Презентация, доклад на тему СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

Содержание

Содержание1. Психология - как наука2. Сущность метода наблюдения3. Требования к методу наблюдения4. Виды и разновидности метода наблюдения5. Достоинства и недостатки метода наблюдения

Слайд 1СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

Слайд 2Содержание

1. Психология - как наука
2. Сущность метода наблюдения
3. Требования к методу

наблюдения
4. Виды и разновидности метода наблюдения
5. Достоинства и недостатки метода наблюдения
Содержание1. Психология - как наука2. Сущность метода наблюдения3. Требования к методу наблюдения4. Виды и разновидности метода наблюдения5.

Слайд 3Психология (psychology) – наука, изучающая психику и сознание человека, а также

его поведение. Психология оперирует такими основными понятиями, как память, рациональное и иррациональное мышление, интеллект, обучение, личность, восприятие и эмоции, а также занимается изучением их связи с поведением человека.

Цель психологии как науки — это дать ответ на вопрос, почему тот или иной человек ведет себя в той или иной ситуации, так, а не иначе, и что можно сделать, чтобы изменить поведение этого человека или свое отношение к тому, что он делает или не делает.

Психология (psychology) – наука, изучающая психику и сознание человека, а также его поведение. Психология оперирует такими основными

Слайд 4Каким же образом психология добывает факты и устанавливает закономерности? Для изучения

психических процессов и психологических особенностей личности, различных видов деятельности психология применяет определенные методы (приемы, способы) исследования.

Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении. При этом изучаются развитие и изменение психики в истории животного мира, в истории человечества, при возрастных особенностях, под влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды, вследствие заболеваний.

Каким же образом психология добывает факты и устанавливает закономерности? Для изучения психических процессов и психологических особенностей личности,

Слайд 5.
Психология выдвигает к методам исследования психических явлений определенные требования:

Психические явления нужно

изучать в их развитии, взаимосвязи и взаимозависимости;
- Метод психологического исследования должно быть адекватным предметом исследования, раскрывать существенные, а не случайные, второстепенные особенности исследуемого психологического процесса, состояния или свойства.
.Психология выдвигает к методам исследования психических явлений определенные требования:Психические явления нужно изучать в их развитии, взаимосвязи и

Слайд 6.
.
Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение

и эксперимент. На их различия указывал И. П. Павлов еще в 1899 г.: "... наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет".
Основным и наиболее распространенным методом психологии является метод наблюдения.

Разумеется, психику непосредственно наблюдать нельзя. Только в деятельности, в действиях и поступках в широком смысле слова (когда и воздержание от определенного действия психологически рассматривается как своеобразное действие, своеобразный поступок) выражается личность человека, его психика.

..  Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. На их различия

Слайд 7Наблюдение – это целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие психических явлений с

целью их изучения в определённых условиях.

А наблюдение за детьми в их естественном окружении - дома, в группе, на участке детского сада - один из методов, полезность которого доказана практикой.

Наблюдение – это целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Слайд 8 И так метод наблюдения предполагает познание индивидуальных

особенностей психики человека через изучение его поведения. Иначе говоря, по объективным, внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, речи, внешнему облику) психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), о психическом состоянии дошкольника, о чертах его личности, темперамента, характера. Характерная особенность метода наблюдения та, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях.
Таким образом, и изучение дошкольников производится не в отрыве от учебно-воспитательной работы, а в процессе ее.

В основе наблюдений за детьми - уважение к уникальности и целостности личности ребёнка, понимание и принятие его индиви­дуальных особенностей, признание за ним права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам.

И так метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его

Слайд 9При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:





1. Предварительно

намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения. 2. Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления. 3. Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими. 4. Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности - систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.
При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования: 1. Предварительно намечать программу наблюдения с выделением

Слайд 10Научное наблюдение отличается следующими признаками:

*Наблюдение должно быть направлено на социально-существенные

области.
*Наблюдение должно проводиться организованно и систематизировано. *Наблюдение требует максимально широкого сбора сведений.
*Результаты научного наблюдения должны четко фиксироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению.
*Наблюдение и обработка его результатов требует от наблюдателя объективности.
Научное наблюдение отличается следующими признаками: *Наблюдение должно быть направлено на социально-существенные области. *Наблюдение должно проводиться организованно и

Слайд 11Предметом наблюдения выступают:
Поведение
Характер поведения наблюдаемых лиц, объективизация их материальной и духовной

деятельности могут исследованы во взаимодействии со специфическими факторами окружающей среды.
Предметом наблюдения выступают:ПоведениеХарактер поведения наблюдаемых лиц, объективизация их материальной и духовной деятельности могут исследованы во взаимодействии со

Слайд 12Эмоциональная cфера
вербальная и невербальная активность
прочие аспекты психического развития
Предметом наблюдения выступают:

Эмоциональная cферавербальная и невербальная активностьпрочие аспекты психического развитияПредметом наблюдения выступают:

Слайд 13.
Виды наблюдений

.Виды наблюдений

Слайд 17Характерные особенности некоторых видов наблюдения

Характерные особенности некоторых видов наблюдения

Слайд 18Достоинства и недостатки метода наблюдения
Достоинства
Богатство собираемых сведений;

Сохранена естественность условий деятельности;



Допустимое использование разнообразных технических средств;

Необязательное получение предварительного согласия испытуемых.

Недостатки

Субъективно (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя);

Невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажения;

Вследствие пассивности наблюдателя требуются значительные затраты времени.

Достоинства и недостатки метода наблюденияДостоинстваБогатство собираемых сведений; Сохранена естественность условий деятельности; Допустимое использование разнообразных технических средств; Необязательное

Слайд 19Важно помнить о том, что при ведении наблюдения:
• ценится и процесс,

и результат;

• сбор и запись информации производится в разнообраз­ных ситуациях и в различных контекстах;

• важно сосредоточиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах;

• согласованные результаты вносятся в шкалы наблюдений с приведением подтверждающих фактов;

• анализ поведения детей является основой для принимаемых педагогических решений.

Важно помнить о том, что при ведении наблюдения:• ценится и процесс, и результат;• сбор и запись информации

Слайд 20
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение,

1980.—352 с, ил.

Свирская Л.В.. Методика ведения педагогических наблюдений.- С-24 Пб.: Образовательные проекты; М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010

Готтсданкер Ф. Основы психологического эксперимен­та: Учеб. пособие; Пер. с англ.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 464 с.
Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и пла­нирование. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2001.-320 с
. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 128 с.
Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учебник для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2002. -381с.
Интернет ресурсы

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил. Свирская Л.В.. Методика

Слайд 21СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть