Презентация, доклад на тему Современные музыкальные технологии как педагогическая проблема

Содержание

Современные музыкальные технологии как педагогическая проблема

Слайд 1 Любима Оксана Игоревна

Тема: Современные музыкальные технологии как педагогическая проблема.
Любима Оксана Игоревна  Тема: Современные музыкальные

Слайд 2Современные музыкальные технологии как педагогическая проблема

Современные музыкальные технологии как педагогическая проблема

Слайд 3музыкотерапия  вокалотерапия  ритмотерапия терапия творчеством  улыбкотерапия – выполнять эту задачу эффективно помогает метод интеграции деятельности

участников образовательного процесса дошкольного учреждения. Учитывая особенности детей, нужно найти наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития и в этом плане мне как музыкальному руководителю отводится особая роль. Поэтому цель музыкального руководителя – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности. Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в детском саду. Для того, чтобы решить эту основную задачу, используются в работе новые программы и технологии.
музыкотерапия  вокалотерапия  ритмотерапия терапия творчеством  улыбкотерапия –  выполнять эту задачу эффективно помогает метод интеграции деятельности участников

Слайд 4Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства

обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Интеграция в педагогической деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников. Нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия. Цель этого вида занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов

Слайд 5Педагогическая технология – это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада

эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности.
Традиционная (репродуктивная) технология обучения ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне. Ее недостатки: располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, слабо развивает мыслительный потенциал учащихся. Технология развивающего обучения. Из всех существующих отечественных технологий она является одной из наиболее признанных. У её истоков стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков и многие другие. На становление идей этой технологии большое влияние оказали труды Л.С. Выготского, создателя культурно-исторической теории психического развития человека. Он доказал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые в данный момент лежат в зоне ближайшего развития, то есть на определённом этапе развития ребёнок может решать учебные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными товарищами. Технологию развивающего обучения активно разрабатывали Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и их ученики. Д.Б. Эльконин с учётом возрастных особенностей школьников обосновал системнодеятельностный подход к обучению. Идеи технологии развивающего обучения в нашей стране получили широкое распространение среди учителей. Однако рад положений этой технологии остаётся дискуссионным.

Современные технологии музыкального воспитания дошкольников

Педагогическая технология – это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого

Слайд 6Исследования института РАН показали, что дети с врождёнными динамическими характеристиками личности

обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса темпе. Поэтому требования обучать всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности выполнимы не для всех учеников. Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Её появление было вызвано тем, что традиционная классноурочная система, ориентированная на обучение всех детей по унифицированным программам и методикам, не может обеспечить полноценного развития каждого ученика. Учитель в образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы. Эта технология предусматривает уровневую дифференциацию за счет деления потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образователь- ных областях на базовом и вариативном уровнях (базовый уровень определяется государственным стандартом, вариативный – носит творческий характер, но не ниже базового уровня).
Исследования института РАН показали, что дети с врождёнными динамическими характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе

Слайд 7 Технология программированного обучения начала активно внедряться в образовательную практику

с середины 60-х гг. ХХ столетия. Основная цель обучения состоит в улучшении управления учебным процессом. У истоков стояли американские психологи и дидакты Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси. В отечественной науке технологию разрабатывали П.Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, А.М. Матюшкин, Н.Ф. Талызина и др. Технология программированного обучения – это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств. Она обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Основным компонентом программы является так называемый проблемный блок, который требует от учащегося интенсивной интеллектуальной работы. Эта работа предполагает выполнение различных умственных действий, обогащающих объём их знаний. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Технология программированного обучения начала активно внедряться в образовательную практику с середины 60-х гг. ХХ столетия.

Слайд 8Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные

стороны. Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путём собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.
Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Преимущества технологии проблемного обучения: способствует

Слайд 9 Технологию развивающего обучения активно разрабатывали Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и

их ученики. Д.Б. Эльконин с учётом возрастных особенностей школьников обосновал системно-деятельностный подход к обучению. Идеи технологии развивающего обучения в нашей стране получили широкое распространение среди учителей. Однако рад положений этой технологии остаётся дискуссионным. Исследования института РАН показали, что дети с врождёнными динамическими характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса темпе. Поэтому требования обучать всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности выполнимы не для всех учеников. Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Её появление было вызвано тем, что традиционная классно-урочная система, ориентированная на обучение всех детей по унифицированным программам и методикам, не может обеспечить полноценного развития каждого ученика. Учитель в образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы. Эта технология предусматривает уровневую дифференциацию за счет деления потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на базовом и вариативном уровнях (базовый уровень определяется государственным стандартом, вариативный – носит творческий характер, но не ниже базового уровня).
Технологию развивающего обучения активно разрабатывали Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и их ученики. Д.Б. Эльконин с учётом

Слайд 10Существует комплексная инновационная образовательная система «Музыкально- компьютерные технологии в образовании» и

концепция музыкально-компьютерного педагогического образования, осуществляемая через основные образовательные программы системы профессиональной подготовки, систему дополнительного образования, профессиональное развитие педагогов и их методическую поддержку в сети Интернет и включающая эту деятельность в контекст исторического развития музыкальной культуры, искусства и образования. Обращение к ЭМИ позволяет решить важные педагогические задачи, развивать музыкальные способности обучаемых, вовлекая в процесс музыкального образования и активного музыкального творчества многих детей и подростков. Но МКТ не только открывают широкие перспективы в музыкальном творчестве, но и создают новый круг проблем, решение которых может иметь прорывные результаты для музыкально-педагогической науки и практики.
Существует комплексная инновационная образовательная система «Музыкально- компьютерные технологии в образовании» и концепция музыкально-компьютерного педагогического образования, осуществляемая через

Слайд 11К сожалению, сегодня нельзя отметить, что при изучении дисциплин гуманитарного цикла,

в частности, музыки, уровень компьютеризации занимает такое же место, как и при изучении фундаментальных (социально-политических и физико-математических) наук.
Одним из существеннейших препятствий на пути применения современных технологий в области музыкального образования является недостаточное использования там телекоммуникативных технологий. С одной стороны это обусловлено слабым техническим и материальным оснащением школ, с другой – низкой компьютерной грамотностью педагогов-музыкантов, призванных обеспечивать этот процесс. Внедрение инновационно-компьютерных технологий в общую музыкальную культуру вызвало изменение методов и форм получения музыкального образования. Компьютеризация образовательного процесса стала дополнительной мотивацией обучения детей музыке. Интеграция знаний в области информационных технологий и музыкальных творческих навыков вызывает огромный интерес у современных подростков и школьников, побуждает их к развитию творческих способностей, формирует потребность в личностной и творческой самореализации. Очевидно, что дальнейшее развитие системы музыкального школьного образования будет связано с более активным использованием компьютерных технологий в учебном процессе. В связи с этим возникает проблема пересмотра содержания учебных программ с целью привлечения большего количества учащихся и необходимость комплексной подготовки и переподготовки преподавателей музыкальных школ в изучении компьютерных технологий. Только высококвалифицированный педагог, владеющий системой знаний, умений и навыков на уровне высокий требований современности, сможет приобщить к музыкальному искусству.
К сожалению, сегодня нельзя отметить, что при изучении дисциплин гуманитарного цикла, в частности, музыки, уровень компьютеризации занимает

Слайд 12Проблема повышения престижности профессии педагога-музыканта лежит в области финансов и экономики.

Хотя продолжает существовать отношение к культуре, сформированное еще в бюрократическом обществе, по остаточному принципу, положительная динамика в этом вопросе ощущается. Перед музыкантами-педагогами встал вопрос, как на фоне недооценки музыкального образования, в погоне учеников за только «практически значимыми» знаниями, в условиях падения интереса к классическому искусству мотивировать современного ребенка к занятиям музыкой? Ведь в музыкальном образовании достаточно длительное время большинство новых музыкальных направлений никаким образом не отражалось в учебных программах. Музыкальное образование стало отдаляться от потребностей общества в целом и каждого обучающегося в частности. Конструктивное решение этой проблемы началось с переходом всего учебного процесса на новые учебные программы, отвечающие запросам современного ученика и его родителей, с поиском и внедрением действенных форм и методов работы, отвечающих современным реалиям жизни. Задачи, стоящие перед современными музыкантами-педагогами, заметно усложнились и стали гораздо шире той узкоспециальной музыкальной профессиональной подготовки, которую они в свое время получили. Современный преподаватель музыкального класса стал нести колоссальную психологическую, культурно-просветительскую нагрузку. Наши главные трудности в настоящее время заключены не только в умении научить ребенка высокопрофессиональному владению инструментом, но и в недооценке этого имеющего социальное значение фактора.
Проблема повышения престижности профессии педагога-музыканта лежит в области финансов и экономики. Хотя продолжает существовать отношение к культуре,

Слайд 13Современные условия жизни таковы, что наша творческая образовательная деятельность ориентирована на

запросы потребителя (родителя и ребенка), который в большом процентном соотношении хочет учиться «для себя» и тяжело воспринимает монотонный, строго регламентируемый, построенный на многочисленных повторениях, процесс обучения музыке. Сложность решения этой проблемы заключается в том, чтобы умело сочетать высокопрофессиональные методики прошлых лет, не потерявших своей практической значимости, с инновационно-техническими разработками музыкантов-педагогов, стремящимися модернизировать изжившую себя модель обучения. Чтобы регламентировать этот процесс, в каждой школе создаются программы, адаптируемые к современным условиям. Все теоретические изыскания новых форм и методов ведения уроков проходят обязательную апробацию на практике (экспериментальные программы) и лишь после досконального изучения новаторских подходов подтверждаются документально. 
Современные условия жизни таковы, что наша творческая образовательная деятельность ориентирована на запросы потребителя (родителя и ребенка), который

Слайд 14Дошкольное музыкальное воспитание в истории отечественной педагогики

Православная педагогика, частью которого являлась

педагогика музыкального воспитания Древней Руси, имела конечной целью религиозное познание. Само же понятие «мусикия» в церкви наделялось негативным смыслом как принадлежащее народной, а конкретно - скоморошеской культуре, стоявшей на эстетическом полюсе, противоположном христианскому вероучению. «Мусикии», прежде всего инструментальной музыке как сопровождению «игрищ бесовских», противопоставлялось «пение» как «богодухновенное» творчество. Противопоставление понятий «музыка» и «пение» в Древней Руси отмечает Е.В. Николаева, в ее исследованиях указано, что данное разделение отражает противопоставление не инструментальной и вокальной музыки, а только мирской и богослужебной по их внутреннему смыслу. Отсюда, по мнению Е.В. Николаевой, происходит непонятное и нелогичное с точки зрения музыкантов нашего времени название учебной дисциплины «Музыка и пение», многие годы фигурировавшее в программных отечественных документах ХХ в., в котором смешиваются разноуровневые и разноплановые понятия. Возможно, данный термин просто отражает исторически сложившееся разведение данных понятий, имеющее корни в истории Древней Руси (в западных странах такого различия не существовало). «Пение» в древнерусском понимании - это пение богослужебное. Коренное его внутреннее отличие от «музыки» состояло в следующем: музыка - это представление, изображение жизни, а не сама жизнь; пение - не представление, не изображение жизни, а именно сама жизнь. Певчие осуществляли в процессе пения самое важное, самое высокое жизненное предназначение - служение Богу. Истоки такого понимания сущности церковного пения находятся в древнерусских педагогических установках (Г.Б. Корнетов, О.Е. Кошелева). В Древней Руси медленно развивалось теоретическое знание, что наложило отпечаток и на музыкальное воспитание. В древнерусском пении важной была внутренняя сущность, его нравственная составляющая. «Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное строение», была призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственными в своих поступках, что являлось признаком истинной мудрости, идущей от сердца, в отличие от мудрости чисто познавательной», - писал Г.Б. Корнетов. Петь в церкви означало, прежде всего, душевно соответствовать божественному содержанию песнопений. Технологическая же составляющая долгое время оставалась на втором плане.
Дошкольное музыкальное воспитание в истории отечественной педагогикиПравославная педагогика, частью которого являлась педагогика музыкального воспитания Древней Руси, имела

Слайд 15Дошкольное музыкальное воспитание в истории зарубежной педагогики

Музыкальному воспитанию юношества придавалось большое

значение еще в древнем мире. Эпоха Античности явилась важной ступенью в социально-экономическом и духовном развитии человечества. Созданные в эту эпоху духовные сокровища стали основой европейской культуры. Античным системам музыкально-эстетического воспитания свойственен эстетико-педагогический максимализм, проявившийся в использовании искусства преимущественно в воспитательных целях. Музыка в силу своей нравственной направленности считалась важным средством и целью общественного воспитания, а музыкальность человека рассматривалась как социально ценное и определяющее качество личности. Художественная образованность в то время считалась основой образования в целом. Синонимом термина "мусический" был термин "образованный". Музыка, литература, грамматика, рисование и гимнастика составляли основное содержание образования, призванного развить восприимчивость души, нравственность стремлений и чувств, а также силу и красоту тела. Общественное воспитание у греков было неотделимо от эстетического воспитания, основу которого составляла музыка. Музыка понималась ими как универсальное и приоритетное средство общественного воспитания и его цель (спартанцы, Пифагор, Платон, Аристотель). Так, Пифагор считал космос "музыкальным", так же как государство - "музыкально" благоустроенным и подчиненным "правильному" ладу. А поскольку музыка отражает гармонию, то высшая цель человека - сделать свое тело и душу музыкальными. Характерно, что античный материально-чувственный космологизм, для которого важно отношение к космосу как к телу живого человека, совмещался в культуре древних греков с принципом объективизма в отношении к человеку, что выражалось в органической взаимосвязи человека с природой, целостности взгляда на окружающий мир.
Дошкольное музыкальное воспитание в истории зарубежной педагогикиМузыкальному воспитанию юношества придавалось большое значение еще в древнем мире. Эпоха Античности явилась

Слайд 16

Роль историко-педагогического знания в решении проблем музыкального образования
Зарождение музыкального воспитания

восходит корнями к истокам человеческой цивилизации. Музыка как определенный вид деятельности, основанный на присущем человеку музыкальном сознании, сопровождала человечество на всех этапах его развития. Соответственно этому, в течение всего периода становления человеческой культуры осуществлялся и процесс передачи музыкального опыта последующим поколениям. Интерес к зарождению и развитию музыкального воспитания в педагогике вызван объективными причинами, так как сформировались научные школы, изучающие возникновение и развитие музыкального воспитания, которые, в отличие от музыковедческих школ, развивающихся на базе консерваторий, функционируют внутри педагогических вузов и, следовательно, имеют педагогическую базу. Можно сказать что, на исходе ХХ в. возрос интерес к историко-педагогическим исследованиям в целом, и осмысливая пройденный путь, человечество осознает, что история образования и педагогики дает возможность установить эффективность педагогических теорий, направлений, систем. В опыте предыдущих поколений, как положительном, так и отрицательном, мы черпаем ответы на вопросы, которые сегодня ставит перед нами педагогическая реальность. Для подробного и полного рассмотрения эволюции и развития музыкального воспитания в педагогике нами история музыкального воспитания была рассмотрена в соответствии с периодизацией, предложенной Е.В. Николаевой, а именно:
1.Древний период (с древнейших времен до конца Х в.);
2.Российское средневековье (ХI - начало ХVII вв.);
.Вторая треть ХVII - первая треть ХIХ вв.;
.Вторая треть - конец ХIХ в.;
.ХХ век.

Роль историко-педагогического знания в решении проблем музыкального образованияЗарождение музыкального воспитания восходит корнями к истокам человеческой цивилизации.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть