Понимание грамматических формПокажи, чем девочка ловит бабочку.Кого ловит девочка?Кто

Слайд 12
Выразительность речи позволяет старшему дошкольнику ярче проявить себя в разных

видах деятельности, и прежде всего, в игровой и художественной. Выразительность характеризует не только уровень формирования детской речи, но и особенности личности старшего дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность и так далее.

В театрализованных играх:

Выразительность речи позволяет старшему дошкольнику ярче проявить себя в разных видах деятельности, и прежде всего, в

Слайд 13

Театрализованные игры:
ЭТО:

Театрализованные игры: ЭТО:

Слайд 14Развитие связной монологической речи у дошкольников

Развитие связной монологической речи у дошкольников

Слайд 15 Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.

Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (события во времени и в движении), рассуждение (установление причинно-следственных связей).
Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.     Связность речи включает

Слайд 16 Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.
Описание –

это образец монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета.

Описание – констатирующая речь, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо признаков предмета.

Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний помогает сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях этих текстов. .
Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.Описание – это образец монологического сообщения в виде

Слайд 17 Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.
Повествование –

это особый тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях предметов.
Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картинке или по серии сюжетных картинок. Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.
Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.Повествование – это особый тип речи со значением

Слайд 18 Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.
Рассуждение –

модель монологического сообщения с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на полное или сокращенное умозаключение. Рассуждение ведется с целью достижения выводов: научных, обобщенных или бытовых.

Особенно важно развитие у дошкольников умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.
Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.Рассуждение – модель монологического сообщения с обобщенным причинно-следственным

Слайд 19 Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.
Всякое

связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков.
Выделяются такие основные признаки:
целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли);
структурное оформление (начало, середина, конец);
связность (логические связи между предложениями и частями монолога);
объем высказывания;
плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).
Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь. Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков.

Слайд 20 Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.
Работа

по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

рассказыванию картинок
использование сказкотерапии.





Сказка о Веселых Язычках

Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь. Работа по развитию диалогической речи направлена на

Слайд 21 Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.
Составить и

нарисовать письмо в картинках… Мишка не может его прочитать.
Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.Составить и нарисовать письмо в картинках… Мишка не

Слайд 23Дидактические игры
…как эффективный метод формирования речи.

Дидактические игры …как эффективный метод формирования речи.

Слайд 24Дидактические игры
…как эффективный метод формирования речи.

Большинство детей обладают необходимыми знаниями и навыками, имеют представление об окружающей жизни, владеют звуковой культурой, навыками звукового анализа слов. У них хорошо развит фонематический слух, они умеют отвечать на вопросы, рассказывать, пересказывать. Хорошо рисуют, умеют сочетать гамму различных тонов красок. Хорошо поют, легко и ритмично двигаются в плясках. Для детей подготовительной группы представляют интерес такие игры, в которых требуется не простое сличение изображений и название их, а классификация предметов по менее заметным признакам, необходимость делать и умозаключение.


Дидактические игры …как эффективный метод формирования речи.      Большинство детей обладают необходимыми знаниями

Слайд 25Дидактические игры
…как эффективный метод формирования речи.

Дидактические игры можно классифицировать по нескольким признакам:
по функционально-целевому назначению: диагностические, ролевые, контрольные;
по времени проведения: большие, средние и мини-игры;


Дидактические игры …как эффективный метод формирования речи.      Дидактические игры можно классифицировать по

Слайд 26Дидактические игры
…как эффективный метод формирования речи.
практике дошкольного воспитания существует следующая

классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные.







Дидактические игры …как эффективный метод формирования речи.практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: а) с игрушками

Слайд 27Дидактические игры
…как эффективный
метод формирования речи.
"Звуковые" игры ("Кто внимательнее?" -

на выделение и определение звука, "Кто больше?" - на составление слова с изученным звуком и так далее) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх типа "Доскажите словечко" малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх "Том - Тим" (или "Камень-Вата") дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. Можно провести игру "Перекличка", предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.

Дидактические игры …как эффективный метод формирования речи.

Слайд 28Дидактические игры
…как эффективный
метод формирования речи.
Стихотворная форма словарного материала (веселые

стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку.
Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну две скороговорки.

Дидактические игры …как эффективный метод формирования речи.Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах

Слайд 29Дидактические игры
…как эффективный
метод формирования речи.
Результаты диагностики речевой деятельности детей

старшего дошкольного возраста можно занести в таблицу
Дидактические игры …как эффективный метод формирования речи.Результаты диагностики речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста можно занести в

Слайд 30 Влияние малых фольклорных жанров на развитие образной речи детей старшего дошкольного

возраста

малый фольклорный жанр


Слайд 31 Влияние малых фольклорных жанров на

развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста

Фольклор – совокупность различных видов, форм массового словесного художественного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа.
Пословицы
Поговорки
Загадки

Влияние малых фольклорных жанров на           развитие

Слайд 32 Влияние малых фольклорных жанров на

развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста

Музыкальный фольклор:
Колыбельные песни;
Пестушки – это пестовать, нянчить, растить; ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках;

Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками;

Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Влияние малых фольклорных жанров на           развитие

Слайд 33речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста призвана обеспечить:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО

РАЗВИТИЮ РЕЧИ

• взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей воспитанников, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
• интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
развитие художественно-образного и логического мышления воспитанников, воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения культуры человека;
развитие речи воспитанников, формировать у детей сознательное, в меру их возраста, возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию.

речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста призвана обеспечить:ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ  • взаимосвязь изучения

Слайд 34ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Песочные игры
Уже доказано, что

именно дети, которые активно играли в детстве в песке, вырастают, как правило, уверенными и успешными взрослыми. Песочные игры оказывают гораздо больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление),
Речь и моторика;
Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;
Песок, как и вода, способен "заземлять" отрицательную энергию.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Песочные игры Уже доказано, что именно дети, которые активно играли в

Слайд 35ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Песочные игры
Упражнение «Чувствительные ладошки».


Положите ладони на песок.
Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?
Погладьте песок между ладоней.
Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.
Вы заметили, что сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий. А смешанный с водой песок становится более тёмным и начинает приобретать качества земли. Ему можно придать форму.






ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Песочные игры Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его

Слайд 36Песочные игры
Упражнения «Ручеёк течёт»
Льём воду из лейки тонкой струйкой. «Дождик

моросит» - увлажняем песок пульверизаторами.
Выполняя эти упражнения с детьми, мы проговариваем потешки, стихи о воде и дожде. Вода, как и песок, имеет свойство успокаивать, снимать агрессию. Поэтому её применение в песочных играх целесообразно.
На мокром песке можно рисовать, например, лица, обучая ребёнка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.






ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Песочные игрыУпражнения «Ручеёк течёт» Льём воду из лейки тонкой струйкой. «Дождик моросит» - увлажняем песок пульверизаторами. Выполняя

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть