Слайд 1« Способы оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»
Презентацию
подготовила:
Андросова Т.Н.
Слайд 2Основная задача ФГОС
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования,
становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества
Слайд 3РЕЗУЛЬТАТ
формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий
Слайд 4Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик.
Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности?
Особенность курса «ОРКСЭ»
Слайд 5С одной стороны, безотметочная система имеет массу плюсов:
освобождает учителя от
излишней назидательности;
развивает у детей самостоятельность, ответственность, навыки самооценки;
снимает боязнь неправильного ответа и получения плохой отметки.
С другой стороны, имеет один, но существенный минус: наблюдается снижение мотивации учащихся.
Оценивание производит учитель и ученик. Существенно увеличивается роль самооценки и взаимооценки. Результаты оценивания учитель заносит себе в тетрадь, а ученик – в лист оценивания в своей тетради.Главная проблема заключается в выработке инструментария для оценивания достижений учащихся в ходе усвоения курса ОРКСЭ.
Слайд 6Оценка -есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения.
Слайд 7Основные требования к системе оценивания и контроля
установить, что знают и понимают
учащиеся о мире, в котором живут;
дать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения,
отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования,
обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей,
отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Слайд 8Принципы оценивания
1) комплексность
2) содержательность и позитивность
3) определённость
4) открытость
5) объективность
6)диагностичность
7) технологичность
Слайд 9Правила оценивания
1-е правило. Что контролировать и оценивать?
2-е правило. Кто оценивает?
3-е правило. Как оценивать?
4-е правило. Где фиксировать результаты?
5-е правило. Когда ставить отметку?
6-е правило. По какой шкале оценивать? (Необходимый уровень . Программный уровень . максимальный уровень )
Слайд 10
Альтернативой отметочной может стать
бальная система оценки достижений учащихся
в ходе изучения курса ОРКСЭ
Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу, по которой будут начисляться баллы, и количество баллов, свидетельствующее об успешном усвоении как отдельных тем, так и курса в целом.
На первом занятии в тетрадь ученика вклеивается лист оценивания по курсу ОРКСЭ. Число строк в таблице равно количеству занятий.
Слайд 11Результаты
личностные
метапредметные
предметные
Слайд 12Методы
Педагогическое наблюдение
Самооценка учащихся по результатам урока
мозговой штурм
работа по методу TASC
концептуальные карты и таблицы (которые помогают организовать и систематизировать материал),
расстановка приоритетов
составление логической последовательности
Слайд 13Формы контроля и возможные варианты его проведения:
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный
опрос, домашняя работа(поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль;
Фронтальный контроль;
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа.
Слайд 15На разных этапах урока
учитель и одноклассники оценивают работу
ученика, который данные заносит в таблицу. В конце каждого урока ученик может увидеть и оценить степень личного участия в изучении темы, что, в свою очередь, мотивирует школьника, способствует развитию познавательной активности. К тому же бальная система понятна и родителям, и ученикам, и учителю.
Самооценка деятельности учащихся на уроке осуществляется через заполнение листов самооценки, которые раздаются в начале года или в начале изучения новой темы. Примеров таких листов достаточно много.
Предлагаю один из образцов листа самооценки учащихся . Он прост в обращении, понятен четвероклассникам, наглядно показывает учителю уровень участия каждого ученика в уроке.
Базовые критерии достаточно просты:
я хорошо выполнил свою работу на уроке;
я мог выполнить работу значительно лучше;
я плохо работал на уроке.
В конце каждого урока ученики оценивают свою работу и вносят результат в таблицу.
Слайд 17Образовательные результаты учащихся
Слайд 18Образовательные результаты учащихся
Слайд 19Образовательные результаты учащихся
Слайд 20Творческие проекты
Изучение курса завершается работой над творческим проектом. Проекты могут быть
индивидуальными и групповыми. Учитель не ограничивает в выборе тем: каждый ученик должен выбрать то, что по-настоящему будет ему интересно.
Главным этапом в проектной деятельности является защита проекта, которая может проходить в форме праздника, конференции или в рабочей обстановке, на уроке.
Традиционно оценивает работу над проектом учитель, используя критерии и показатели подготовки, результатов и презентации проекта.
Можно предложить ученикам оценить работу своих одноклассников, существенно упростив критерии оценивания.
Слайд 21Защита проектов
Дружба
Добро и зло
Слайд 22Критерии и показатели оценки проекта для ученика
Слайд 23Педагогическое наблюдение
Проследить динамику развития личностных качеств ученика позволяет педагогическое наблюдение. Данный
метод позволяет фиксировать и оценивать разные аспекты формирования социальных навыков. Аспекты для наблюдения учитель формулирует сам в зависимости от целей наблюдения.
Слайд 24Итак,
правильно организованная система оценивания результатов и средств контроля на уроках ОРКСЭ,
позволит оценить уровень знаний и результаты развития личностных качеств каждого ученика. Важно помнить, что система оценивания должна быть ориентирована на успех, содействовать повышению мотивации учеников, становлению и развитию самооценки.
Слайд 25СРЕДСТВА И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОРКСЭ НАПРАВЛЕНЫ НА ПОЛУЧЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ
учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования;
родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка;
учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся.