Слайд 1
СОЗДАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ НЕЗРЯЧЕГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Алиева А.Ш.- учитель-тифлопедагог.
Слайд 2Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в трех документах
1. Программе коррекционной
работы, являющейся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ.
2. Адаптированной основной общеобразовательной программе.
3. Адаптированной образовательной программе, разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Слайд 3Программа коррекционной работы в образовательном учреждении
В соответствии с п. 19.8. ФГОС
начального образования должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и (или) с инвалидностью и оказание помощи детям этой категории в усвоении основной образовательной программы начального общего образования и должна обеспечить:
выявление особых образовательных потребностей;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи;
возможность освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Коррекционная программа предусматривает создание специальных условий воспитания и обучения.
Слайд 4Адаптированная основная образовательная программа
Это образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий
лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, то есть образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов.
(ФЗ, ст.2, п.п. 28)
Слайд 5Адаптированная образовательная программа (АОП)
Это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.
Слайд 6Кроме того, при определении АОП ключевым моментом является понятие «образовательная программа»
Это
комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты).
Это комплекс организационно-педагогических условий (учебный план, календарный учебный график, рабочая программа учебных предметов, курсов, дисциплин(модулей), оценочных и методических материалов).
Слайд 7Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением зрения
Разрабатывается на
базе основной образовательной программы обучающихся с ОВЗ ( с нарушением зрения – слепых, слабовидящих).
При этом адаптированию и модификации подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; способы учебной работы с обучающимися (способы предъявления и выполнения заданий, способы организации коллективной учебной деятельности и мн. др.).
Слайд 8Структура адаптированной образовательной программы может включать несколько модулей:
Индивидуальный учебный план, включающий
объем и формы организации обучения.
Адаптированные программы изучаемых предметов.
Программы психолого-педагогической поддержки (программа логопедической работы, программа работы психолога, программа работы дефектолога (тифлопедагога) – индивидуальные и групповые занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности, включение специфических учебных предметов, необходимых для компенсации нарушений – например, таких как: «Социально-бытовая ориентировка», «Фонетическая ритмика».
Слайд 9Трудности у обучающихся
В определении цвета, формы, размера предметов, формирование нечетких, неполных
или неадекватных зрительных образов у слепых и слабовидящих создает потребность в формировании адекватных зрительных образов.
Потребность в навыках пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро- и макропространстве и др.), выработке координации глаз-рука, мелкой и крупной моторики.
Низкий уровень развития зрительно-моторной координации, плохое запоминание букв, цифр (сходных по написанию), формировании навыков письма (в том числе на основе шрифта Брайля).
Трудности в анализе, синтезе, сравнении, обобщении.
Полное или частичное выпадение зрительной памяти и др.
Слайд 10Ориентиром для составления адаптированной образовательной программы
Могут быть образовательные программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений III-IV видов, а также специализированные учебники для школ этих видов, соответствующая методическая литература.
Содержание учебных пособий для обучения обучающихся с нарушением зрения и с сохранным интеллектом практически не отличается от содержания таких же пособий для обычных учащихся, однако в оформлении учебников и учебных пособий имеется определенная специфика (тексты в учебниках для слепых напечатаны рельефно-точечным шрифтом по системе Луи Брайля и снабжены рельефными рисунками, чертежами, схемами; для слабовидящих используются адаптированные цветные иллюстрации – отсутствуют мелкие детали и выделены четко контуры изображений).
Слайд 11Алгоритм индивидуального подхода в удовлетворении общих и специальных образовательных потребностей обучающегося
с нарушением зрения
1. Подготовительная работа к приему в общеобразовательную организацию («День открытых дверей»; информация о социальных условиях обучающегося; наличие или отсутствие ранней помощи; уровень необходимой компетентности родителей и др.).
2. При поступлении в инклюзивный класс (на основе заключения ПМПК для данного ребенка составляется АОП и заключается договор между школой и родителями (законными представителями) обучающегося о характере предоставляемых образовательных и коррекционно-образовательных услуг, формах и способах участия родителей в процессе обучения и воспитания ребенка с нарушением зрения и ориентировочных результатах инклюзивного обучения).
Слайд 12продолжение
3. АОП предусматривает корректировку как самого учебного процесса
(сроки, содержание учебного плана, формы и методы работы), так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого обучающегося (в том числе комплекс мероприятий по медико-психолого-социально-педагогическому сопровождению).
4. Для реализации АОП и сопровождения этой категории детей должна быть создана комплексная программа реабилитации (тьютор-наставник: осуществляет психологическую и социально-педагогическую поддержку обучающихся и родителей в период адаптации, проводит медицинские, психокоррекционные мероприятия).
Слайд 13
5. При составлении адаптированных программ учебных предметов для
незрячих школьников начальных классов обеспечивается коррекционная направленность всего учебного процесса.
Она выражается, во-первых, в том, что обучение строится на иной знаковой системе. В содержание обучения всех учебных предметов включены специальные разделы по изучению элементов знаковой системы, используемых незрячими: русский язык, развитие речи -изучение системы Брайля; в математике – системы математического кодирования, чтение рельефных чертежей; в музыке – нотная грамота; в изобразительном искусстве – система чтения рельефного рисунка; по ИКТ-обучение незрячего к работе программой речевого доступа, брайлевским дисплеем и т.д.
Во-вторых, расширение представлений незрячих детей о внешнем мире, ознакомление с внешним миром, действиями и деятельностью человека в нем.
Слайд 14
6. Применение наглядных методов требует организации наблюдения (материал
на ощупь).
7. Выполнение практических работ и опытов в инклюзивном обучении целесообразно проводить парами или «бригадами», в которых присутствует смешанный состав обучающихся (взаимопомощь).
8. Принимая во внимание быструю утомляемость учащихся с нарушением зрения, необходимо чередовать и дозировать формы предъявления учебной информации – например: устное сообщение – работа с текстом – работа со схемой – работа с макетом (моделью), работа с компьютером и т.п.
Слайд 15Структура адаптированной образовательной программы для ребенка с нарушением зрения
- Пояснительная программа, раскрывающая содержание особых образовательных потребностей ученика, определяемых на основе заключения и рекомендаций ПМПК;
- Индивидуальный учебный план, включающий объем и формы организации обучения;
- Адаптированные программы изучаемых предметов, включающие компоненты коррекционно-развивающей направленности в соответствии с особенностями нарушений у ребенка, требования к формируемым компетенциям, а также критерии и условия определения результатов обучения;
- Индивидуально-ориентированные программы психолого-педагогической поддержки ребенка в соответствии с рекомендациями ПМПК (программа логопедической работы, программа коррекционной работы психолога, программы работы дефектолога(тифлопедагога) – индивидуальные и групповые занятия; включение специфических учебных предметов, необходимых для компенсации нарушений – например: таких как «Развитие осязания и мелкой моторики», «Развитие мимики и пантомимики» и др.).