Слайд 1 Руснак
Олеся Валерьевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №67»
Образование среднее
специальное педагогическое
Стаж работы в должности 16 лет
Квалификационная категория первая
г Нижний Новгород
2017г
Слайд 2Тема
Создание условий для социализации детей
среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем.
Слайд 3Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Научно-исследовательские условия
Изучение работ психологов и педагогов (К.Д. Ушинский, И.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Н.Г. Комратова, Л. Ф. Грибова, М. Д. Маханёва, О. Л. Князева, Т. А. Серебрякова, И.Е. Абоимова, С.И. Тиманкина. О.А. Скоролупова,)
Методические условия
Изучение передового педагогического опыта коллег по социальному развитию детей дошкольного возраста (М. Фёдорова, М. Барсукова, Т. Гусельникова )
Организационно-педагогические условия
Выступление на районных методических объединениях, проведение открытых занятий
Выступления на педагогических советах МБДОУ «Детский сад № 67», работа в творческой группе.
Публикации в интернет-сообществах.
Слайд 4Актуальность
Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т. к. общество
сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие. К сожалению, приходится констатировать, что материальные ценности стали всё больше доминировать над духовными, дети стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, а больше времени проводить у компьютеров и телевизоров. Родители смещают акценты в сторону интеллектуализации, тогда как природные закономерности свидетельствуют о том, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер.
Социализация детей дошкольного возраста – это требование ФГОС ДО, а именно содержание образовательной области - социально-коммуникативное развитие.
Слайд 5Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Л. В. Выготский считал
дошкольный период необычайно значимым для вхождения ребёнка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который, по его мнению, рассматривается как «врастание в человеческую культуру».
Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространёнными в конкретной местности, что способствует активизации умственной деятельности, доставляет радость, позволяет ощутить себя значимыми и компетентными.
Н. Г. Комратова, Л.Ф. Грибова считают, что именно дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
Т. А. Серебрякова, И. Е. Абоимова подчёркивают, что способность дошкольников к сочувствию, сопереживанию позволяет активно формировать нравственно-положительный опыт общения с миром, стимулировать и поощрять гуманные проявления в их поведении и деятельности.
Слайд 6Цель и задачи
Цель: Создать условия для социализации в процессе ознакомления с
родным краем детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Выявить уровень социализации детей среднего дошкольного возраста.
Разработать и внедрить в образовательный процесс систему знакомства с родным краем на основе методов и средств музейной педагогики и проектной деятельности.
3. Оценить результативность разработанной системы.
Слайд 7Ведущая педагогическая идея
Ознакомление с родным краем будет способствовать социализации детей среднего
дошкольного возраста.
Слайд 8Деятельностный аспект
1 этап работы
1.1. Анализ уровня социализации детей среднего дошкольного возраста.
1.2.
Анализ образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 67» и включение в содержание планирования проектной деятельности по ознакомлению детей с родным краем.
1.3. Проектирование и создание среды группы (организация пространства под мини-музей, оформление уголка «Край родной», «Уголка семьи» и т.д.)
1.4. Внесение в группу пособий, дидактических игр («Профессии», «Кому, что нужно для работы», «Где находятся памятники», «Найди отличия» и др.), репродукций картин: Перов «Тройка», Серебрякова «За завтраком» и др.
Этапы работы:
1 этап - Аналитико-проектировочный
2 этап - Практический этап
3 этап – Рефлексивный этап
Слайд 91.5. Разработана система проектов
Социализация
Мой любимый город – Нижний Новгород
Правила поведения
в природе
Профессия - строитель
Правила поведения
Правила поведения в группе
Правила дорожные каждый должен знать
Правила поведения дома и на улице
Ранняя профориентация
Кто работает в детском саду
Профессии родителей
Наши защитники
Знакомство с профессией медика
Знакомство с родным краем
http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/02/11/proekt-po-sotsialno-nravstvennomu-vospitaniyu-moy - перспективное планирование по проекту «Мой любимый город».
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/11/primer-kalendarnogo-planirovaniya-na-nedelyu-v-ramkah-proekta - календарное планирование по проекту «Знакомство с профессией медика».
Слайд 101.6. Налаживание социального партнерства с семьей
Семинары – практикумы, например на тему
«Индивидуальные особенности детей»;
Родительское собрание на тему «Проблемы личностного развития»;
Консультации на тему «Как помочь ребёнку стать добрым», «Когда формируется совесть» и т.д.;
Привлечение родителей к оформлению мини-музея, пополнения выставок новыми экспонатами, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Посиделки;
Конкурсы;
Выставки;
Мамочка-рукодельница изготовила вывеску для мини-музея
Подгрупповая консультация для родителей
Родители принимают активное участие в пополнении развивающей среды
Слайд 112 этап. Практический этап
2.1 Проектная деятельность
Виртуальная экскурсия по городу
Развлечение «Правила
дорожные знать каждому положено»
Порадуем папу на День защитника Отечества
Игра «Научим Карлсона хорошим манерам»
Слайд 12
Режиссёрская игра «Авария на дороге»
Дидактическая игра «Кому, что нужно для
работы»
Сюжетно-ролевая игра «Больница», деревянный пальчиковый театр
Игра «Поездка на поезде
Дядя Стёпа спасает голубей
Слайд 132.2. Музейная педагогика
Прослушивание русской народной музыки
Подготовим балерину к выступлению
В музей добавили
семейные фотографии
«Мой папа пожарный»
Слайд 142.3. Проведение акций
«Семечко и зёрнышко про запас»
«Добрая зима для птиц»
«Любимый
город – чистый город»
«Ёлочка – зелёная иголочка»
«Украсим планету цветами»
«Люблю тебя мой край родной»
«Спасём ёжика» (сбор батареек)
«Международный день птиц»
Слайд 15Участие детей и родителей в государственных праздниках
и фестивалях
Слайд 16Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
Разработана
система проектов по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с родным краем.
Презентации «Мини-музей в детском саду», «Ранняя профориентация», серия презентаций по ознакомлению с профессиями и т.д., видеоклип «Путешествие по городу»
Разработана программа взаимодействия с родителями по теме «Социализация детей среднего дошкольного возраста».
Разработана система дидактического и методического материала.
Новизна данной работы заключается в разработанной системе по ознакомлению детей с родным краем в соответствии с требованиями ФГОС ДО, которая направлена на социализацию детей среднего дошкольного возраста. Данная система стала активно использоваться в практике работы детского сада.
Слайд 17Результативность
Для изучения уровня социокультурного развития детей применялась методика : «Диагностика педагогического
процесса в средней группе» Н. В. Верещагиной.
Общие критерии оценок:
1 балл – ребёнок не может выполнять все параметры оценки, помощь взрослого не принимает
2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла – ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов – ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Слайд 20Продуктивная деятельность
Работы детей и работы, выполненные совместно со взрослыми
Изготовление макета детского
сада
Герб Нижнего Новгорода (работа выполнена совместно с воспитателем
«Моя семья»
Слайд 21Транслируемость практических достижений
Федеральный уровень.
Победитель Всероссийского творческого конкурса «Солнечный свет» в номинации
«Времена года». https://solncesvet.ru/obratnaya-svyaz/
Победитель 3 степени Всероссийского конкурса для детей и педагогов «Узнавай-ка!» в номинации «Проектная деятельность». https://cloud.mail.ru/public/HoPs/kjaNEvo6g
Победитель Всероссийской олимпиады для педагогов в номинации «Требования ФГОС дошкольного образования к организации образовательной деятельности дошкольников» . http://pedagogcentr.ru/fgos-results
Публикации на Международном образовательном портале: «Тело человека – настоящее чудо», проект «Знакомство с профессией медика детей среднего дошкольного возраста» и др. http://www.maam.ru/users/ofeyaliya
Создание мини-сайта на портале «Социальная сеть работников образования» (публикация статьи в разделе «Методическая разработка» на тему «Проект «Мой любимый город – Нижний Новгород» и др.). http://nsportal.ru/sites/default/files/2017/01/22/proekt_vrach.docx
Создание сайта на интернет-портале «Инфо-урок» и публикация своих материалов. https://infourok.ru/user/rusnak-olesya-valerevna/progress
Публикация в журнале «Воспитатель» (издательство «Сфера» Москва).
Слайд 22
Муниципальный уровень
Выступления на районных методических объединениях. Тема: «Создание условий для
формирования первичных представлений о малой родине средствами музейной педагогики у детей среднего дошкольного возраста».
Участие вместе с детьми в городском конкурсе «Яркая осень».
Участие воспитанников группы в городском конкурсе рисунков «Мой любимый город».
ДОУ
Выступление на педагогических советах ДОУ. Например, по теме « Музейная педагогика, как средство формирования представлений о малой родине». Участие в семинарах, например : «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
Региональный уровень
Участие в смотре –конкурсе УМФ по ГОЧС Нижегородской области имени маршала Советского Союза В. И. Чуйкова на тему «Земля Нижегородская».
Участие в конкурсе «Рыжий кот» в центре дополнительного образования имени Я. А Каменского г. Самара 2017г. http://ginger-cat.ru/
Слайд 23литература
Н. Г. Комратова, Л, Ф, Грибова «Моя малая родина» - Нижний
Новгород 2005 г.
«Мир на моей ладошке» под общей редакцией Т, А, Серебряковой, А. В. Удовика - Нижний Новгород 2013 г.
О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» – Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2006 г.
Н. Г. Комратова «Мир в котором я живу» – Нижний Новгород 1998 г.
Т. А. Серебрякова «Край родной» – Нижний Новгород 2004 г.
Н. В. Микляева, Н. Ф. Лагутина «Музей в детском саду» – Москва 2011 г.
Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова «Наша Родина» – Москва «Просвещение» 1984 г.
Н. В. Микляева, С. И. Семенака «Уроки добра» - Москва «АРКТИ» 2016 г.
Н. Т. Сертакова «Проекты в ДОО» – Москва «Учитель» 2016 г.
О. А. Ботякова, Л. Ф. Голякова, Л. К. Зязева, С. А. Прокофьева, Г. Г. Сорокина, Е. Я. Тимофеева, О. М. Федорова «Российский этнографический музей – детям» - Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2001 г.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: 1990.-С.238.