Слайд 1
МДОБУ «Новоарбанский детский сад «Радуга»
Совместная деятельность учителя-логопеда
и инструктора по
физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи
и развитие основных движений
детей с нарушениями речи.
Таныгина О.А., учитель–логопед,
высшая квалификационная категория
Слайд 2Движение и игра –
это физиологическая потребность детей дошкольного возраста.
Двигательная
активность нужна детям не только для хорошего физического, но и для нормального психического развития, ведь движения способствуют в формировании мозговых функций человека, а значит и речи.
Двигаясь, играя, дети запоминают намного больше и легче. Умения и навыки формируются как – бы непроизвольно.
Слайд 3Что такое речевая игра?
Речевая игра – это игра, которая помогает
развивать мышление и речь ребёнка,
преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков,
делает речь богатой и выразительной,
поддерживает интерес детей к занятию и физиологическую потребность в движениях.
В речевых играх есть возможность совершенствовать те основные движения, которые должны быть развиты у детей дошкольного возраста.
Слайд 4Двигательно- речевые игры
решают следующие задачи:
Приобретение детьми опыта
в двигательной деятельности:
- связанной с выполнением упражнений, направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость;
- способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
- становление координации общей моторики;
умение согласовывать слово и жест;
воспитывают умения работать сообща.
Слайд 5ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ,
которые закрепляются
при выполнении общеразвивающих упражнений.
Звук «С»
В лесу
темно – темно (развести в стороны руки)
Совята спят давно (сложенные ладошки под голову, голову на ладошки)
Сова – сова, не спит сова (руки в стороны, взмахи обеими руками)
Летит, летит сова (бег на носках, взмахи руками – «крылья»)
«Самолёт»
Самолёт построим сами ( руки в стороны)
Понесёмся над лесами (руки в стороны как крылья)
Понесёмся над лесами, (бег с поднятыми по сторонам руками)
А потом вернёмся к маме (приседание с понятыми по сторонам руками)
Слайд 6Звук «Ш»
«Тише, мыши» (подвижная игра)
Тише, мыши, тише, мыши (дети на цыпочках
идут к коту, который спит)
Ходит кот по нашей крыше (после последних слов, кот мяукает и бежит за детьми, мыши убегают)
«Белка и шишка»
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку (прыжки, сложив руки перед собой)
Белка шишку уронила (наклоны, руки расслабленно падают вниз)
Прямо в мишку угодила (ходьба на наружной стороне стопы, руки округлены перед собой)
Застонал, заохал мишка:
«На носу вскочила шишка!» (приседание на двух ногах, руки к голове)
Слайд 7Звук «Ж»
«Жук»
Жук жужжит, над ежом кружит, (произносить звук «Ж», кружась вокруг
себя)
А ёжик лежит на жука глядит (руки в стороны, наклониться назад)
Ты, жук, жужжи (бег с поднятыми в сторону руками)
Ты, жук, кружи (произнесение звука» Ж», кружась вокруг себя)
А я полежу, на тебя погляжу (наклон в сторону, руки под голову)
«Ёж и лиса»
Бежит ёжик вдоль дорожек (бег трусцой)
Да скользит по льду (ходьба скользящим шагом)
Говорит ему лисица:
«Дай переведу!» (имитация движений лисы
с поворотами головы направо, налево)
Отвечает серый ёжик:
«У меня две пары ножек;
Сам я перейду!» (ходьба скользящим шагом)
Слайд 8Звук «Л»
«Веник»
Веник пол подметал
(полунаклоны вперёд, руки двигаются внизу из стороны в сторону)
Веник очень устал, (руки в стороны, потягиваемся)
Он улёгся под стул (присели)
Он зевнул и уснул (руки под голову, закрываем глаза).
«Белые гуси»
Белые гуси к ручейку идут (ходьба в вперевалочку, руки за спину, спина прямая)
Белые гуси гусяток ведут (ходьба вперевалочку, руки вы рямляем за спиной)
Белые гуси вышли на луга.
Закричали гуси:
«Га – га – га!»
Слайд 9Звук «Р»
«Барабан»
Левой! Правой! Левой! Правой!
(ходьба с высоким подниманием колен)
На парад идёт отряд. На парад идёт отряд
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит полтора часа подряд.
«Буратино»
Буратино взял топор и пошёл чинить забор
(наклоны вперёд, ходьба в разных направлениях)
Видит он – стоит машина
(остановка, развести руки в стороны «вот такая машина»)
Но машина без бензина (хлопки по бёдрам «досадно»)
Влил бензин он в мотор (руки в кулаки, кулак один над другим «наливаем бензин»)
И наехал на забор
(«заводим мотор», крутя впереди руками, сомкнутыми в кулаки)
Тут Тортилла прибежала (легкий бег на месте)
Буратино отругала ( грозим пальчиком)
Слайд 10Звуковой парад. Маршируй, повторяя на каждый шаг слог.
Тра-тра- тра – маршируем
мы с утра.
Тро-тро-тро – мы едем на метро.
Дры – дры –дры – мы бодры и веселы.
Звуковая зарядка.
Ша – руки в стороны,
Шу – руки вперед,
Ши – вверх прямые руки,
Шо – вверх круглые руки,
Шэ – руки на пояс.
Для автоматизации звука в слогах
Слайд 11Таким образом, при автоматизации звука учитель – логопед работая над определённым
основным движением, знает, какой звук нужно закрепить, а инструктор по физической культуре, знает на какое основное движение нужно обратить внимание в той или иной игре.
Это помогает быстрее автоматизировать звук и тренирует основные движения, которые определены программой. Такие игры могут использовать в своей работе и воспитатели.